Млечный Путь делает волну

В результатах, объявленных на 237-м заседании Американского астрономического общества, ученые из обзора Sloan Digital Sky представили наиболее подробный взгляд на деформацию нашей галактики.

«Наше обычное изображение спиральной галактики представляет собой плоский диск, тоньше блина, мирно вращающийся вокруг центра», рассказывает Синьлун Ченг из Университета Вирджинии, ведущий автор исследования. «Но в действительности все гораздо сложнее».

На протяжении десятилетий астрономы знали, что у многих спиральных галактик на самом деле есть диски с небольшим изгибом, как у картофельных чипсов или виниловых пластинок, слишком долго оставленных на солнце. Такие изгибы есть примерно в 50–70% спиральных галактик, включая наш Млечный Путь.

Как ни удивительно, нам немного известно о деформации Млечного Пути. Застрявшие глубоко внутри и ограниченные только одной точкой зрения с Земли, мы не можем увидеть искривление нашей галактики. Вместо этого необходимо проследить форму деформации, внимательно изучив положение и движение звезд по всему Млечному Пути. Именно это и сделали исследователи, и благодаря данным Sloan Digital Sky Survey они смогли получить более подробный вид, чем прежде, обнаружив, что не только диск галактики деформирован, но и сама деформация перемещается по галактике раз в 440 миллион лет.

«Представьте, что находитесь на трибуне футбольного матча, и толпа начинает махать руками», - говорит Ченг. «Все, что нужно сделать, это встать и сесть, но в результате волна идет по всему стадиону. То же самое и с галактическим искривлением - звезды движутся только вверх и вниз, но волна распространяется по всей галактике».

Чтобы это обнаружить, команда использовала высокоточный спектрограф обсерватории Apache Point Galactic Evolution Experiment (APOGEE), входящий в состав Sloan Digital Sky Survey (SDSS). За свое почти 10-летнее существование APOGEE наблюдал сотни тысяч звезд в Млечном Пути. Он собирает спектры, измерения звездного света разделяют на составляющие длины волн почти так же, как призма разделяет свет на радугу цветов.

«Спектры APOGEE предоставляют информацию о химическом составе и движении отдельных звезд», - объясняет доктор Борха Ангиано из Университета Вирджинии, соавтор исследования. «Это позволяет разделить их на разные группы, что позволяет проследить деформацию отдельно внутри каждой группы звезд».

Но одних спектров APOGEE было недостаточно, чтобы понять деформацию. Чтобы проследить искривление галактики, необходимо очень точно измерить расстояние до звезд. Чтобы получить эти расстояния, команда обратилась к данным спутника Gaia Европейского космического агентства (ESA), который вычисляет расстояния до миллионов звезд путем измерения крошечных возвратно-поступательных колебаний в направлении к звезде.

Объединив данные APOGEE и Gaia, команда смогла создать полные трехмерные карты звезд в Млечном Пути с подробной информацией о положении, скорости и химическом составе каждой. Вооружившись этими измерениями, команда смогла исследовать дальше внешнюю часть нашей галактики, чтобы провести наиболее подробное исследование этого явления.

Анализ показал, что искривление вызвано волной, проходящей через Млечный Путь, заставляя отдельные звезды перемещаться вверх и вниз по плоскости галактики во время движения. Новое исследование позволило более точно измерить скорость и протяженность волны, чем прежде.

Наиболее вероятное объяснение деформации состоит в том, что недавнее взаимодействие со спутниковой галактикой создало гравитационную рябь, и эта рябь продолжала перемещаться по галактике, образуя волну. Ченг объясняет: «Наша лучшая модель состоит в том, что около 3 миллиардов лет назад произошло столкновение со спутниковой галактикой - галактические астрономы считают это относительно недавно».

Подобные результаты показывают, насколько динамичны и как постоянно меняются галактики в астрономических масштабах времени.

Волнение по поводу Млечного Пути только начинается - примерно через 4 миллиарда лет мы столкнемся с галактикой Андромеды, и это событие навсегда изменит нашу галактику.

Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников с...
07.03.21 13:53
Perseverance совершил первую поездку на 21 фут

На этой неделе новейший марсоход НАСА отправился на пыльную красную дорогу, показав на одометре 21 фут во время первого тест-драйва.

Марсоход Perseverance спустился со своей посадочной позиции в четверг, через две недели после приземления на Красной планете в поисках признаков прошлой жизни. Поездка по кругу длилась всего 33 минуты и прошла настолько хорошо, что в пятницу и субботу у шестиколесного вездехода было больше возможностей вождения. «Это действительно начало нашего пути», - сказал Рич Рибер, инженер НАСА, проложивши...
06.03.21 13:59
Впервые обнаружены органические материалы, необходимые для жизни, на поверхности астероида

Новое исследование Royal Holloway обнаружило воду и органические вещества на поверхности образца астероида, привезенного из внутренней части Солнечной системы. Это первый случай, когда на астероиде были обнаружены органические материалы, которые могли стать химическими предшественниками происхождения жизни на Земле.

Образец был привезен на Землю с астероида Итокава во время первой миссии JAXA Хаябуса в 2010 году. Образец показывает, что вода и органическое вещество, происходящие от самого астероида, с течением времени химически эволюционировали. В исследовательском документе говорится, что Итокава постоянно эволюционировал на протяжении миллиардов лет, включая воду и органические материалы из чужеродных внез...
05.03.21 16:30
Открыта суперземля возле Gliese 486

За последние 25 лет астрономы открыли множество экзопланет из камня, льда и газа благодаря конструкции астрономических инструментов, разработанных специально для поиска планет.

Кроме того, используя комбинацию различных методов наблюдений, они смогли определить большое количество масс, размеров и плотности планет, что помогает оценить их внутренний состав и увеличивает количество планет, которые были обнаружены за пределами Солнечной системы. Но изучение атмосферы каменистых планет, которое позволило бы полностью охарактеризовать те экзопланеты, которые похожи на Землю,...