Новый телескоп ЕКА в Южной Америке для поиска опасных астероидов

Второй испытательный телескоп ЕКА, расположенный в обсерватории Ла-Силла при Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, увидел «первый свет» - когда новый телескоп впервые используется для наблюдения.

В рамках совместного проекта с ESO телескоп, получивший название TBT2, поскольку является вторым в своем роде после телескопа, построенного ЕКА в Испании, будет внимательно следить за небом в поисках объектов, сближающихся с Землей, которые могут представлять опасность для нашей планеты. 56-сантиметровый телескоп будет работать вместе со своим идентичным партнерским телескопом, расположенным на наземной станции дальнего космоса ЕКА в Себреросе.

«Проект представляет собой «испытательную площадку» для демонстрации возможностей, необходимых для эффективного обнаружения и выполнения последующих наблюдений за объектами, сближающимися с Землей», говорит Клеменс Хиз, руководитель отдела оптических технологий ЕКА и руководитель проекта TBT. «Сами телескопы имеют довольно стандартную конструкцию, но позволят нам разрабатывать и тестировать алгоритмы, дистанционное управление и методы обработки данных, которые наша будущая сеть телескопов Flyeye будет использовать для выполнения автоматизированных ночных съемок всего неба».

Установка и получение первого света с телескопом в Ла-Силла во время пандемии COVID-19 представляла собой серьезную проблему. Это стало возможным только благодаря исключительным усилиям и целеустремленности всех участников, работающих в соответствии со специальными правилами, чтобы обеспечить безопасность всех на объекте в Чили.

В настоящее время известно о более чем 900 000 астероидов в нашей Солнечной системе, из которых около 25 000 являются объектами, сближающимися с Землей, орбита которых приближает их к нам. Более 1000 из этих объектов входят в список риска ЕКА, а это означает, что необходимо следить за ними, проводя тщательные наблюдения.

К счастью, более крупные объекты легче обнаружить, а орбиты известных крупных астероидов уже тщательно изучены. Объекты малого и среднего размера гораздо чаще встречаются в Солнечной системе, и все еще могут нанести серьезный ущерб.

«Чтобы иметь возможность рассчитать риск, связанный с потенциально опасными объектами в Солнечной системе, нам сначала нужно провести перепись этих объектов», - говорит Иво Савиан, менеджер объекта обсерватории ESO в Ла Силья. «Проект TBT - шаг в этом направлении».

Сегодня для поиска угрожающих объектов Солнечной системы астрономы используют традиционные телескопы с узким полем зрения. Поскольку эти телескопы могут одновременно наблюдать только небольшую часть неба, это медленный и утомительный процесс.

В рамках глобальных усилий по ускорению и улучшению этого поиска ЕКА разрабатывает телескоп Flyeye. Его дизайн, вдохновленный насекомыми, дает ему гораздо более широкое поле зрения, позволяя покрывать большие участки неба намного быстрее, чем традиционные конструкции.

Каждую ночь будущая сеть этих телескопов Flyeye будет сканировать небо в поисках посторонних объектов, автоматически отмечая любые, представляющие опасность столкновения, и на следующее утро привлекать к ним внимание исследователей. Первый Flyeye сейчас находится в стадии строительства и планируются к установке на вершине горы в Сицилии, Италия, в 2022 году.

Сеть будет полностью автоматизирована. Программное обеспечение будет координировать планирование и проведение наблюдений и указывать на любые угрожающие открытия.

Собранные данные затем будут отправлены в Центр малых планет, после чего начнутся последующие наблюдения, чтобы лучше понять орбиты этих околоземных объектов и, в конечном итоге, вероятность их столкновения.

Ожидается, что телескоп в Ла-Силла войдет в повседневное использование в конце этого года.

Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...
26.07.21 10:59
Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...