Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников со всего мира. Из-за пандемии коронавируса работа над шестым зеркалом началась за закрытыми дверями, чтобы защитить здоровье команды из 10 человек в лаборатории.

«Самая важная часть телескопа - это собирающее свет зеркало», - сказал Джеймс Фэнсон, руководитель проекта Giant Magellan Telescope. «Чем больше зеркало, тем глубже мы можем заглянуть во Вселенную и тем больше деталей сможем наблюдать. Уникальная конструкция главного зеркала Гигантского Магелланова телескопа состоит из семи самых больших зеркал в мире. Отливка шестого зеркала - важный шаг к завершению. После запуска Гигантский Магелланов телескоп будет давать изображения в 10 раз четче, чем космический телескоп Хаббла. Открытия, которые сделают эти зеркала, изменят наше понимание Вселенной».

Процесс литья гигантского зеркала в лаборатории Ричарда Ф. Кариса в Аризоне включает плавление почти 20 тонн высокочистого боросиликатного стекла с низким коэффициентом расширения в единственной в мире печи, предназначенной для литья гигантских зеркала для телескопов. На пике процесса плавления печь вращается со скоростью 5 оборотов в минуту, нагревая стекло до 1165 градусов Цельсия (2129 F) в течение примерно 5 часов, пока оно не превратится в жидкость в форму. Событие пиковой температуры называется «сильным возгоранием» и произошло 6 марта 2021 года. Затем зеркало переходит в процесс отжига в течение одного месяца, при котором стекло охлаждается, а печь вращается с меньшей скоростью, чтобы снять внутренние напряжения и сделать стекло прочнее. Остынет до комнатной температуры оно через 1,5 месяца. Этот процесс "центробежного литья" придает зеркальной поверхности особую параболическую форму. После охлаждения зеркало будет полироваться в течение двух лет до достижения точности оптической поверхности менее одной тысячной ширины человеческого волоса.

«Я чрезвычайно горжусь тем, как работа зеркальной лаборатории адаптировалась к пандемии, что позволило нашим талантливым и преданным членам зеркальной лаборатории Ричарда Ф. Кариса безопасно продолжать производство зеркал для гигантского Магелланова телескопа», - сказал Буэлл Яннузи, директор обсерватории Стюарда и заведующий кафедрой астрономии Университета Аризоны.

Первые два гигантских зеркала завершены и хранятся в Тусоне, штат Аризона, шестое зеркало присоединится к трем другим, находящимся на разных этапах производства в зеркальной лаборатории. Полировка лицевой поверхности третьего зеркала достигла точности 70 нанометров, и прошло менее одного года с момента завершения. Четвертое зеркало завершило полировку задней поверхности, и уже прикреплены распределители нагрузки, чтобы можно было манипулировать зеркалом во время работы. Пятое зеркало было отлито в ноябре 2017 года, а седьмое зеркало будет отлито в 2023 году. Кроме того, планируется сделать восьмое запасное зеркало, которое можно будет заменить, когда какое-то из зеркал потребует обслуживания.

В конце 2020-х годов гигантские зеркала будут доставлены к будущему дому Гигантского Магелланова телескопа в чилийской пустыне Атакама в обсерватории Лас-Кампанас на высоте более 2500 метров над уровнем моря. Это место известно как одно из лучших астрономических мест на планете с чистым небом, низким уровнем светового загрязнения и стабильным воздушным потоком, обеспечивающим исключительно четкие изображения. Кроме того, расположение объекта в южном полушарии дает телескопу доступ к центру Млечного Пути, что представляет интерес по многим причинам, включая тот факт, что там располагается ближайшая сверхмассивная черная дыра, а также многие другие объекты.

Когда Гигантский Магелланов телескоп будет полностью готов к работе, его массив из 7 зеркал будет иметь общую светосилу 368 квадратных метров (3961 квадратный фут) - этого достаточно, чтобы увидеть выгравированный на монете факел с расстояния почти 160 километров (100 миль). Такая способность обзора в 10 раз больше, чем у знаменитого космического телескопа Хаббл, и в 4 раза больше, чем у долгожданного космического телескопа Джеймса Уэбба, запуск которого ожидается в конце 2021 года. Зеркала также являются важной частью оптической конструкции, которая позволяет Гигантскому Магеллановому телескопу иметь самое широкое поле зрения среди всех чрезвычайно больших телескопов (ELT) в 30-метровом классе. Уникальный оптический дизайн сделает Гигантский Телескоп Магеллана наиболее оптически эффективным ELT, когда дело доходит до использования каждого фотона света, собираемого зеркалами - требуется только два отражения, чтобы направить свет на широкоугольные приборы, и только три отражения, чтобы обеспечить свет для инструментов, которые используют малое поле зрения и максимально возможное пространственное разрешение.

«Эта беспрецедентная комбинация светосилы, эффективности и разрешения изображений позволит нам делать новые открытия во всех областях астрономии, особенно в областях, требующих высочайшего пространственного и спектрального разрешения, таких как поиск других планет», - сказала Ребекка Бернштейн, главный научный сотрудник Гигантского Магелланова телескопа. «У нас будут уникальные возможности для изучения планет с высоким разрешением, что является ключом к пониманию того, имеет ли планета каменистый состав, как Земля, содержит ли она жидкую воду и содержит ли ее атмосфера правильную комбинацию молекул, чтобы сигнализировать о присутствии жизни».

Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...
14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

Все сверхмассивные черные дыры в центрах галактик периодически поглощают материю из своего окружения. Но делают это по-разному.

Такой вывод сделали британские и голландские астрономы в исследовании с ультрачувствительными радиотелескопами в хорошо изученном регионе Вселенной. Астрономы изучали активные галактики с 1950-х годов. Активные галактики имеют сверхмассивную черную дыру в центре, которая поглощает материю. Во время таких активных фаз объекты часто излучают чрезвычайно сильное радио, инфракрасное, ультрафиолетово...
13.04.21 18:39
Запуск вертолета на Марсе отложен для технической проверки

НАСА отложило как минимум на несколько дней первый полет мини-вертолета на Марсе после возникшей проблемы во время испытаний роторов, сообщило агентство.

Полет Ingenuity, который должен был стать первым в истории управляемым полетом на другой планете, был назначен на понедельник по московскому времени, но сейчас отложен как минимум до 14 апреля. Скоростное испытание винта четырехфунтового (1,8 кг) вертолета в пятницу закончилось раньше, чем ожидалось, из-за предупреждения о потенциальной проблеме. «Команда вертолета изучает телеметрию, чтобы диаг...
12.04.21 20:37
Переработанные отходы целлюлозных заводов придают цементу прочность и эластичность

Целлюлозные заводы производят значительное количество отходов, и ученые довольно творчески подходят к тому, как их можно использовать.

Последний пример исходит от исследователей Университета Британской Колумбии (UBC), которые использовали отходы целлюлозного завода в качестве наполнителя для цемента, который оказался более прочным и устойчивым. Отходы, лежащие в основе этого прорыва, известны как зола уноса целлюлозных заводов (PFA), которую целлюлозно-бумажная промышленность Северной Америки производит более миллиона тонн ежего...
11.04.21 16:09

14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

13.04.21 18:39
Запуск вертолета на Марсе отложен для технической проверки

12.04.21 20:37
Вертолет Ingenuity готов к первому полету на Марсе

Летательный аппарат НАСА может совершить свой первый полет над Красной планетой в течение двух дней после успешного первоначального испытания роторов, сообщило в пятницу космическое агентство США.

Текущий план первой в истории попытки управляемого полета на другой планете заключается в том, чтобы 1,8 килограммовый вертолет Ingenuity взлетел с марсианского кратера Джезеро в воскресенье в 22:54 по восточному времени США (05:54 по мск в понедельник) и зависнуть на высоте 3 метров над поверхностью в течение получаса, сообщило НАСА. «С вертолетом все хорошо», - сказал Тим Кэнхэм, руководитель о...