Гигантский джет замечен из черной дыры в ранней Вселенной

С помощью рентгеновской обсерватории Чандра астрономы обнаружили доказательства необычайно длинного джета из сверхмассивной черной дыры в ранней Вселенной.

Если это подтвердится, это будет самая далекая сверхмассивная черная дыра, джет которой обнаружен в рентгеновских лучах и исходит из галактики примерно в 12,7 миллиардах световых лет от Земли. Это может помочь объяснить, как самые большие черные дыры образовались в очень ранний период истории Вселенной.

Источником джета является квазар - быстрорастущая сверхмассивная черная дыра, названная PSO J352.4034-15.3373 (для краткости PJ352-15), которая находится в центре молодой галактики. Это один из двух самых мощных квазаров, обнаруженных с помощью радиоволн в первый миллиард лет после Большого взрыва, и он примерно в миллиард раз массивнее Солнца.

Как сверхмассивные черные дыры могут так быстро расти и достигать такой огромной массы в раннюю эпоху Вселенной? Сегодня это один из ключевых вопросов астрономии.

Несмотря на мощную гравитацию и устрашающую репутацию, черные дыры не обязательно притягивают все, что приближается к ним. Материал, вращающийся вокруг черной дыры в диске, должен потерять скорость и энергию, прежде чем он сможет упасть дальше внутрь и пересечь так называемый горизонт событий, точку невозврата. Магнитные поля могут вызывать эффект торможения на диске, поскольку они приводят в действие джет, что является одним из ключевых способов потери энергии материалом в диске и, следовательно, увеличения скорости роста черных дыр.

«Если карусель на детской площадке движется слишком быстро, ребенку будет трудно двигаться к центру, поэтому кому-то или чему-то нужно замедлить движение», - сказал Томас Коннор из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, который руководил исследованием. «Мы думаем, что вокруг сверхмассивных черных дыр джеты могут забирать достаточно энергии, чтобы материал мог упасть внутрь, а черная дыра могла расти».

Астрономам нужно было наблюдать за PJ352-15 в течение трех дней, используя острое зрение Чандры, чтобы обнаружить следы рентгеновского излучения. Рентгеновское излучение было обнаружено на расстоянии около 160 000 световых лет от квазара в том же направлении, что и более короткие джеты, наблюдаемые в радиоволнах. Для сравнения, весь Млечный Путь охватывает около 100 000 световых лет.

PJ352-15 устанавливает несколько астрономических рекордов. Во-первых, самый длинный джет - наблюдавшийся ранее в течение первого миллиарда лет после Большого взрыва был в длину всего около 5000 световых лет, что соответствует радионаблюдениям PJ352-15. Во-вторых, PJ352-15 находится примерно на 300 миллионов световых лет дальше, чем самый далекий рентгеновский джет, зарегистрированный до него.

«Длина джета значительна, и это означает, что сверхмассивная черная дыра, питающая его, росла в течение большого периода времени», - сказал соавтор Эдуардо Банядос из Института астрономии Макса Планка (MPIA) в Германии. «Этот результат подчеркивает, как рентгеновские исследования далеких квазаров предоставляют важный способ изучения роста самых далеких сверхмассивных черных дыр».

Свет этого джета был испущен, когда Вселенной было всего 0,98 миллиарда лет, что составляет менее одной десятой ее нынешнего возраста. В этот момент интенсивность космического микроволнового фонового излучения (CMB), оставшегося после Большого взрыва, была намного больше, чем сегодня.

Когда электроны в джете улетают от черной дыры со скоростью, близкой к скорости света, они движутся и сталкиваются с фотонами, составляющими реликтовое излучение, повышая энергию фотонов до рентгеновского диапазона, который может быть обнаружен с помощью Чандры. В этом случае яркость рентгеновских лучей значительно выше, чем у радиоволн.

«Наш результат показывает, что рентгеновские наблюдения могут быть одним из лучших способов изучения квазаров с джетами в ранней Вселенной», - сказал соавтор Дэниел Стерн, также из JPL. «Или, другими словами, рентгеновские наблюдения в будущем могут стать ключом к раскрытию секретов нашего космического прошлого».

Статья была принята к публикации в The Astrophysical Journal.

Ветры в Большом Красном Пятне Юпитера усиливаются

Подобно скорости приближающегося гонщика, ветры на внешней «полосе» Большого Красного Пятна Юпитера усиливаются - открытие стало возможным только благодаря космическому телескопу Хаббл, который наблюдал за планетой более десяти лет.

Исследователи, анализирующие регулярные «отчеты о штормах» Хаббла, обнаружили, что средняя скорость ветра в пределах границ шторма, известная как высокоскоростное кольцо, с 2009 по 2020 год увеличилась на 8 %. В отличие от этого, ветры возле самой внутренней области красного пятна движутся значительно медленнее. Малиновые облака массивного шторма вращаются против часовой стрелки со скоростью, пре...
28.09.21 09:52
Белые карлики становятся магнитными по мере взросления

По крайней мере, один из четырех белых карликов закончит свою жизнь как магнитная звезда, и поэтому магнитные поля являются важным компонентом их физики.

Новое понимание магнетизма стареющих звезд из недавнего анализа ограниченной по объему выборки белых карликов предоставило лучшие доказательства, как частота магнетизма в белых карликах коррелирует с возрастом. Это поможет объяснить происхождение и эволюцию магнитных полей у белых карликов. Более 90% звезд нашей Галактики заканчивают свою жизнь белыми карликами. Хотя у многих есть магнитное поле,...
27.09.21 12:15
Будущие космонавты смогут получать воду и кислород из лунной почвы

Две вещи необходимы для жизни человека - это вода и кислород, но ни то, ни другое недоступно на Луне. Но благодаря новой технике астронавты когда-нибудь смогут собирать эти элементы из лунной почвы.

Двухэтапный процесс был разработан консорциумом ученых из Политехнического университета Милана, Европейского космического агентства, Итальянского космического агентства и корпорации космических систем OHB. Он основан на существующей технике, используемой в наземных применениях, и использует тот факт, что примерно 50% почвы во всех областях Луны состоит из диоксида кремния и оксида железа, которые ...
26.09.21 12:54
Обнаружены облака на далекой экзопланете

Международная группа астрономов не только обнаружила облака на далекой экзопланете WASP-127b, но и измерила их высоту с поразительной точностью.

Презентация Ромена Алларта на Европейском научном конгрессе (EPSC) 2021 показывает, как, объединив данные космического и наземного телескопов, команда смогла выявить верхнюю структуру атмосферы планеты. Это открывает путь для подобных исследований многих других далеких миров. WASP-127b расположилась на расстоянии более 525 световых лет от нас и представляет собой «горячий Сатурн» - гигантскую пла...