Гигантский джет замечен из черной дыры в ранней Вселенной

С помощью рентгеновской обсерватории Чандра астрономы обнаружили доказательства необычайно длинного джета из сверхмассивной черной дыры в ранней Вселенной.

Если это подтвердится, это будет самая далекая сверхмассивная черная дыра, джет которой обнаружен в рентгеновских лучах и исходит из галактики примерно в 12,7 миллиардах световых лет от Земли. Это может помочь объяснить, как самые большие черные дыры образовались в очень ранний период истории Вселенной.

Источником джета является квазар - быстрорастущая сверхмассивная черная дыра, названная PSO J352.4034-15.3373 (для краткости PJ352-15), которая находится в центре молодой галактики. Это один из двух самых мощных квазаров, обнаруженных с помощью радиоволн в первый миллиард лет после Большого взрыва, и он примерно в миллиард раз массивнее Солнца.

Как сверхмассивные черные дыры могут так быстро расти и достигать такой огромной массы в раннюю эпоху Вселенной? Сегодня это один из ключевых вопросов астрономии.

Несмотря на мощную гравитацию и устрашающую репутацию, черные дыры не обязательно притягивают все, что приближается к ним. Материал, вращающийся вокруг черной дыры в диске, должен потерять скорость и энергию, прежде чем он сможет упасть дальше внутрь и пересечь так называемый горизонт событий, точку невозврата. Магнитные поля могут вызывать эффект торможения на диске, поскольку они приводят в действие джет, что является одним из ключевых способов потери энергии материалом в диске и, следовательно, увеличения скорости роста черных дыр.

«Если карусель на детской площадке движется слишком быстро, ребенку будет трудно двигаться к центру, поэтому кому-то или чему-то нужно замедлить движение», - сказал Томас Коннор из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, который руководил исследованием. «Мы думаем, что вокруг сверхмассивных черных дыр джеты могут забирать достаточно энергии, чтобы материал мог упасть внутрь, а черная дыра могла расти».

Астрономам нужно было наблюдать за PJ352-15 в течение трех дней, используя острое зрение Чандры, чтобы обнаружить следы рентгеновского излучения. Рентгеновское излучение было обнаружено на расстоянии около 160 000 световых лет от квазара в том же направлении, что и более короткие джеты, наблюдаемые в радиоволнах. Для сравнения, весь Млечный Путь охватывает около 100 000 световых лет.

PJ352-15 устанавливает несколько астрономических рекордов. Во-первых, самый длинный джет - наблюдавшийся ранее в течение первого миллиарда лет после Большого взрыва был в длину всего около 5000 световых лет, что соответствует радионаблюдениям PJ352-15. Во-вторых, PJ352-15 находится примерно на 300 миллионов световых лет дальше, чем самый далекий рентгеновский джет, зарегистрированный до него.

«Длина джета значительна, и это означает, что сверхмассивная черная дыра, питающая его, росла в течение большого периода времени», - сказал соавтор Эдуардо Банядос из Института астрономии Макса Планка (MPIA) в Германии. «Этот результат подчеркивает, как рентгеновские исследования далеких квазаров предоставляют важный способ изучения роста самых далеких сверхмассивных черных дыр».

Свет этого джета был испущен, когда Вселенной было всего 0,98 миллиарда лет, что составляет менее одной десятой ее нынешнего возраста. В этот момент интенсивность космического микроволнового фонового излучения (CMB), оставшегося после Большого взрыва, была намного больше, чем сегодня.

Когда электроны в джете улетают от черной дыры со скоростью, близкой к скорости света, они движутся и сталкиваются с фотонами, составляющими реликтовое излучение, повышая энергию фотонов до рентгеновского диапазона, который может быть обнаружен с помощью Чандры. В этом случае яркость рентгеновских лучей значительно выше, чем у радиоволн.

«Наш результат показывает, что рентгеновские наблюдения могут быть одним из лучших способов изучения квазаров с джетами в ранней Вселенной», - сказал соавтор Дэниел Стерн, также из JPL. «Или, другими словами, рентгеновские наблюдения в будущем могут стать ключом к раскрытию секретов нашего космического прошлого».

Статья была принята к публикации в The Astrophysical Journal.

SpaceX отправит людей на Луну

НАСА выбрало SpaceX для высадки первых астронавтов на поверхность Луны, заявило агентство, что стало огромной победой для компании Илона Маска.

Контракт на сумму 2,9 миллиарда долларов предусматривает создание прототипа космического корабля Starship, который проходит испытания на полигоне SpaceX в Техасе. «Сегодня я очень взволнован, и мы все очень рады объявить, что мы наградили SpaceX за продолжение разработки нашей интегрированной системы приземления человека», - сказала Лиза Уотсон-Морган, менеджер программы НАСА. SpaceX опередила B...
17.04.21 18:44
Новая визуализация НАСА исследует изгиб света двойных черных дыр

Пара черных дыр, в миллионы раз больше массы Солнца, вращаются по орбите и совершают гипнотическое па-де-де в новой визуализации НАСА.

На ней показано, как черные дыры искажают и перенаправляют свет, исходящий от водоворота горячего газа, аккреционного диска, который окружает каждую из них. Если смотреть со стороны плоскости орбиты, каждый аккреционный диск приобретает характерный двугорбый вид. Но когда одна проходит перед другой, гравитация черной дыры на переднем плане превращает ее партнера в быстро меняющуюся последовательн...
16.04.21 19:00
Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...
14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

Все сверхмассивные черные дыры в центрах галактик периодически поглощают материю из своего окружения. Но делают это по-разному.

Такой вывод сделали британские и голландские астрономы в исследовании с ультрачувствительными радиотелескопами в хорошо изученном регионе Вселенной. Астрономы изучали активные галактики с 1950-х годов. Активные галактики имеют сверхмассивную черную дыру в центре, которая поглощает материю. Во время таких активных фаз объекты часто излучают чрезвычайно сильное радио, инфракрасное, ультрафиолетово...