Abell 1775: Chandra словила интересное столкновение скоплений галактик

Когда скопления галактик сталкиваются, могут случиться экстраординарные вещи. Новое исследование с использованием рентгеновской обсерватории Chandra изучает последствия столкновения двух скоплений галактик.

Скопления галактик - это крупнейшие структуры во Вселенной, удерживаемые вместе гравитацией и содержащие сотни или даже тысячи отдельных галактик, погруженных в гигантские океаны перегретого газа. В скоплениях галактик обычная материя, такая как атомы, из которых состоят звезды, планеты и все остальное на Земле, находится в основном в форме горячего газа и звезд. Масса горячего газа между галактиками намного больше массы звезд во всех галактиках. Эта нормальная материя связана в кластере гравитацией еще большей массы темной материи.

Из-за огромных масс, скоростей столкновения и слияния скоплений галактик являются одними из самых энергичных событий во Вселенной.

В новом исследовании скопления галактик Abell 1775, расположенного примерно в 960 миллионах световых лет от Земли, группа астрономов под руководством Андреа Боттеон из Лейденского университета в Нидерландах объявила, что они обнаружили спиралевидный узор в рентгеновских данных Чандры. Эти результаты предполагают бурное прошлое кластера.

Когда два скопления галактик разного размера совершают скользящее столкновение, меньшее скопление начинает преодолевать большее. Из-за своей превосходящей массы больший кластер имеет преимущество, когда дело доходит до гравитационного притяжения. По мере того, как меньший кластер движется сквозь него, его горячий газ удаляется из-за трения. Это оставляет после себя след или хвост, который идет за скоплением. После того, как центр меньшего кластера проходит мимо центра большего, газ в хвосте начинает встречать меньшее сопротивление и пролетает над центром своего кластера. Это может привести к раздвоению хвоста, когда он летит в сторону, изгибаясь при удалении от центра скопления.

Последние данные Чандры содержат доказательства - включая яркость рентгеновских лучей и температуру, которую они представляют - одного из этих изогнутых хвостов в форме «рогатки». Предыдущие исследования Abell 1775 года с помощью Chandra и других телескопов намекнули, но не подтвердили, что в этой системе продолжалось столкновение.

Новое изображение Abell 1775 содержит рентгеновские лучи от Чандры (синий), оптические данные с телескопа Pan-STARRS на Гавайях (синий, желтый и белый) и радиоданные с LOw Frequency ARray (LOFAR) в Нидерландах ( красный). Хвост помечен на этом изображении вместе с областью газа с изогнутым краем, называемой «холодным фронтом», которая плотнее и холоднее, чем газ, в который он врезается. Хвост и холодный фронт изгибаются в одном направлении, создавая спиральный вид. На отдельном помеченном изображении показано поле обзора данных Chandra.

Ранее астрономы обнаружили, что Abell 1775 содержит огромный джет и радиоисточник, который также виден на этом новом составном изображении. Этот джет питается от сверхмассивной черной дыры в большой эллиптической галактике в центре скопления. Новые данные LOFAR и Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) в Индии показывают, что длина радиоджета на самом деле составляет 2,6 миллиона световых лет. Это примерно вдвое дольше, чем предполагали астрономы раньше, и делает его одним из самых длинных из когда-либо наблюдавшихся в скоплении галактик. Структура джета резко меняется, когда она пересекает газ с более низкой плотностью в верхней части изображения, через край холодного фронта, что означает, что столкновение повлияло на нее.

Согласно новому исследованию, движения газа внутри кластера могут быть ответственны за другие структуры, обнаруженные при наблюдении Abell 1775 в радиоволнах, такие как две нити, расположенные рядом с источником джета. Данные LOFAR и Chandra также позволили исследователям детально изучить явления, которые способствуют ускорению электронов как в джете этой галактики, так и в радиоизлучении вблизи центра большего скопления.

Есть альтернативное объяснение появления скопления. Когда маленький кластер приближается к большему, плотный горячий газ большего скопления будет притягиваться к нему гравитацией. После того, как меньший кластер проходит центр другого кластера, направление движения кластерного газа меняется на противоположное, и он возвращается к центру кластера. Кластерный газ снова проходит через центр и плещется взад и вперед, как вино в бокале. Хлещущий газ заканчивается спиралью, потому что столкновение между двумя кластерами было смещено от центра.

Команда Botteon отдает предпочтение сценарию с хвостом-рогаткой, но отдельная группа астрономов во главе с Дэном Ху из Шанхайского университета Цзяо Тонг в Китае поддерживает объяснение, основанное на данных Chandra и XMM-Newton Европейского космического агентства. Сценарии как с рогаткой, так и с плеском связаны со столкновением двух скоплений галактик. В конце концов, два скопления полностью сольются друг с другом, образуя единое скопление галактик большего размера.

Для выбора между этими двумя сценариями необходимы дальнейшие наблюдения и моделирование Abell 1775.

Тефлоновая опреснительная мембрана быстро очищает воду

Инженеры Токийского университета разработали новый тип опреснительной мембраны, которая работает быстрее и требует меньшего давления и энергии, чем существующие технологии.

Новая мембрана состоит из ряда наноразмерных трубок, облицованных материалом на основе тефлона, который отталкивает соли, позволяя воде проходить с небольшим трением. Многие регионы мира сталкиваются с нехваткой чистой питьевой воды, и с изменением климата эта проблема будет только усугубляться. Опреснение солоноватой или морской воды жизненно важно, и в работах нет недостатка в творческих устрой...
17.05.22 15:03
Крошечные стоматологические нанороботы генерируют тепло для глубокой очистки зубов

Скопление бактерий глубоко в зубах может вызвать инфекции, и ученые из Индийского института науки разработали набор крошечных роботов-уборщиков, которые справятся с этой задачей.

Наноразмерных роботов можно направлять с помощью магнитного поля в микроскопические каналы в зубах и уничтожать бактерии с помощью тепла, предлагая безопасный и эффективный способ повысить эффективность стандартного лечения корневых каналов. Роботы появились благодаря поиску новых и улучшенных способов борьбы с бактериями, обитающими в так называемых дентинных канальцах. Эти микроскопические кана...
17.05.22 14:07

Найден «переключатель», который даёт надежду при потере слуха

Ученые, изучающие механизмы, лежащие в основе глухоты, определили единственный ген, который они описывают как тип главного переключателя для дифференцировки клеток, открывая новые захватывающие возможности для восстановления слуха.

Утверждается, что открытие «преодолело серьезное препятствие» в этой области и заложило основу для лечения общей причины необратимой потери слуха.Исследование сосредоточено на волосковых клетках уха, которые представляют собой сенсорные клетки, выстилающие внутреннее ухо и имеющие основополагающее значение для слуха. Смерть этих клеток из-за старения и стрессов, таких как чрезмерный шум, приводит ...
15.05.22 11:49

Ученые-планетологи предлагают решение парадокса Ферми: сверхлинейное масштабирование, ведущее к сингулярности

Пара исследователей из Института науки Карнеги и Калифорнийского технологического института разработали возможное решение парадокса Ферми.

В статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, Майкл Вонг и Стюарт Бартлетт предполагают, что причина того, что нас не посетили инопланетяне с других планет, заключается в сверхлинейном масштабировании, которое приводит к сингулярности. Несколько лет назад физик Энрико Ферми спросил коллегу, почему инопланетяне из космоса не посетили Землю. Они отметили, что из-за огромных раз...
13.05.22 15:37
Китайский марсоход нашел доказательства более позднего исчезновения воды на Марсе

Группа исследователей Китайской академии наук нашла доказательства того, что вода на Марсе исчезла позже, чем предполагалось.

Предыдущие исследования показали, что части марсианской поверхности были покрыты водой примерно до 3 миллиардов лет назад. Время, когда вода на Марсе высохла, известно как амазонский период. В новой работе данные китайского марсохода Zhurong продемонстрировали исследователям доказательства того, что вода на Марсе могла сохраняться дольше, чем считалось ранее. Марсоход Zhurong уже около года путеш...