Отсутствие воды исключает жизнь на Венере

Исследование, измеряющее концентрацию воды в атмосфере Венеры, пришло к выводу, что знакомая нам жизнь невозможна среди капель серной кислоты, составляющих знаменитое облачное небо планеты.

Поиски жизни на ближайшем соседе казались безрезультатными, пока в статье 2020 года не возродились надежды на Венеру. В ней ученые заявили, что обнаружила в облаках планеты газ фосфин, который вырабатывается бактериями на Земле.

С тех пор авторы поставили под сомнение свои собственные открытия.

Но это утверждение вдохновило ученых во главе с Королевским университетом в Белфасте проверить теорию под другим углом: достаточно ли воды в атмосфере Венеры, чтобы сделать жизнь возможной.

В 2017 году микробиолог Джон Холлсворт обнаружил наземный гриб, который может выжить при относительной влажности 58,5% - в наиболее засушливых условиях, при которых измерялась биологическая активность.

«Мы хотели доказать, что самые экстремальные и терпимые микробы на Земле потенциально могут иметь активность на Венере», - сказал Холлсворт.

Но ничто не может справиться с крошечным количеством воды в атмосфере планеты, что эквивалентно относительной влажности 0,4%.

«Это более чем в 100 раз меньше, чем нужно. Это почти нижняя граница шкалы, на непреодолимом расстоянии от того, что требуется жизни для активности».

Юпитер более оптимистичен

Чтобы рассчитать концентрацию воды, ученые использовали существующие измерения семи американских и советских зондов и одного орбитального аппарата, отправленного к Венере в конце 1970-х - начале 1980-х годов.

Крис Маккей, ученый-планетолог НАСА и соавтор исследования, опубликованного в Nature Astronomy, отметил, что выводы исследования были основаны на ограниченных доступных прямых наблюдениях и поэтому являются неполными.

«Трудно представить, что результаты изменятся по мере того, как мы будем проводить дальнейшие исследования», - сказал Маккей.

Команда также проанализировала измерения, полученные с зондов, побывавших на других планетах, и обнаружила потенциально нужное количество активности воды для поддержания жизни в облаках Юпитера.

«Результаты были гораздо более оптимистичными, чем на Венере», сказал Маккей. «Есть по крайней мере слой в облаках Юпитера, где удовлетворяются потребности в воде».

Но он подчеркнул, что гораздо легче исключить жизнь в атмосфере Венеры, чем доказать, что жизнь возможна в облаках Юпитера.

«Чтобы показать, что этот слой пригоден для жизни, нам нужно будет пройти через все требования для жизни и показать, что все они выполняются», - сказал он, добавив, что определение таких вещей, как ультрафиолетовое облучение и источники энергии, потребует дальнейшего изучения.

Поиск жизни

Еще три миссии на Венеру запланированы примерно на 2030 год, и Маккей уверен, что они подтвердят измерения, использованные для исследования.

Он также сказал, что одна миссия может пролить свет на вопрос, который не рассматривается в текущих исследованиях: могла ли жизнь существовать на Венере несколько миллиардов лет назад.

«Могло быть время, когда Венера была похожа на Землю», сказал Маккей. «Одна из миссий будет пролетать через атмосферу и измерять следы газов ... что многое расскажет об эволюционной истории Венеры и начнет отвечать на такие вопросы: сколько атмосферы было на Венере, куда она ушла, что произошло?»

Авторы исследования надеются, что их метод определения активности воды будет применен к планетам за пределами Солнечной системы, особенно с предстоящим запуском космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) в конце года.

«JWST сможет определять атмосферные профили температуры, давления и содержания воды в атмосферах экзопланет», - говорится в исследовании. «Это позволит оценить активность воды в атмосфере, используя наш подход».

Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...
29.07.21 09:37
Астрономы показали образование планет в двойных системах

Астрономы разработали наиболее реалистичную на сегодняшний день модель образования планет в двойных звездных системах.

Исследователи из Кембриджского университета и Института внеземной физики Макса Планка показали, как экзопланеты в двойных звездных системах возникли, не будучи разрушенными в хаотичной среде рождения. Они изучили тип двойной системы, в которой меньшая звезда-компаньон вращается вокруг большей родительской звезды примерно раз в 100 лет - наш ближайший сосед, Альфа Центавра, является примером такой...
28.07.21 09:56
Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...