Астрономы заметили мигающего гиганта недалеко от центра галактики

Астрономы заметили гигантскую «мигающую» звезду в центре Млечного Пути, находящуюся на расстоянии более 25 000 световых лет.

Международная группа астрономов наблюдала за звездой VVV-WIT-08, яркость которой уменьшилась в 30 раз, из-за чего она почти исчезла с неба. Хотя многие звезды меняют яркость, потому что пульсируют или затмеваются другой звездой в двойной системе, очень редко звезда становится тусклее в течение нескольких месяцев, а затем снова становится ярче.

Исследователи полагают, что VVV-WIT-08 может принадлежать к новому классу «мерцающих гигантских» двойных звездных систем, где гигантская звезда в 100 раз больше Солнца каждые несколько десятилетий затмевается еще невидимым орбитальным спутником. Спутник, который может быть другой звездой или планетой, окружен непрозрачным диском, который прикрывает гигантскую звезду, заставляя ее исчезнуть и снова появиться в небе.

Открытием руководил доктор Ли Смит из Кембриджского института астрономии, работая с учеными из Эдинбургского университета, Университета Хартфордшира, Варшавского университета в Польше и Университета Андреса Белло в Чили.

«Удивительно, что мы только что наблюдали темный, большой и удлиненный объект, проходящий между нами и далекой звездой, и можем только предполагать его происхождение», - сказал соавтор Сергей Копосов из Эдинбургского университета.

Поскольку звезда расположена в плотной области Млечного Пути, исследователи решили, что какой-то неизвестный темный объект просто случайно дрейфовал перед гигантской звездой. Но моделирование показало, что для такого сценария должно быть неправдоподобно большое количество темных тел, плавающих вокруг галактики.

Еще одна звездная система такого типа известна давно. Гигантская звезда Эпсилон Возничего частично затмевается огромным диском пыли каждые 27 лет, но тускнеет только на 50%. Второй пример, TYC 2505-672-1, был обнаружен несколько лет назад и удерживает текущий рекорд затменной двойной звездной системы с самым длинным орбитальным периодом - 69 лет.

Британская команда также обнаружила еще две необычные звезды-гиганта в дополнение к VVV-WIT-08, предполагая, что это может быть новый класс «мигающих гигантских» звезд.

VVV-WIT-08 был обнаружен с помощью переменных VISTA в обзоре Via Lactea (VVV), проекте с использованием телескопа VISTA в Чили и управляемого Европейской южной обсерваторией, который наблюдал один и тот же миллиард звезд в течение почти десятилетия для поиска примеров с разной яркостью в инфракрасной части спектра.

Один из руководителей проекта профессор Филип Лукас из Университета Хартфордшира сказал: «Иногда мы находим переменные звезды, которые не попадают ни в одну из установленных категорий, которые мы называем объектами «что это такое?» (на английском: What is it?) или «WIT». Мы действительно не знаем, как появились мигающие гиганты. Приятно видеть такие открытия с VVV после стольких лет планирования и сбора данных».

VVV-WIT-08 был обнаружен с использованием данных VVV, но затемнение звезды также наблюдалось с помощью эксперимента по оптическому гравитационному линзированию (OGLE) - длительной кампании наблюдений, проводимой Варшавским университетом. OGLE делает более частые наблюдения, но ближе к видимой части спектра. Эти частые наблюдения были ключевыми для моделирования VVV-WIT-08, и они показали, что гигантская звезда тускнеет на одинаковую величину как в видимом, так и в инфракрасном свете.

Сейчас существует около полдюжины известных звездных систем такого типа, содержащих гигантские звезды и большие непрозрачные диски. «Конечно, еще предстоит найти, но сейчас задача состоит в выяснении, что за скрытые спутники и как они оказались окруженными дисками, несмотря на то, что они вращаются далеко от гигантской звезды», - сказал Смит.

Исследование опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...
23.07.21 11:21
Марсоход Perseverance готовится подобрать первый образец

НАСА завершает подготовку марсохода Perseverance к сбору первого в истории образца марсианской породы, который в будущих запланированных миссиях доставят на Землю.

Шестиколесный ровер ищет интересную с научной точки зрения цель в кратере Езеро. Ожидается, что эта важная часть миссии начнется в течение следующих двух недель. 18 февраля Perseverance приземлился в кратере Езеро, и 1 июня НАСА начало научную фазу миссии, исследуя участок дна кратера площадью 4 квадратных километра, который может содержать самые глубокие и самые древние слои обнаженной коренной ...
22.07.21 11:32
Джефф Безос побывал в космосе

Самый богатый человек по версии Forbes Джефф Безос провел несколько минут за пределами атмосферы планеты во вторник во время первой пилотируемой космической миссии Blue Origin - момент прорыва для сектора космического туризма, который после многих лет задержек теперь готов к старту.

Безупречный 10-минутный прыжок с базы в западном Техасе за линию Кармана (признанная граница начала космоса) и обратно на поверхность для плавной посадки в пустыне привел к появлению четырех новых астронавтов, включая самого старого и самого молодого. Позже Безос сказал, что, как и те, кто был до него, он был «поражен и потрясен Землей и ее красотой, но также и ее хрупкостью». «Одно дело признат...
21.07.21 16:01
На нейтронных звездах оказались лишь миллиметровые горы

Новые модели нейтронных звезд показывают, что их самые высокие горы могут быть меньше миллиметра из-за огромной гравитации на сверхплотных объектах.

Нейтронные звезды - одни из самых плотных объектов во Вселенной: они весят примерно как Солнце, но всего около 10 км в поперечнике, что примерно соответствует размеру большого города. Из-за своей компактности нейтронные звезды обладают огромным гравитационным притяжением, примерно в миллиард раз сильнее Земли. Это сжимает каждую деталь на поверхности до крошечных размеров и означает, что звездный...