Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе.

Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заметное даже невооруженным глазом, привело Мигеля Монтарже и его команду к тому, чтобы направить VLT на звезду в конце 2019 года. Изображение, сделанное в декабре 2019 года, по сравнению с более ранним изображением, сделанным в январе того же года, показал, что поверхность звезды была значительно темнее, особенно в южной области. Но астрономы не знали почему.

Команда продолжила наблюдать за звездой во время Великого затемнения, сделав еще два изображения в январе и марте 2020 года. К апрелю 2020 года звезда вернулась к своей нормальной яркости.

«На этот раз мы наблюдали изменение внешнего вида звезды в реальном времени в течение нескольких недель», - говорит Монтарж из Парижской обсерватории, Франция, и университета К.Ю. Лёвена, Бельгия. Опубликованные изображения - единственные, которые у нас есть, на которых видно, что поверхность Бетельгейзе меняет яркость с течением времени.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, команда показала, что таинственное затемнение было вызвано пыльной вуалью, затеняющей звезду, которая была результатом падения температуры на поверхности звезды Бетельгейзе.

Поверхность Бетельгейзе регулярно меняется по мере того, как гигантские пузыри газа перемещаются, сжимаются и разбухают внутри звезды. Команда пришла к выводу, что за некоторое время до Великого затемнения звезда выбросила большой газовый пузырь, который удалялся от нее. Когда вскоре после этого участок поверхности остыл, понижения температуры было достаточно, чтобы газ конденсировался в твердую пыль.

«Мы были непосредственными свидетелями образования так называемой звездной пыли», - говорит Монтарж, чье исследование свидетельствует о том, что образование пыли может происходить очень быстро и вблизи поверхности звезды. «Пыль, выброшенная из холодных эволюционировавших звезд, может стать строительным материалом для планет земного типа и жизни», - добавляет Эмили Кэннон из К.Ю. Лёвена, которая принимала участие в исследовании.

В Интернете было высказано предположение, что падение яркости Бетельгейзе произошло не только в результате пыльной вспышки, но и в связи с ее неизбежной гибелью в результате взрыва сверхновой. Сверхновая не наблюдалась в нашей галактике с 17 века, поэтому современные астрономы не совсем уверены, чего ожидать от звезды в преддверии такого события. Но это новое исследование подтверждает, что Великое затемнение Бетельгейзе не было ранним признаком того, что звезда движется к своей кончине.

Наблюдение за тускнением такой узнаваемой звезды было волнующим как для профессиональных астрономов, так и для любителей, как подытожил Кэннон: «Глядя на звезды ночью, эти крошечные мерцающие точки света кажутся вечными. Затемнение Бетельгейзе разрушает эту иллюзию».

Команда использовала инструмент Spectro-Polarimetric High-Contrast Exoplanet REsearch (SPHERE) на VLT ESO, чтобы получить прямое изображение поверхности Бетельгейзе вместе с данными инструмента GRAVITY на Интерферометре Очень Большого Телескопа ESO (VLTI), чтобы контролировать звезду во время затемнения. Телескопы, расположенные в обсерватории ESO Паранал в чилийской пустыне Атакама, были «жизненно важным диагностическим инструментом в раскрытии причины этого затемнения», - говорит Кэннон. «Мы смогли наблюдать звезду не только как точку, но и смогли детализировать ее поверхность и наблюдать за ней на протяжении всего события», - добавляет Монтарж.

Монтарж и Кэннон с нетерпением ждут того, что будущее астрономии, в частности, Чрезвычайно Большой телескоп (ELT) ESO привнесет в их исследование Бетельгейзе, красной звезды-сверхгиганта. «Благодаря способности достигать беспрецедентного пространственного разрешения, ELT позволит нам напрямую отображать Бетельгейзе с отличными деталями», - говорит Кэннон. «Это также значительно расширит выборку красных сверхгигантов, поверхность которых мы сможем разрешить с помощью прямых изображений, что еще больше поможет разгадать тайны ветров массивных звезд».

Исследование было представлено в статье «Пыльная вуаль, затеняющая Бетельгейзе во время Великого затемнения», в Nature.

Хаббл нашел доказательства водяного пара у Европы

Наблюдения Европы, ледяной луны Юпитера, с помощью космического телескопа Хаббла показали наличие стойкого водяного пара, но только в одном полушарии.

Европа скрывает под ледяной поверхностью огромный океан, что может предложить условия, благоприятные для жизни. Этот результат расширяет понимание астрономами атмосферной структуры ледяных лун и помогает заложить основу для запланированных научных миссий в систему Юпитера, чтобы исследовать, может ли среда в полумиллиарда миль от Солнца поддерживать жизнь. Предыдущие наблюдения водяного пара на Е...
15.10.21 10:37
Ученые увидели будущее Солнечной системы

Астрономы обнаружили самую первую подтвержденную планетную систему, которая напоминает ожидаемую судьбу Солнечной системы, когда Солнце взорвется примерно через 5 миллиардов лет.

Исследователи обнаружили систему с помощью обсерватории Кека на острове Мауна-Кея на Гавайях. Она состоит из планеты, подобной Юпитеру, с орбитой, как у Юпитера, вращающейся вокруг белого карлика, расположенного недалеко от центра Млечного Пути. «Это свидетельство подтверждает, что планеты, вращающиеся на достаточно большом расстоянии, могут продолжать существовать после смерти своей звезды», - г...
14.10.21 17:30
Странные радиоволны исходят из галактического центра

Астрономы обнаружили необычные сигналы, исходящие со стороны центра Млечного Пути. Радиоволны не соответствуют ни одной из ныне понятых схем переменного радиоисточника и могут указывать на новый класс звездных объектов.

«Самым странным свойством этого нового сигнала является его очень высокая поляризация. Это означает, что его свет колеблется только в одном направлении, но это направление вращается со временем», - сказал Цзитенг Ван, ведущий автор нового исследования и студент Школы физики Сиднейского университета. «Яркость объекта также резко меняется, до 100 раз, и сигнал включается и выключается, по всей видим...
13.10.21 11:09
Радиосигналы далеких звезд предполагают наличие скрытых планет

Используя самую мощную радиоантенну в мире, ученые обнаружили звезды, неожиданно испускающие радиоволны, что указывает на возможность существования скрытых планет.

Доктор Бенджамин Поуп из Университета Квинсленда и его коллеги из Голландской национальной обсерватории ASTRON вели поиск планет с помощью самого мощного в мире радиотелескопа Low Frequency Array (LOFAR), расположенного в Нидерландах. «Мы обнаружили сигналы от 19 далеких красных карликов, четыре из которых лучше всего объясняются существованием планет, вращающихся вокруг них», - прокомментировал ...