Астероид Апофис не опасен для Земли еще 100 лет

Считалось, что сближающийся с Землей астероид представляет небольшой риск столкновения с планетой в 2068 году, но радарные наблюдения исключили эту вероятность.

После его открытия в 2004 году астероид (99942) Апофис был идентифицирован как один из самых опасных астероидов, которые могут столкнуться с Землей. Но астрономы отслеживали Апофис, его орбита стала более определенной и оценка столкновения изменилась.

Результаты новой кампании радиолокационных наблюдений в сочетании с точным анализом орбиты помогли астрономам сделать вывод об отсутствии риска столкновения Апофиса с нашей планетой в течение как минимум столетия.

Апофис, имеющий в поперечнике около 340 метров, быстро приобрел известность как астероид, который может представлять серьезную угрозу для Земли, когда астрономы предсказали его близкий подход к планете в 2029 году. Благодаря дополнительным наблюдениям за околоземными объектами (NEO), риск столкновения в 2029 году был позже исключен, как и потенциальный риск столкновения, связанный с другим близким подходом в 2036 году. Но небольшая вероятность столкновения в 2068 году все еще оставалась.

Когда Апофис совершил далекий облет Земли 5 марта, астрономы воспользовались возможностью использовать мощные радиолокационные наблюдения, чтобы с максимальной точностью уточнить оценку его орбиты вокруг Солнца, что позволило с уверенностью исключить любой риск столкновения в 2068 году и намного позже.

«Столкновение в 2068 году больше не является вероятным, и наши расчеты не показывают риска столкновения по крайней мере в ближайшие 100 лет», - сказал Давид Фарноккиа из Центра изучения околоземных объектов НАСА (CNEOS), который управляется Лабораторией реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. "При поддержке недавних оптических наблюдений и дополнительных радиолокационных наблюдений неопределенность орбиты Апофиса уменьшилась с сотен до нескольких километров по прогнозам на 2029 год. Это значительно улучшило знание его местоположения в 2029 году, что дает больше уверенности в его будущем движении, так что теперь мы можем удалить Апофис из списка рисков».

Опираясь на оптические телескопы и наземный радар для определения характеристик орбиты каждого известного сближающегося с Землей объекта для улучшения долгосрочных оценок опасности, CNEOS вычисляет высокоточные орбиты с поддержкой Координационного бюро планетарной обороны НАСА.

Для создания расчетов орбиты Апофиса, астрономы использовали 70-метровую радиоантенну Обсерватории Голдстоуна в Сети дальней космической связи НАСА, Калифорния, чтобы точно отслеживать движение астероида. «Хотя Апофис недавно сблизился с Землей, он все еще находился на расстоянии почти 17 миллионов километров. Даже в этом случае мы смогли получить невероятно точную информацию о его расстоянии с точностью до 150 метров», - сказала ученый JPL Марина Брозович, руководившая радиолокационной кампанией. «Эта кампания не только помогла нам исключить любой риск столкновения, но и предоставила прекрасную возможность для науки».

Голдстоун также работал в сотрудничестве со 100-метровым телескопом Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, чтобы получить изображения Апофиса.

Хотя радиолокационные изображения Апофиса кажутся пиксельными, изображения имеют разрешение 38,75 метров на пиксель, что замечательно, учитывая, что астероид находился на расстоянии 17 миллионов километров, или примерно в 44 раза дальше чем Луна.

По мере продолжения анализа данные, ученые также надеются узнать больше о форме астероида. Предыдущие радиолокационные наблюдения показали, что Апофис похож на арахис. Это относительно обычная форма для околоземных астероидов диаметром более 200 метров; по крайней мере, каждый шестой имеет две доли.

13 апреля 2029 года астероид Апофис пройдет на расстоянии менее 32 000 километров от поверхности нашей планеты - это ближе, чем расстояние до геостационарных спутников. Во время этого сближения 2029 года Апофис будет виден наземным наблюдателям в Восточном полушарии без помощи телескопа или бинокля. Это также беспрецедентная возможность для астрономов получить крупным планом реликвию Солнечной системы, которая больше не является непосредственной угрозой для планеты.

«Когда я начал работать с астероидами после колледжа, Апофис был образцом опасных астероидов», - сказал Фарноккиа. «Есть определенное чувство удовлетворения, когда его убрали из списка рисков, и мы с нетерпением ждем научных открытий, которые сможем сделать во время его близкого сближения в 2029 году».

Ветры в Большом Красном Пятне Юпитера усиливаются

Подобно скорости приближающегося гонщика, ветры на внешней «полосе» Большого Красного Пятна Юпитера усиливаются - открытие стало возможным только благодаря космическому телескопу Хаббл, который наблюдал за планетой более десяти лет.

Исследователи, анализирующие регулярные «отчеты о штормах» Хаббла, обнаружили, что средняя скорость ветра в пределах границ шторма, известная как высокоскоростное кольцо, с 2009 по 2020 год увеличилась на 8 %. В отличие от этого, ветры возле самой внутренней области красного пятна движутся значительно медленнее. Малиновые облака массивного шторма вращаются против часовой стрелки со скоростью, пре...
28.09.21 09:52
Белые карлики становятся магнитными по мере взросления

По крайней мере, один из четырех белых карликов закончит свою жизнь как магнитная звезда, и поэтому магнитные поля являются важным компонентом их физики.

Новое понимание магнетизма стареющих звезд из недавнего анализа ограниченной по объему выборки белых карликов предоставило лучшие доказательства, как частота магнетизма в белых карликах коррелирует с возрастом. Это поможет объяснить происхождение и эволюцию магнитных полей у белых карликов. Более 90% звезд нашей Галактики заканчивают свою жизнь белыми карликами. Хотя у многих есть магнитное поле,...
27.09.21 12:15
Будущие космонавты смогут получать воду и кислород из лунной почвы

Две вещи необходимы для жизни человека - это вода и кислород, но ни то, ни другое недоступно на Луне. Но благодаря новой технике астронавты когда-нибудь смогут собирать эти элементы из лунной почвы.

Двухэтапный процесс был разработан консорциумом ученых из Политехнического университета Милана, Европейского космического агентства, Итальянского космического агентства и корпорации космических систем OHB. Он основан на существующей технике, используемой в наземных применениях, и использует тот факт, что примерно 50% почвы во всех областях Луны состоит из диоксида кремния и оксида железа, которые ...
26.09.21 12:54
Обнаружены облака на далекой экзопланете

Международная группа астрономов не только обнаружила облака на далекой экзопланете WASP-127b, но и измерила их высоту с поразительной точностью.

Презентация Ромена Алларта на Европейском научном конгрессе (EPSC) 2021 показывает, как, объединив данные космического и наземного телескопов, команда смогла выявить верхнюю структуру атмосферы планеты. Это открывает путь для подобных исследований многих других далеких миров. WASP-127b расположилась на расстоянии более 525 световых лет от нас и представляет собой «горячий Сатурн» - гигантскую пла...