Китайская миссия Tianwen-1 успешно вышла на орбиту Марса

Китай пополнил ряды стран, исследующих Марс.

Первая национальная миссия на Марс, Tianwen-1, прибыла на орбиту вокруг Красной планеты сегодня (10 февраля).

Благодаря этому достижению Китай стал шестой страной, которая отправила зонд на Марс, присоединившись к США, Советскому Союзу, Европе, Индии и Объединенным Арабским Эмиратам, чей орбитальный аппарат Hope достиг Красной планеты вчера (9 февраля).

Сегодняшнее достижение готовит почву для чего-то еще более грандиозного через несколько месяцев - приземления вездеходной пары Tianwen-1 на большой равнине Утопия в северном полушарии Марса, которое состоится в мае этого года. Китай обычно не оглашает детали своих космических миссий заранее, поэтому наверняка неизвестно, когда произойдет эта посадка.

Китай собирался на Марс еще в ноябре 2011 года, запустив орбитальный аппарат Yinghuo-1 в рамках российской миссии по возврату образцов Фобос-Грунт. Но «Фобос-Грунт» так и не покинул околоземную орбиту, а «Yinghuo-1» разбился и сгорел вместе с российским зондом.

Tianwen-1 («Вопросы к Небесам») - это большой шаг вперед по сравнению с Yinghuo-1. Во-первых, эта текущая миссия полностью осуществляется под руководством Китая. Он был разработан Национальным космическим управлением Китая (при некотором международном сотрудничестве) и запущен 23 июля 2020 года на китайской ракете Long March 5.

Tianwen-1 также намного более амбициозен, чем более ранний орбитальный аппарат, который весил всего 115 килограмм. Tianwen-1 поднял чашу весов примерно на 5000 кг на старте, и он состоит из дуэта орбитального и спускаемого аппарата.

Эти аппараты по-разному воспримут масштабы Марса. Орбитальный аппарат будет изучать планету сверху, используя камеру высокого разрешения, спектрометр, магнитометр и радарный прибор для картографирования льда, а также другое научное оборудование.

Орбитальный аппарат также будет ретранслировать сообщения с марсохода, который обладает собственным впечатляющим научным комплексом. Среди оборудования марсохода - камеры, климатические и геологические инструменты, а также георадар, который будет искать водные карманы под поверхностью.

«На Земле в этих карманах могут находиться процветающие сообщества микробов, поэтому их обнаружение на Марсе станет важным шагом в поисках жизни в других мирах», - сообщает Планетарное общество в описании миссии Tianwen-1.

Посадочный модуль будет служить платформой для марсохода, развернув аппарель, по которой колесный аппарат скатится на поверхность Марса. Установка похожа на ту, которую Китай использовал на Луне с луноходами Chang'e 3 и Chang'e 4, последний из которых все еще работает.

Если марсоход и посадочный модуль Tianwen-1 благополучно приземлятся в мае этого года и приступят к работе, Китай станет второй страной после США, которая успешно эксплуатирует аппарат на поверхности Красной планеты в течение значительного количества времени. (Советский Союз совершил первое в истории мягкое приземление на Красной планете в рамках миссии на Марс в 1971 году, но посадочный модуль погиб менее чем через 2 минуты после удара о землю.)

Планируется, что орбитальный аппарат Tianwen-1 проработает по крайней мере один марсианский год (около 687 земных дней), а целевой срок службы марсохода составляет 90 марсианских дней или солей (около 93 земных дней).

Tianwen-1 станет всего лишь разогревом Китая на Марсе, если все пойдет по плану: к 2030 году страна намерена доставить нетронутые образцы марсианского материала на Землю, где их можно будет детально изучить на предмет потенциальных признаков жизни и подсказок тому, как произошел давний переход Марса от относительно теплой и влажной планеты к холодному пустынному миру сегодня.

У НАСА похожие амбиции, и первый этап кампании по возврату образцов с Марса уже начался. В следующий четверг (18 февраля) марсоход Perseverance приземлится внутри кратера Джезеро на Красной планете, начав наземную миссию, в основные задачи которой входит поиск признаков древней марсианской жизни, а также сбор и хранение нескольких десятков образцов.

Образцы Perseverance будут доставлены домой в рамках совместной кампании НАСА и Европейского космического агентства, возможно, уже в 2031 году.

Так что есть много причин держать пальцы скрещенными за успешные приземления на Красную планету.

Нептун и кольца сияют на фотографиях от нового космического телескопа

Наилучший вид Нептуна и его колец за последние несколько десятилетий.

В среду НАСА опубликовало новые снимки самой удаленной планеты Солнечной системы, сделанные космическим телескопом Джеймса Уэбба. На снимках, сделанных в июле, видны не только тонкие кольца Нептуна, но и слабые пылевые полосы, никогда ранее не наблюдаемые в инфракрасном диапазоне, а также 7 из 14 известных спутников. Уэбб уже показал Юпитер во всей красе в серии свежих фотографий, опубликованных ...
25.09.22 10:36
Команда идентифицировала материалы родительского тела на астероиде Рюгу

Международная команда определила, что одна конкретная частица на астероиде Рюгу может пролить свет на неизмененные исходные материалы его родительского тела.

В декабре 2014 года Японское агентство аэрокосмических исследований запустило космический корабль Hayabusa2 к астероиду 162173 Рюгу. В декабре 2020 года капсула для возврата образцов благополучно приземлилась обратно на Землю с собранными нетронутыми кусочками астероида. Рюгу — это древний фрагмент более крупного астероида, сформировавшегося очень рано в истории Солнечной системы, вскоре после ро...
24.09.22 09:35
Эластичные роботизированные генераторы открывают новые идеи захвата энергии

Появляется новый класс упругих преобразователей энергии, способных улавливать энергию от различных движений. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии (NREL) настаивает на их развертывании, первом в серии странных, изогнутых волновых конструкций.

NREL заявляет, что конструкции DEEC-Tec (технологии распределенных встроенных преобразователей энергии) будут лежать в воде, позволяя волнам деформировать их во всех направлениях и получать электричество «почти от всех физических движений или динамических изменений формы». Вместо привода в действие турбины или объединения их для приведения в действие внешнего генератора, они будут построены с исп...
24.09.22 09:18
Астрономы обнаружили пузырь горячего газа возле сверхмассивной черной дыры Млечного Пути

С помощью комплекса радиотелескопов ALMA астрономы обнаружили признаки «горячей точки», вращающейся вокруг Стрельца A* - черной дыры в центре нашей галактики. Открытие помогает астрономам лучше понять загадочную и динамичную среду сверхмассивной черной дыры.

«Мы думаем, что наблюдаем горячий газовый пузырь, кружащий вокруг Стрельца А* на орбите, по размеру схожей с орбитой Меркурия, но совершающей полный оборот примерно за 70 минут. Для этого требуется умопомрачительная скорость около 30% скорости света», — говорит Мацек Вильгус из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне, Германия, который руководил исследованием.Наблюдения были сделаны с помощ...
23.09.22 07:28
Нептун и кольца сияют на фотографиях от нового космического телескопа

Наилучший вид Нептуна и его колец за последние несколько десятилетий.

25.09.22 10:36
Команда идентифицировала материалы родительского тела на астероиде Рюгу

24.09.22 09:35

23.09.22 07:28
Исследователи обнаружили новые доказательства обитаемости океана Энцелада

Поиск внеземной жизни только что стал более интересным, так как группа ученых обнаружила новые доказательства ключевого строительного блока жизни в подповерхностном океане спутника Сатурна Энцелада. Новое моделирование показывает, что океан Энцелада должен быть относительно богат растворенным фосфором, важным компонентом жизни.

«Энцелад — одна из главных целей человечества в поисках жизни в Солнечной системе», считает Кристофер Глейн из Юго-Западного исследовательского института, ведущий специалист по внеземной океанографии. «За годы, прошедшие с тех пор, как космический корабль НАСА Кассини посетил систему Сатурна, мы неоднократно поражались открытиям, которые стали возможными благодаря собранным данным».Космический апп...