Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников со всего мира. Из-за пандемии коронавируса работа над шестым зеркалом началась за закрытыми дверями, чтобы защитить здоровье команды из 10 человек в лаборатории.

«Самая важная часть телескопа - это собирающее свет зеркало», - сказал Джеймс Фэнсон, руководитель проекта Giant Magellan Telescope. «Чем больше зеркало, тем глубже мы можем заглянуть во Вселенную и тем больше деталей сможем наблюдать. Уникальная конструкция главного зеркала Гигантского Магелланова телескопа состоит из семи самых больших зеркал в мире. Отливка шестого зеркала - важный шаг к завершению. После запуска Гигантский Магелланов телескоп будет давать изображения в 10 раз четче, чем космический телескоп Хаббла. Открытия, которые сделают эти зеркала, изменят наше понимание Вселенной».

Процесс литья гигантского зеркала в лаборатории Ричарда Ф. Кариса в Аризоне включает плавление почти 20 тонн высокочистого боросиликатного стекла с низким коэффициентом расширения в единственной в мире печи, предназначенной для литья гигантских зеркала для телескопов. На пике процесса плавления печь вращается со скоростью 5 оборотов в минуту, нагревая стекло до 1165 градусов Цельсия (2129 F) в течение примерно 5 часов, пока оно не превратится в жидкость в форму. Событие пиковой температуры называется «сильным возгоранием» и произошло 6 марта 2021 года. Затем зеркало переходит в процесс отжига в течение одного месяца, при котором стекло охлаждается, а печь вращается с меньшей скоростью, чтобы снять внутренние напряжения и сделать стекло прочнее. Остынет до комнатной температуры оно через 1,5 месяца. Этот процесс "центробежного литья" придает зеркальной поверхности особую параболическую форму. После охлаждения зеркало будет полироваться в течение двух лет до достижения точности оптической поверхности менее одной тысячной ширины человеческого волоса.

«Я чрезвычайно горжусь тем, как работа зеркальной лаборатории адаптировалась к пандемии, что позволило нашим талантливым и преданным членам зеркальной лаборатории Ричарда Ф. Кариса безопасно продолжать производство зеркал для гигантского Магелланова телескопа», - сказал Буэлл Яннузи, директор обсерватории Стюарда и заведующий кафедрой астрономии Университета Аризоны.

Первые два гигантских зеркала завершены и хранятся в Тусоне, штат Аризона, шестое зеркало присоединится к трем другим, находящимся на разных этапах производства в зеркальной лаборатории. Полировка лицевой поверхности третьего зеркала достигла точности 70 нанометров, и прошло менее одного года с момента завершения. Четвертое зеркало завершило полировку задней поверхности, и уже прикреплены распределители нагрузки, чтобы можно было манипулировать зеркалом во время работы. Пятое зеркало было отлито в ноябре 2017 года, а седьмое зеркало будет отлито в 2023 году. Кроме того, планируется сделать восьмое запасное зеркало, которое можно будет заменить, когда какое-то из зеркал потребует обслуживания.

В конце 2020-х годов гигантские зеркала будут доставлены к будущему дому Гигантского Магелланова телескопа в чилийской пустыне Атакама в обсерватории Лас-Кампанас на высоте более 2500 метров над уровнем моря. Это место известно как одно из лучших астрономических мест на планете с чистым небом, низким уровнем светового загрязнения и стабильным воздушным потоком, обеспечивающим исключительно четкие изображения. Кроме того, расположение объекта в южном полушарии дает телескопу доступ к центру Млечного Пути, что представляет интерес по многим причинам, включая тот факт, что там располагается ближайшая сверхмассивная черная дыра, а также многие другие объекты.

Когда Гигантский Магелланов телескоп будет полностью готов к работе, его массив из 7 зеркал будет иметь общую светосилу 368 квадратных метров (3961 квадратный фут) - этого достаточно, чтобы увидеть выгравированный на монете факел с расстояния почти 160 километров (100 миль). Такая способность обзора в 10 раз больше, чем у знаменитого космического телескопа Хаббл, и в 4 раза больше, чем у долгожданного космического телескопа Джеймса Уэбба, запуск которого ожидается в конце 2021 года. Зеркала также являются важной частью оптической конструкции, которая позволяет Гигантскому Магеллановому телескопу иметь самое широкое поле зрения среди всех чрезвычайно больших телескопов (ELT) в 30-метровом классе. Уникальный оптический дизайн сделает Гигантский Телескоп Магеллана наиболее оптически эффективным ELT, когда дело доходит до использования каждого фотона света, собираемого зеркалами - требуется только два отражения, чтобы направить свет на широкоугольные приборы, и только три отражения, чтобы обеспечить свет для инструментов, которые используют малое поле зрения и максимально возможное пространственное разрешение.

«Эта беспрецедентная комбинация светосилы, эффективности и разрешения изображений позволит нам делать новые открытия во всех областях астрономии, особенно в областях, требующих высочайшего пространственного и спектрального разрешения, таких как поиск других планет», - сказала Ребекка Бернштейн, главный научный сотрудник Гигантского Магелланова телескопа. «У нас будут уникальные возможности для изучения планет с высоким разрешением, что является ключом к пониманию того, имеет ли планета каменистый состав, как Земля, содержит ли она жидкую воду и содержит ли ее атмосфера правильную комбинацию молекул, чтобы сигнализировать о присутствии жизни».

Большинство галактик-компаньонов Млечного Пути совсем не компаньоны

Данные миссии ESA Gaia переписывают историю Млечного Пути. То, что традиционно считалось галактиками-спутниками Млечного Пути, теперь оказалось в основном новичками в нашей галактической среде.

Карликовая галактика - это совокупность от тысячи до нескольких миллиардов звезд. На протяжении десятилетий было широко распространено мнение, что карликовые галактики, окружающие Млечный Путь, являются его спутниками, то есть находятся на орбите вокруг галактики и были нашими постоянными спутниками на протяжении многих миллиардов лет. Теперь движения этих карликовых галактик были вычислены с бесп...
26.11.21 11:48
Neutrinovoltaic - энерготехнология без углеродного следа завоёвывает рынок энергетики

Приоритет внедрения новейших энергетических технологий в связи с поиском решений для удовлетворения растущих потребной человечества в чистой энергии

Приоритет внедрения новейших энергетических технологий в связи с поиском решений  для удовлетворения растущих потребной человечества в чистой  энергии будет определять политику и экономику мирового сообщества ещё долгие десятилетия, поэтому сложившаяся в мире политическая ситуация даёт уникальный шанс технологическим компаниям, работающим  в области энергогенерации, внедрять свои ра...
25.11.21 21:23
Астрономы обнаружили древний коричневый карлик с нетронутыми отложениями лития

Коричневые карлики, известные как «несостоявшиеся звезды», являются естественным связующим звеном между звездами и планетами.

Они более массивны Юпитера, но недостаточно, чтобы сжигать водород, который звезды используют для сияния. Поэтому эти субзвездные объекты не наблюдались до тех пор, пока наблюдатели не обнаружили их в середине 1990-х годов. Коричневые карлики особенно интересны из-за предсказания, что некоторые из них могут сохранить нетронутым свой запас лития, иногда известного как «белая нефть» из-за редкости и...
25.11.21 12:39
Для чего внедряется СМК в военной промышленности

Предприятия оборонной промышленности производят военную спецтехнику для Вооруженных сил РФ.

Деятельность осуществляется на основании лицензии, которую выдает Федеральная служба безопасности или организации, аккредитованные ведомствами Минобороны РФ. Также для таких предприятий действует ГОСТ РВ 0015-002-2020, который введен взамен стандарта 0015-002-2012. Он вступает в законную силу с 1.01.2022 г., однако, обладает правом досрочного применения. В связи с этим при внедрении менеджмента к...
24.11.21 21:14
Большинство галактик-компаньонов Млечного Пути совсем не компаньоны

26.11.21 11:48
Астрономы обнаружили древний коричневый карлик с нетронутыми отложениями лития

25.11.21 12:39
Астрономы открыли более 300 возможных новых экзопланет

Астрономы идентифицировали 366 новых экзопланет во многом благодаря алгоритму, разработанному докторантом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Среди их наиболее примечательных открытий - планетная система, состоящая из звезды и как минимум двух газовых планет-гигантов, каждая примерно размером с Сатурн и расположенных необычно близко друг к другу.

Термин «экзопланеты» используется для описания планет за пределами Солнечной системы. Число экзопланет, которые были идентифицированы астрономами, составляет менее 5000, поэтому идентификация сотен новых является значительным достижением. Изучение такой большой новой группы тел может помочь ученым лучше понять процесс формирования планет и эволюцию орбит, и может дать новое понимание необычности С...
24.11.21 11:22
Астрономы обнаружили черную дыру в NGC 1850

Международная группа астрономов сообщает об обнаружении черной дыры в шаровом скоплении NGC 1850. Недавно обнаруженная черная дыра примерно в 11 раз массивнее Солнца и оказалась частью двойной системы.

Учитывая, что черные дыры нельзя наблюдать напрямую, доказать их существование непросто. Наиболее убедительные доказательства существования черных дыр поступают из двойных систем, в которых можно показать, что видимая звезда вращается вокруг массивного, но невидимого спутника. Поэтому астрономы используют такие системы, чтобы напрямую обнаружить присутствие черной дыры, изучая движение видимого об...