Китайская миссия Tianwen-1 успешно вышла на орбиту Марса

Китай пополнил ряды стран, исследующих Марс.

Первая национальная миссия на Марс, Tianwen-1, прибыла на орбиту вокруг Красной планеты сегодня (10 февраля).

Благодаря этому достижению Китай стал шестой страной, которая отправила зонд на Марс, присоединившись к США, Советскому Союзу, Европе, Индии и Объединенным Арабским Эмиратам, чей орбитальный аппарат Hope достиг Красной планеты вчера (9 февраля).

Сегодняшнее достижение готовит почву для чего-то еще более грандиозного через несколько месяцев - приземления вездеходной пары Tianwen-1 на большой равнине Утопия в северном полушарии Марса, которое состоится в мае этого года. Китай обычно не оглашает детали своих космических миссий заранее, поэтому наверняка неизвестно, когда произойдет эта посадка.

Китай собирался на Марс еще в ноябре 2011 года, запустив орбитальный аппарат Yinghuo-1 в рамках российской миссии по возврату образцов Фобос-Грунт. Но «Фобос-Грунт» так и не покинул околоземную орбиту, а «Yinghuo-1» разбился и сгорел вместе с российским зондом.

Tianwen-1 («Вопросы к Небесам») - это большой шаг вперед по сравнению с Yinghuo-1. Во-первых, эта текущая миссия полностью осуществляется под руководством Китая. Он был разработан Национальным космическим управлением Китая (при некотором международном сотрудничестве) и запущен 23 июля 2020 года на китайской ракете Long March 5.

Tianwen-1 также намного более амбициозен, чем более ранний орбитальный аппарат, который весил всего 115 килограмм. Tianwen-1 поднял чашу весов примерно на 5000 кг на старте, и он состоит из дуэта орбитального и спускаемого аппарата.

Эти аппараты по-разному воспримут масштабы Марса. Орбитальный аппарат будет изучать планету сверху, используя камеру высокого разрешения, спектрометр, магнитометр и радарный прибор для картографирования льда, а также другое научное оборудование.

Орбитальный аппарат также будет ретранслировать сообщения с марсохода, который обладает собственным впечатляющим научным комплексом. Среди оборудования марсохода - камеры, климатические и геологические инструменты, а также георадар, который будет искать водные карманы под поверхностью.

«На Земле в этих карманах могут находиться процветающие сообщества микробов, поэтому их обнаружение на Марсе станет важным шагом в поисках жизни в других мирах», - сообщает Планетарное общество в описании миссии Tianwen-1.

Посадочный модуль будет служить платформой для марсохода, развернув аппарель, по которой колесный аппарат скатится на поверхность Марса. Установка похожа на ту, которую Китай использовал на Луне с луноходами Chang'e 3 и Chang'e 4, последний из которых все еще работает.

Если марсоход и посадочный модуль Tianwen-1 благополучно приземлятся в мае этого года и приступят к работе, Китай станет второй страной после США, которая успешно эксплуатирует аппарат на поверхности Красной планеты в течение значительного количества времени. (Советский Союз совершил первое в истории мягкое приземление на Красной планете в рамках миссии на Марс в 1971 году, но посадочный модуль погиб менее чем через 2 минуты после удара о землю.)

Планируется, что орбитальный аппарат Tianwen-1 проработает по крайней мере один марсианский год (около 687 земных дней), а целевой срок службы марсохода составляет 90 марсианских дней или солей (около 93 земных дней).

Tianwen-1 станет всего лишь разогревом Китая на Марсе, если все пойдет по плану: к 2030 году страна намерена доставить нетронутые образцы марсианского материала на Землю, где их можно будет детально изучить на предмет потенциальных признаков жизни и подсказок тому, как произошел давний переход Марса от относительно теплой и влажной планеты к холодному пустынному миру сегодня.

У НАСА похожие амбиции, и первый этап кампании по возврату образцов с Марса уже начался. В следующий четверг (18 февраля) марсоход Perseverance приземлится внутри кратера Джезеро на Красной планете, начав наземную миссию, в основные задачи которой входит поиск признаков древней марсианской жизни, а также сбор и хранение нескольких десятков образцов.

Образцы Perseverance будут доставлены домой в рамках совместной кампании НАСА и Европейского космического агентства, возможно, уже в 2031 году.

Так что есть много причин держать пальцы скрещенными за успешные приземления на Красную планету.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...