Ученые приблизились к разгадке тайны метана на Марсе

Почему одни научные инструменты обнаруживают газ на Красной планете, а другие - нет?

Сообщение об обнаружении метана на Марсе захватили ученых. На Земле значительное количество метана производят микробы, которые помогают большинству сельскохозяйственных животных переваривать растения. Этот процесс пищеварения заканчивается выдыханием газа в воздух.

Хотя на Марсе нет крупного рогатого скота, овец или коз, обнаружение там метана очень интересно, потому что это может означать, что микробы жили или живут на Красной планете. Но метан не мог иметь ничего общего с микробами или какой-либо другой биологией. Геологические процессы, которые связаны с взаимодействием горных пород, воды и тепла, также могут его производить.

Прежде чем идентифицировать источники метана на Марсе, ученые должны ответить на вопрос, который их мучил: почему одни инструменты обнаруживают газ, а другие - нет? Например, марсоход НАСА Curiosity неоднократно обнаруживал метан прямо над поверхностью кратера Гейла. Но орбитальный аппарат ExoMars Trace Gas Orbiter ЕКА (Европейского космического агентства) не обнаружил метана выше в марсианской атмосфере.

«Когда орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter появился на борту в 2016 году, я ожидал, что команда орбитального аппарата сообщит, что повсюду на Марсе есть небольшое количество метана», - сказал Крис Вебстер, руководитель перестраиваемого лазерного спектрометра (TLS) в лаборатории анализа образцов в химической лаборатории Марса (SAM) на борту марсохода Curiosity.

TLS измеряет в среднем менее половины объема метана на миллиард в кратере Гейла. Это эквивалентно щепотке соли, разбавленной в бассейне олимпийского размера. Эти измерения сопровождались загадочными скачками до 20 частей на миллиард в объеме.

«Когда европейская группа объявила, что метана не обнаружено, я был определенно шокирован», - сказал Вебстер.

Европейский орбитальный аппарат был разработан как золотой стандарт для измерения метана и других газов на всей планете. В то же время TLS Curiosity настолько точен, что он будет использоваться для раннего обнаружения пожара на Международной космической станции и для отслеживания уровня кислорода в костюмах космонавтов. Он также был лицензирован для использования на электростанциях, на нефтепроводах и в истребителях, где пилоты смогут контролировать уровни кислорода и углекислого газа в лицевых масках.

Тем не менее, Вебстер и команда SAM были потрясены открытиями европейского орбитального аппарата и немедленно приступили к тщательному изучению измерений TLS на Марсе.

Некоторые эксперты предположили, что газ выпускал сам марсоход. «Итак, мы рассмотрели корреляции с наведением марсохода, землей, дроблением камней, износом», - сказал Вебстер. «Я не могу переоценить усилия, которые команда приложила, чтобы изучить каждую мелочь, и убедиться, что эти измерения верны, и это так».

Вебстер и его команда сообщили о результатах в журнале Astronomy & Astrophysics.

Пока группа SAM работала над подтверждением обнаружения метана, другой член научной группы Curiosity, ученый-планетолог Джон Э. Мур из Йоркского университета в Торонто, в 2019 году опубликовал интригующий прогноз. «Я задался вопросом: что, если Curiosity и орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter оба правы?», - сказал Мур.

Мур и другие члены команды Curiosity, изучающие характер ветра в кратере Гейла, выдвинули гипотезу, что расхождение между измерениями метана связано с временем суток, в которое они были сделаны. Поскольку ему требуется много энергии, TLS работает в основном ночью, когда другие инструменты Curiosity не работают. По словам Мура, марсианская атмосфера ночью спокойна, поэтому метан, просачивающийся из-под земли, накапливается у поверхности, где Curiosity может его обнаружить.

Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter, с другой стороны, требует солнечного света для определения метана на высоте около 3 миль или 5 километров над поверхностью. «Любая атмосфера у поверхности планеты в течение дня меняется», - сказал Мур. Тепло от Солнца взбалтывает атмосферу, теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается. Таким образом, метан, который удерживается у поверхности ночью, смешивается с более обширной атмосферой в течение дня, что разбавляет его до необнаружимого уровня. «Так я понял, что никакой инструмент, особенно орбитальный, ничего не увидит», - сказал Мур.

Сразу же команда Curiosity решила проверить предсказание Мура, собрав первые высокоточные дневные измерения. TLS измерял метан последовательно в течение одного марсианского дня, сравнивая одно ночное измерение с двумя дневными. В каждом эксперименте SAM в течение двух часов втягивал марсианский воздух, непрерывно удаляя углекислый газ, который составляет 95% атмосферы планеты. В результате остался концентрированный образец метана, который TLS может легко измерить, много раз пропустив через него инфракрасный лазерный луч, настроенный на использование точной длины волны света, поглощаемого метаном.

«Мур предсказал, что содержание метана должно эффективно снизиться до нуля в течение дня, и наши два дневных измерения подтвердили это», - сказал Пол Махаффи, главный исследователь SAM. Ночные измерения TLS точно соответствуют среднему значению, которое команда уже установила. «Это один из способов устранить это большое несоответствие», - сказал Махаффи.

Исследование предполагает, что концентрация метана на поверхности Кратера Гейла в течение дня повышается и падает, ученым еще предстоит решить глобальную загадку с метаном на Марсе. Метан - стабильная молекула, которая продержится на Марсе около 300 лет, прежде чем будет разорвана солнечной радиацией. Если метан постоянно просачивается из всех подобных кратеров, что вероятно, учитывая, что Гейл не кажется уникальным с геологической точки зрения, его должно было накопиться в атмосфере в достаточном количестве, чтобы орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter мог его обнаружить. Ученые подозревают, что что-то разрушает метан менее чем за 300 лет.

Сейчас проводятся эксперименты для проверки - могут ли электрические разряды очень низкого уровня, вызванные пылью в атмосфере Марса, разрушить метан, или же избыток кислорода на поверхности Марса быстро разрушает метан, прежде чем он достигнет верхних слоев атмосферы.

«Нам нужно определить, существует ли более быстрый механизм уничтожения, чем обычно, чтобы полностью согласовать наборы данных с марсохода и орбитального аппарата», - сказал Вебстер.

Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...
29.07.21 09:37
Астрономы показали образование планет в двойных системах

Астрономы разработали наиболее реалистичную на сегодняшний день модель образования планет в двойных звездных системах.

Исследователи из Кембриджского университета и Института внеземной физики Макса Планка показали, как экзопланеты в двойных звездных системах возникли, не будучи разрушенными в хаотичной среде рождения. Они изучили тип двойной системы, в которой меньшая звезда-компаньон вращается вокруг большей родительской звезды примерно раз в 100 лет - наш ближайший сосед, Альфа Центавра, является примером такой...
28.07.21 09:56
Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...