Астероид Апофис не опасен для Земли еще 100 лет

Считалось, что сближающийся с Землей астероид представляет небольшой риск столкновения с планетой в 2068 году, но радарные наблюдения исключили эту вероятность.

После его открытия в 2004 году астероид (99942) Апофис был идентифицирован как один из самых опасных астероидов, которые могут столкнуться с Землей. Но астрономы отслеживали Апофис, его орбита стала более определенной и оценка столкновения изменилась.

Результаты новой кампании радиолокационных наблюдений в сочетании с точным анализом орбиты помогли астрономам сделать вывод об отсутствии риска столкновения Апофиса с нашей планетой в течение как минимум столетия.

Апофис, имеющий в поперечнике около 340 метров, быстро приобрел известность как астероид, который может представлять серьезную угрозу для Земли, когда астрономы предсказали его близкий подход к планете в 2029 году. Благодаря дополнительным наблюдениям за околоземными объектами (NEO), риск столкновения в 2029 году был позже исключен, как и потенциальный риск столкновения, связанный с другим близким подходом в 2036 году. Но небольшая вероятность столкновения в 2068 году все еще оставалась.

Когда Апофис совершил далекий облет Земли 5 марта, астрономы воспользовались возможностью использовать мощные радиолокационные наблюдения, чтобы с максимальной точностью уточнить оценку его орбиты вокруг Солнца, что позволило с уверенностью исключить любой риск столкновения в 2068 году и намного позже.

«Столкновение в 2068 году больше не является вероятным, и наши расчеты не показывают риска столкновения по крайней мере в ближайшие 100 лет», - сказал Давид Фарноккиа из Центра изучения околоземных объектов НАСА (CNEOS), который управляется Лабораторией реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. "При поддержке недавних оптических наблюдений и дополнительных радиолокационных наблюдений неопределенность орбиты Апофиса уменьшилась с сотен до нескольких километров по прогнозам на 2029 год. Это значительно улучшило знание его местоположения в 2029 году, что дает больше уверенности в его будущем движении, так что теперь мы можем удалить Апофис из списка рисков».

Опираясь на оптические телескопы и наземный радар для определения характеристик орбиты каждого известного сближающегося с Землей объекта для улучшения долгосрочных оценок опасности, CNEOS вычисляет высокоточные орбиты с поддержкой Координационного бюро планетарной обороны НАСА.

Для создания расчетов орбиты Апофиса, астрономы использовали 70-метровую радиоантенну Обсерватории Голдстоуна в Сети дальней космической связи НАСА, Калифорния, чтобы точно отслеживать движение астероида. «Хотя Апофис недавно сблизился с Землей, он все еще находился на расстоянии почти 17 миллионов километров. Даже в этом случае мы смогли получить невероятно точную информацию о его расстоянии с точностью до 150 метров», - сказала ученый JPL Марина Брозович, руководившая радиолокационной кампанией. «Эта кампания не только помогла нам исключить любой риск столкновения, но и предоставила прекрасную возможность для науки».

Голдстоун также работал в сотрудничестве со 100-метровым телескопом Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, чтобы получить изображения Апофиса.

Хотя радиолокационные изображения Апофиса кажутся пиксельными, изображения имеют разрешение 38,75 метров на пиксель, что замечательно, учитывая, что астероид находился на расстоянии 17 миллионов километров, или примерно в 44 раза дальше чем Луна.

По мере продолжения анализа данные, ученые также надеются узнать больше о форме астероида. Предыдущие радиолокационные наблюдения показали, что Апофис похож на арахис. Это относительно обычная форма для околоземных астероидов диаметром более 200 метров; по крайней мере, каждый шестой имеет две доли.

13 апреля 2029 года астероид Апофис пройдет на расстоянии менее 32 000 километров от поверхности нашей планеты - это ближе, чем расстояние до геостационарных спутников. Во время этого сближения 2029 года Апофис будет виден наземным наблюдателям в Восточном полушарии без помощи телескопа или бинокля. Это также беспрецедентная возможность для астрономов получить крупным планом реликвию Солнечной системы, которая больше не является непосредственной угрозой для планеты.

«Когда я начал работать с астероидами после колледжа, Апофис был образцом опасных астероидов», - сказал Фарноккиа. «Есть определенное чувство удовлетворения, когда его убрали из списка рисков, и мы с нетерпением ждем научных открытий, которые сможем сделать во время его близкого сближения в 2029 году».

SpaceX отправит людей на Луну

НАСА выбрало SpaceX для высадки первых астронавтов на поверхность Луны, заявило агентство, что стало огромной победой для компании Илона Маска.

Контракт на сумму 2,9 миллиарда долларов предусматривает создание прототипа космического корабля Starship, который проходит испытания на полигоне SpaceX в Техасе. «Сегодня я очень взволнован, и мы все очень рады объявить, что мы наградили SpaceX за продолжение разработки нашей интегрированной системы приземления человека», - сказала Лиза Уотсон-Морган, менеджер программы НАСА. SpaceX опередила B...
17.04.21 18:44
Новая визуализация НАСА исследует изгиб света двойных черных дыр

Пара черных дыр, в миллионы раз больше массы Солнца, вращаются по орбите и совершают гипнотическое па-де-де в новой визуализации НАСА.

На ней показано, как черные дыры искажают и перенаправляют свет, исходящий от водоворота горячего газа, аккреционного диска, который окружает каждую из них. Если смотреть со стороны плоскости орбиты, каждый аккреционный диск приобретает характерный двугорбый вид. Но когда одна проходит перед другой, гравитация черной дыры на переднем плане превращает ее партнера в быстро меняющуюся последовательн...
16.04.21 19:00
Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...
14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

Все сверхмассивные черные дыры в центрах галактик периодически поглощают материю из своего окружения. Но делают это по-разному.

Такой вывод сделали британские и голландские астрономы в исследовании с ультрачувствительными радиотелескопами в хорошо изученном регионе Вселенной. Астрономы изучали активные галактики с 1950-х годов. Активные галактики имеют сверхмассивную черную дыру в центре, которая поглощает материю. Во время таких активных фаз объекты часто излучают чрезвычайно сильное радио, инфракрасное, ультрафиолетово...