Гигантский джет замечен из черной дыры в ранней Вселенной

С помощью рентгеновской обсерватории Чандра астрономы обнаружили доказательства необычайно длинного джета из сверхмассивной черной дыры в ранней Вселенной.

Если это подтвердится, это будет самая далекая сверхмассивная черная дыра, джет которой обнаружен в рентгеновских лучах и исходит из галактики примерно в 12,7 миллиардах световых лет от Земли. Это может помочь объяснить, как самые большие черные дыры образовались в очень ранний период истории Вселенной.

Источником джета является квазар - быстрорастущая сверхмассивная черная дыра, названная PSO J352.4034-15.3373 (для краткости PJ352-15), которая находится в центре молодой галактики. Это один из двух самых мощных квазаров, обнаруженных с помощью радиоволн в первый миллиард лет после Большого взрыва, и он примерно в миллиард раз массивнее Солнца.

Как сверхмассивные черные дыры могут так быстро расти и достигать такой огромной массы в раннюю эпоху Вселенной? Сегодня это один из ключевых вопросов астрономии.

Несмотря на мощную гравитацию и устрашающую репутацию, черные дыры не обязательно притягивают все, что приближается к ним. Материал, вращающийся вокруг черной дыры в диске, должен потерять скорость и энергию, прежде чем он сможет упасть дальше внутрь и пересечь так называемый горизонт событий, точку невозврата. Магнитные поля могут вызывать эффект торможения на диске, поскольку они приводят в действие джет, что является одним из ключевых способов потери энергии материалом в диске и, следовательно, увеличения скорости роста черных дыр.

«Если карусель на детской площадке движется слишком быстро, ребенку будет трудно двигаться к центру, поэтому кому-то или чему-то нужно замедлить движение», - сказал Томас Коннор из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, который руководил исследованием. «Мы думаем, что вокруг сверхмассивных черных дыр джеты могут забирать достаточно энергии, чтобы материал мог упасть внутрь, а черная дыра могла расти».

Астрономам нужно было наблюдать за PJ352-15 в течение трех дней, используя острое зрение Чандры, чтобы обнаружить следы рентгеновского излучения. Рентгеновское излучение было обнаружено на расстоянии около 160 000 световых лет от квазара в том же направлении, что и более короткие джеты, наблюдаемые в радиоволнах. Для сравнения, весь Млечный Путь охватывает около 100 000 световых лет.

PJ352-15 устанавливает несколько астрономических рекордов. Во-первых, самый длинный джет - наблюдавшийся ранее в течение первого миллиарда лет после Большого взрыва был в длину всего около 5000 световых лет, что соответствует радионаблюдениям PJ352-15. Во-вторых, PJ352-15 находится примерно на 300 миллионов световых лет дальше, чем самый далекий рентгеновский джет, зарегистрированный до него.

«Длина джета значительна, и это означает, что сверхмассивная черная дыра, питающая его, росла в течение большого периода времени», - сказал соавтор Эдуардо Банядос из Института астрономии Макса Планка (MPIA) в Германии. «Этот результат подчеркивает, как рентгеновские исследования далеких квазаров предоставляют важный способ изучения роста самых далеких сверхмассивных черных дыр».

Свет этого джета был испущен, когда Вселенной было всего 0,98 миллиарда лет, что составляет менее одной десятой ее нынешнего возраста. В этот момент интенсивность космического микроволнового фонового излучения (CMB), оставшегося после Большого взрыва, была намного больше, чем сегодня.

Когда электроны в джете улетают от черной дыры со скоростью, близкой к скорости света, они движутся и сталкиваются с фотонами, составляющими реликтовое излучение, повышая энергию фотонов до рентгеновского диапазона, который может быть обнаружен с помощью Чандры. В этом случае яркость рентгеновских лучей значительно выше, чем у радиоволн.

«Наш результат показывает, что рентгеновские наблюдения могут быть одним из лучших способов изучения квазаров с джетами в ранней Вселенной», - сказал соавтор Дэниел Стерн, также из JPL. «Или, другими словами, рентгеновские наблюдения в будущем могут стать ключом к раскрытию секретов нашего космического прошлого».

Статья была принята к публикации в The Astrophysical Journal.

Boeing пристыковала капсулу экипажа к космической станции

С испытательным манекеном на борту, капсула астронавтов Boeing впервые взлетела и пристыковалась к Международной космической станции в пятницу, что стало огромным достижением для компании после многих лет фальстартов.

С появлением Starliner НАСА, наконец, осознало свои давние усилия по доставке на космическую станцию капсул с экипажем от конкурирующих американских компаний.У SpaceX уже есть разбег. Компания Илона Маска провела такое же испытание три года назад и с тех пор запустила на космическую станцию 18 астронавтов, а также туристов.«Сегодня знаменательная день», — сообщил по радио астронавт НАСА Боб Хайнс ...
22.05.22 14:15
Инженеры изучают данные телеметрии Вояджера-1

Пока космический корабль НАСА Вояджер-1 продолжает передавать научные данные и в остальном работает в обычном режиме, команда миссии ищет источник проблемы с системными данными.

Команда инженеров космического корабля пытается разгадать загадку: межзвездный исследователь работает нормально, получает и выполняет команды с Земли, а также собирает и возвращает научные данные. Но показания системы артикуляции и управления ориентацией зонда (AACS) не отражают того, что на самом деле происходит на борту. AACS контролирует ориентацию 45-летнего Вояджера. Помимо других задач, он ...
19.05.22 17:28
ВВС США успешно запустили гиперзвуковую ракету с четвертой попытки

Это был четвертый раз, когда ВВС США успешно запустили свое гиперзвуковое оружие быстрого реагирования (ARRW) AGM-183A с борта B-52H Stratofortress 14 мая 2022 года у побережья Южной Калифорнии после трех неудач.

Общий рост международной напряженности привел к тому, что гонка вооружений по созданию практических гиперзвуковых ракет набирает обороты, особенно в Соединенных Штатах, которые ранее больше концентрировались на исследованиях, чем на развертывании. В этом нет ничего удивительного, потому что гиперзвуковое оружие изменит правила игры и изменит ход войны так, как не наблюдалось со времен разработки ...
18.05.22 17:01
Исследователи используют галактику как «космический телескоп» для изучения сердца молодой Вселенной

Уникальный новый инструмент в сочетании с мощным телескопом и небольшой помощью природы дал исследователям возможность заглянуть в галактические ясли в сердце молодой Вселенной.

После Большого взрыва около 13,8 миллиардов лет назад ранняя Вселенная была заполнена огромными облаками нейтрального диффузного газа, известными как затухающие альфа-системы Лаймана, или DLA. Эти DLA служили галактическими питомниками, поскольку газы внутри медленно конденсировались, подпитывая формирование звезд и галактик. Их все еще можно наблюдать сегодня, но это непросто.«DLA — это ключ к по...