Китайская миссия Tianwen-1 успешно вышла на орбиту Марса

Китай пополнил ряды стран, исследующих Марс.

Первая национальная миссия на Марс, Tianwen-1, прибыла на орбиту вокруг Красной планеты сегодня (10 февраля).

Благодаря этому достижению Китай стал шестой страной, которая отправила зонд на Марс, присоединившись к США, Советскому Союзу, Европе, Индии и Объединенным Арабским Эмиратам, чей орбитальный аппарат Hope достиг Красной планеты вчера (9 февраля).

Сегодняшнее достижение готовит почву для чего-то еще более грандиозного через несколько месяцев - приземления вездеходной пары Tianwen-1 на большой равнине Утопия в северном полушарии Марса, которое состоится в мае этого года. Китай обычно не оглашает детали своих космических миссий заранее, поэтому наверняка неизвестно, когда произойдет эта посадка.

Китай собирался на Марс еще в ноябре 2011 года, запустив орбитальный аппарат Yinghuo-1 в рамках российской миссии по возврату образцов Фобос-Грунт. Но «Фобос-Грунт» так и не покинул околоземную орбиту, а «Yinghuo-1» разбился и сгорел вместе с российским зондом.

Tianwen-1 («Вопросы к Небесам») - это большой шаг вперед по сравнению с Yinghuo-1. Во-первых, эта текущая миссия полностью осуществляется под руководством Китая. Он был разработан Национальным космическим управлением Китая (при некотором международном сотрудничестве) и запущен 23 июля 2020 года на китайской ракете Long March 5.

Tianwen-1 также намного более амбициозен, чем более ранний орбитальный аппарат, который весил всего 115 килограмм. Tianwen-1 поднял чашу весов примерно на 5000 кг на старте, и он состоит из дуэта орбитального и спускаемого аппарата.

Эти аппараты по-разному воспримут масштабы Марса. Орбитальный аппарат будет изучать планету сверху, используя камеру высокого разрешения, спектрометр, магнитометр и радарный прибор для картографирования льда, а также другое научное оборудование.

Орбитальный аппарат также будет ретранслировать сообщения с марсохода, который обладает собственным впечатляющим научным комплексом. Среди оборудования марсохода - камеры, климатические и геологические инструменты, а также георадар, который будет искать водные карманы под поверхностью.

«На Земле в этих карманах могут находиться процветающие сообщества микробов, поэтому их обнаружение на Марсе станет важным шагом в поисках жизни в других мирах», - сообщает Планетарное общество в описании миссии Tianwen-1.

Посадочный модуль будет служить платформой для марсохода, развернув аппарель, по которой колесный аппарат скатится на поверхность Марса. Установка похожа на ту, которую Китай использовал на Луне с луноходами Chang'e 3 и Chang'e 4, последний из которых все еще работает.

Если марсоход и посадочный модуль Tianwen-1 благополучно приземлятся в мае этого года и приступят к работе, Китай станет второй страной после США, которая успешно эксплуатирует аппарат на поверхности Красной планеты в течение значительного количества времени. (Советский Союз совершил первое в истории мягкое приземление на Красной планете в рамках миссии на Марс в 1971 году, но посадочный модуль погиб менее чем через 2 минуты после удара о землю.)

Планируется, что орбитальный аппарат Tianwen-1 проработает по крайней мере один марсианский год (около 687 земных дней), а целевой срок службы марсохода составляет 90 марсианских дней или солей (около 93 земных дней).

Tianwen-1 станет всего лишь разогревом Китая на Марсе, если все пойдет по плану: к 2030 году страна намерена доставить нетронутые образцы марсианского материала на Землю, где их можно будет детально изучить на предмет потенциальных признаков жизни и подсказок тому, как произошел давний переход Марса от относительно теплой и влажной планеты к холодному пустынному миру сегодня.

У НАСА похожие амбиции, и первый этап кампании по возврату образцов с Марса уже начался. В следующий четверг (18 февраля) марсоход Perseverance приземлится внутри кратера Джезеро на Красной планете, начав наземную миссию, в основные задачи которой входит поиск признаков древней марсианской жизни, а также сбор и хранение нескольких десятков образцов.

Образцы Perseverance будут доставлены домой в рамках совместной кампании НАСА и Европейского космического агентства, возможно, уже в 2031 году.

Так что есть много причин держать пальцы скрещенными за успешные приземления на Красную планету.

Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников с...
07.03.21 13:53
Perseverance совершил первую поездку на 21 фут

На этой неделе новейший марсоход НАСА отправился на пыльную красную дорогу, показав на одометре 21 фут во время первого тест-драйва.

Марсоход Perseverance спустился со своей посадочной позиции в четверг, через две недели после приземления на Красной планете в поисках признаков прошлой жизни. Поездка по кругу длилась всего 33 минуты и прошла настолько хорошо, что в пятницу и субботу у шестиколесного вездехода было больше возможностей вождения. «Это действительно начало нашего пути», - сказал Рич Рибер, инженер НАСА, проложивши...
06.03.21 13:59
Впервые обнаружены органические материалы, необходимые для жизни, на поверхности астероида

Новое исследование Royal Holloway обнаружило воду и органические вещества на поверхности образца астероида, привезенного из внутренней части Солнечной системы. Это первый случай, когда на астероиде были обнаружены органические материалы, которые могли стать химическими предшественниками происхождения жизни на Земле.

Образец был привезен на Землю с астероида Итокава во время первой миссии JAXA Хаябуса в 2010 году. Образец показывает, что вода и органическое вещество, происходящие от самого астероида, с течением времени химически эволюционировали. В исследовательском документе говорится, что Итокава постоянно эволюционировал на протяжении миллиардов лет, включая воду и органические материалы из чужеродных внез...
05.03.21 16:30
Открыта суперземля возле Gliese 486

За последние 25 лет астрономы открыли множество экзопланет из камня, льда и газа благодаря конструкции астрономических инструментов, разработанных специально для поиска планет.

Кроме того, используя комбинацию различных методов наблюдений, они смогли определить большое количество масс, размеров и плотности планет, что помогает оценить их внутренний состав и увеличивает количество планет, которые были обнаружены за пределами Солнечной системы. Но изучение атмосферы каменистых планет, которое позволило бы полностью охарактеризовать те экзопланеты, которые похожи на Землю,...