Астрономы обнаружили черную дыру в движении

Ученые давно предположили, что сверхмассивные черные дыры могут блуждать в космосе, но поймать их в движении оказалось непросто.

Исследователи из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики выявили самый ясный на сегодняшний день случай движения сверхмассивной черной дыры. Их результаты опубликованы в Astrophysical Journal.

«Мы не ожидаем, что сверхмассивные черные дыры будут двигаться; они обычно довольствуются тем, что просто сидят без дела», - говорит Доминик Пеше, астроном из Центра астрофизики, руководивший исследованием. «Они настолько тяжелые, что их сложно заставить двигаться. Подумайте, насколько сложнее привести в движение шар для боулинга, чем пнуть футбольный мяч - понимая, что в данном случае «шар для боулинга» в несколько миллионов раз больше массы Солнца. Для этого потребуется довольно мощный удар».

Ученые работали над наблюдением этого редкого явления в течение последних 5 лет, сравнивая скорости сверхмассивных черных дыр и галактик.

«Мы задались вопросом: совпадают ли скорости черных дыр со скоростями галактик, в которых они находятся?» объясняет Пеше. «Мы ожидаем, что у них будет одинаковая скорость. Если это не так, значит черная дыра нарушитель».

Для поиска команда первоначально исследовала 10 далеких галактик и сверхмассивные черные дыры в их ядрах. Они специально изучали черные дыры, содержащие воду в аккреционных дисках.

Когда вода вращается вокруг черной дыры, она производит подобный лазеру луч радиосвета, известный как мазер. По словам Пеше, при изучении комбинированной сетью радиоантенн с использованием метода интерферометрии со сверхдлинной базой (РСДБ), мазеры могут помочь очень точно измерить скорость черной дыры.

Этот метод помог команде определить, что 9 из 10 сверхмассивных черных дыр находятся в состоянии покоя, но одна выделяется и, похоже, находится в движении.

Черная дыра находится в центре галактики J0437 + 2456, на расстоянии 230 миллионов световых лет от Земли. Её масса примерно в 3 миллиона раз больше, чем у Солнца.

Используя последующие наблюдения обсерваторий Аресибо и Джемини, команда подтвердила свои первоначальные выводы. Сверхмассивная черная дыра движется со скоростью около 110 000 миль в час внутри галактики J0437 + 2456.

Но что вызывает движение, неизвестно. Команда подозревает две возможности.

«Возможно, мы наблюдаем последствия слияния двух сверхмассивных черных дыр», - говорит Джим Кондон, радиоастроном из Национальной радиоастрономической обсерватории, принимавший участие в исследовании. «Результат такого слияния может вызвать отдачу новорожденной черной дыры, и мы можем наблюдать ее в момент отдачи или когда она снова успокаивается».

Но есть еще одна, возможно, даже более захватывающая возможность: черная дыра может быть частью двойной системы.

«Несмотря на ожидания, что они должны быть где-то в изобилии, ученым трудно идентифицировать четкие примеры двойных сверхмассивных черных дыр», - говорит Пеше. «То, что мы наблюдаем в галактике J0437 + 2456, является одной из черных дыр в такой паре, а другая остается скрытой для наших радионаблюдений из-за отсутствия мазерного излучения».

Потребуются дальнейшие наблюдения, чтобы установить истинную причину необычного движения этой сверхмассивной черной дыры.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...