Китайская миссия Tianwen-1 успешно вышла на орбиту Марса

Китай пополнил ряды стран, исследующих Марс.

Первая национальная миссия на Марс, Tianwen-1, прибыла на орбиту вокруг Красной планеты сегодня (10 февраля).

Благодаря этому достижению Китай стал шестой страной, которая отправила зонд на Марс, присоединившись к США, Советскому Союзу, Европе, Индии и Объединенным Арабским Эмиратам, чей орбитальный аппарат Hope достиг Красной планеты вчера (9 февраля).

Сегодняшнее достижение готовит почву для чего-то еще более грандиозного через несколько месяцев - приземления вездеходной пары Tianwen-1 на большой равнине Утопия в северном полушарии Марса, которое состоится в мае этого года. Китай обычно не оглашает детали своих космических миссий заранее, поэтому наверняка неизвестно, когда произойдет эта посадка.

Китай собирался на Марс еще в ноябре 2011 года, запустив орбитальный аппарат Yinghuo-1 в рамках российской миссии по возврату образцов Фобос-Грунт. Но «Фобос-Грунт» так и не покинул околоземную орбиту, а «Yinghuo-1» разбился и сгорел вместе с российским зондом.

Tianwen-1 («Вопросы к Небесам») - это большой шаг вперед по сравнению с Yinghuo-1. Во-первых, эта текущая миссия полностью осуществляется под руководством Китая. Он был разработан Национальным космическим управлением Китая (при некотором международном сотрудничестве) и запущен 23 июля 2020 года на китайской ракете Long March 5.

Tianwen-1 также намного более амбициозен, чем более ранний орбитальный аппарат, который весил всего 115 килограмм. Tianwen-1 поднял чашу весов примерно на 5000 кг на старте, и он состоит из дуэта орбитального и спускаемого аппарата.

Эти аппараты по-разному воспримут масштабы Марса. Орбитальный аппарат будет изучать планету сверху, используя камеру высокого разрешения, спектрометр, магнитометр и радарный прибор для картографирования льда, а также другое научное оборудование.

Орбитальный аппарат также будет ретранслировать сообщения с марсохода, который обладает собственным впечатляющим научным комплексом. Среди оборудования марсохода - камеры, климатические и геологические инструменты, а также георадар, который будет искать водные карманы под поверхностью.

«На Земле в этих карманах могут находиться процветающие сообщества микробов, поэтому их обнаружение на Марсе станет важным шагом в поисках жизни в других мирах», - сообщает Планетарное общество в описании миссии Tianwen-1.

Посадочный модуль будет служить платформой для марсохода, развернув аппарель, по которой колесный аппарат скатится на поверхность Марса. Установка похожа на ту, которую Китай использовал на Луне с луноходами Chang'e 3 и Chang'e 4, последний из которых все еще работает.

Если марсоход и посадочный модуль Tianwen-1 благополучно приземлятся в мае этого года и приступят к работе, Китай станет второй страной после США, которая успешно эксплуатирует аппарат на поверхности Красной планеты в течение значительного количества времени. (Советский Союз совершил первое в истории мягкое приземление на Красной планете в рамках миссии на Марс в 1971 году, но посадочный модуль погиб менее чем через 2 минуты после удара о землю.)

Планируется, что орбитальный аппарат Tianwen-1 проработает по крайней мере один марсианский год (около 687 земных дней), а целевой срок службы марсохода составляет 90 марсианских дней или солей (около 93 земных дней).

Tianwen-1 станет всего лишь разогревом Китая на Марсе, если все пойдет по плану: к 2030 году страна намерена доставить нетронутые образцы марсианского материала на Землю, где их можно будет детально изучить на предмет потенциальных признаков жизни и подсказок тому, как произошел давний переход Марса от относительно теплой и влажной планеты к холодному пустынному миру сегодня.

У НАСА похожие амбиции, и первый этап кампании по возврату образцов с Марса уже начался. В следующий четверг (18 февраля) марсоход Perseverance приземлится внутри кратера Джезеро на Красной планете, начав наземную миссию, в основные задачи которой входит поиск признаков древней марсианской жизни, а также сбор и хранение нескольких десятков образцов.

Образцы Perseverance будут доставлены домой в рамках совместной кампании НАСА и Европейского космического агентства, возможно, уже в 2031 году.

Так что есть много причин держать пальцы скрещенными за успешные приземления на Красную планету.

Обнаружены облака на далекой экзопланете

Международная группа астрономов не только обнаружила облака на далекой экзопланете WASP-127b, но и измерила их высоту с поразительной точностью.

Презентация Ромена Алларта на Европейском научном конгрессе (EPSC) 2021 показывает, как, объединив данные космического и наземного телескопов, команда смогла выявить верхнюю структуру атмосферы планеты. Это открывает путь для подобных исследований многих других далеких миров. WASP-127b расположилась на расстоянии более 525 световых лет от нас и представляет собой «горячий Сатурн» - гигантскую пла...
24.09.21 13:18
Гигантская полость в космосе проливает новый свет на формирование звезд

Астрономы, анализирующие трехмерные карты форм и размеров близлежащих молекулярных облаков, обнаружили гигантскую полость в космосе.

Сферическая пустота охватывает около 150 парсеков, почти 500 световых лет, и расположена на небе среди созвездий Персея и Тельца. Исследовательская группа, базирующаяся в Гарвард-Смитсоновсом центре астрофизики считают, что полость образовалась древними сверхновыми звездами, которые взорвались около 10 миллионов лет назад. Таинственная полость окружена молекулярными облаками Персея и Тельца - обл...
23.09.21 10:30
«Офис будущего» хочет стать восходящей звездой Голливуда

В последнем американском проекте MAD ??Architects спроектировала поразительную застекленную башню для Голливуда. Высотное здание, описанное фирмой как офис будущего, будет включать много зелени и поспособствует здоровому балансу между работой и личной жизнью для работающих внутри.

Башня носит название «Звезда», что является отсылкой к ее предполагаемому местоположению на бульваре Сансет в самом сердце Голливуда. MAD также заявляет, что дизайн призван напомнить о Голливудских холмах, которые уже нельзя увидеть в естественном виде, хотя черпать вдохновение в природе - это то, чем компания искренне увлечена, а предыдущие проекты имели форму гор и облаков. Несмотря на то, что ...
22.09.21 10:01
Craft Aero предлагает новый тип крыла на еСВВП

Большинство стартапов еСВВП сосредоточены на аэротакси, где от двух до шести мест, но некоторые думают о большем.

GKN Aerospace и Kelekona, например, работают над тем, чтобы запустить в небо 30-50-местных монстров, используя в большей степени подход общественного транспорта. Калифорнийская Craft Aerospace стремится к чему-то посередине: девятиместному самолету с акцентом на междугородние региональные рейсы. И это делается с помощью силовой установки вертикального взлета и посадки, подобной которой мы никогда...
21.09.21 10:19
Обнаружены облака на далекой экзопланете

24.09.21 13:18
Гигантская полость в космосе проливает новый свет на формирование звезд

23.09.21 10:30
Миссия Inspiration4 на орбиту заканчивается приводнением

В воскресенье четыре космических туриста благополучно завершили свой полет на орбиту приводнением в Атлантическом океане у побережья Флориды.

Их капсула SpaceX спустилась с парашютом в океан незадолго до заката, недалеко от того места, где начался их полет тремя днями ранее. Абсолютно любительский экипаж первым облетел планету без профессионального космонавта. Миллиардер, который заплатил нераскрытые миллионы за поездку, и трое его гостей хотели показать, что обычные люди могут взлетать на орбиту самостоятельно, и основатель SpaceX Ил...
20.09.21 10:09
Китайские астронавты вернулись на Землю после 90-дневной миссии

Три китайских астронавта вернулись на Землю в пятницу после завершения самой продолжительной в истории страны миссии с экипажем.

Капсула раскрыла парашют и приземлилась в пустыне Гоби в 07:34 по московскому времени. «Очень приятно вернуться!» - сказал Тан Хунбо после 90-дневной миссии, что стало рекордом для Китая. «Хочу сказать: папа, мама, я вернулся! В добром здравии и в хорошем настроении!» В заявлении Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) говорится, что экипаж космического корабля "Шэньчжоу-12" наход...