Abell 1775: Chandra словила интересное столкновение скоплений галактик

Когда скопления галактик сталкиваются, могут случиться экстраординарные вещи. Новое исследование с использованием рентгеновской обсерватории Chandra изучает последствия столкновения двух скоплений галактик.

Скопления галактик - это крупнейшие структуры во Вселенной, удерживаемые вместе гравитацией и содержащие сотни или даже тысячи отдельных галактик, погруженных в гигантские океаны перегретого газа. В скоплениях галактик обычная материя, такая как атомы, из которых состоят звезды, планеты и все остальное на Земле, находится в основном в форме горячего газа и звезд. Масса горячего газа между галактиками намного больше массы звезд во всех галактиках. Эта нормальная материя связана в кластере гравитацией еще большей массы темной материи.

Из-за огромных масс, скоростей столкновения и слияния скоплений галактик являются одними из самых энергичных событий во Вселенной.

В новом исследовании скопления галактик Abell 1775, расположенного примерно в 960 миллионах световых лет от Земли, группа астрономов под руководством Андреа Боттеон из Лейденского университета в Нидерландах объявила, что они обнаружили спиралевидный узор в рентгеновских данных Чандры. Эти результаты предполагают бурное прошлое кластера.

Когда два скопления галактик разного размера совершают скользящее столкновение, меньшее скопление начинает преодолевать большее. Из-за своей превосходящей массы больший кластер имеет преимущество, когда дело доходит до гравитационного притяжения. По мере того, как меньший кластер движется сквозь него, его горячий газ удаляется из-за трения. Это оставляет после себя след или хвост, который идет за скоплением. После того, как центр меньшего кластера проходит мимо центра большего, газ в хвосте начинает встречать меньшее сопротивление и пролетает над центром своего кластера. Это может привести к раздвоению хвоста, когда он летит в сторону, изгибаясь при удалении от центра скопления.

Последние данные Чандры содержат доказательства - включая яркость рентгеновских лучей и температуру, которую они представляют - одного из этих изогнутых хвостов в форме «рогатки». Предыдущие исследования Abell 1775 года с помощью Chandra и других телескопов намекнули, но не подтвердили, что в этой системе продолжалось столкновение.

Новое изображение Abell 1775 содержит рентгеновские лучи от Чандры (синий), оптические данные с телескопа Pan-STARRS на Гавайях (синий, желтый и белый) и радиоданные с LOw Frequency ARray (LOFAR) в Нидерландах ( красный). Хвост помечен на этом изображении вместе с областью газа с изогнутым краем, называемой «холодным фронтом», которая плотнее и холоднее, чем газ, в который он врезается. Хвост и холодный фронт изгибаются в одном направлении, создавая спиральный вид. На отдельном помеченном изображении показано поле обзора данных Chandra.

Ранее астрономы обнаружили, что Abell 1775 содержит огромный джет и радиоисточник, который также виден на этом новом составном изображении. Этот джет питается от сверхмассивной черной дыры в большой эллиптической галактике в центре скопления. Новые данные LOFAR и Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) в Индии показывают, что длина радиоджета на самом деле составляет 2,6 миллиона световых лет. Это примерно вдвое дольше, чем предполагали астрономы раньше, и делает его одним из самых длинных из когда-либо наблюдавшихся в скоплении галактик. Структура джета резко меняется, когда она пересекает газ с более низкой плотностью в верхней части изображения, через край холодного фронта, что означает, что столкновение повлияло на нее.

Согласно новому исследованию, движения газа внутри кластера могут быть ответственны за другие структуры, обнаруженные при наблюдении Abell 1775 в радиоволнах, такие как две нити, расположенные рядом с источником джета. Данные LOFAR и Chandra также позволили исследователям детально изучить явления, которые способствуют ускорению электронов как в джете этой галактики, так и в радиоизлучении вблизи центра большего скопления.

Есть альтернативное объяснение появления скопления. Когда маленький кластер приближается к большему, плотный горячий газ большего скопления будет притягиваться к нему гравитацией. После того, как меньший кластер проходит центр другого кластера, направление движения кластерного газа меняется на противоположное, и он возвращается к центру кластера. Кластерный газ снова проходит через центр и плещется взад и вперед, как вино в бокале. Хлещущий газ заканчивается спиралью, потому что столкновение между двумя кластерами было смещено от центра.

Команда Botteon отдает предпочтение сценарию с хвостом-рогаткой, но отдельная группа астрономов во главе с Дэном Ху из Шанхайского университета Цзяо Тонг в Китае поддерживает объяснение, основанное на данных Chandra и XMM-Newton Европейского космического агентства. Сценарии как с рогаткой, так и с плеском связаны со столкновением двух скоплений галактик. В конце концов, два скопления полностью сольются друг с другом, образуя единое скопление галактик большего размера.

Для выбора между этими двумя сценариями необходимы дальнейшие наблюдения и моделирование Abell 1775.

Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...
23.07.21 11:21
Марсоход Perseverance готовится подобрать первый образец

НАСА завершает подготовку марсохода Perseverance к сбору первого в истории образца марсианской породы, который в будущих запланированных миссиях доставят на Землю.

Шестиколесный ровер ищет интересную с научной точки зрения цель в кратере Езеро. Ожидается, что эта важная часть миссии начнется в течение следующих двух недель. 18 февраля Perseverance приземлился в кратере Езеро, и 1 июня НАСА начало научную фазу миссии, исследуя участок дна кратера площадью 4 квадратных километра, который может содержать самые глубокие и самые древние слои обнаженной коренной ...
22.07.21 11:32
Джефф Безос побывал в космосе

Самый богатый человек по версии Forbes Джефф Безос провел несколько минут за пределами атмосферы планеты во вторник во время первой пилотируемой космической миссии Blue Origin - момент прорыва для сектора космического туризма, который после многих лет задержек теперь готов к старту.

Безупречный 10-минутный прыжок с базы в западном Техасе за линию Кармана (признанная граница начала космоса) и обратно на поверхность для плавной посадки в пустыне привел к появлению четырех новых астронавтов, включая самого старого и самого молодого. Позже Безос сказал, что, как и те, кто был до него, он был «поражен и потрясен Землей и ее красотой, но также и ее хрупкостью». «Одно дело признат...
21.07.21 16:01
На нейтронных звездах оказались лишь миллиметровые горы

Новые модели нейтронных звезд показывают, что их самые высокие горы могут быть меньше миллиметра из-за огромной гравитации на сверхплотных объектах.

Нейтронные звезды - одни из самых плотных объектов во Вселенной: они весят примерно как Солнце, но всего около 10 км в поперечнике, что примерно соответствует размеру большого города. Из-за своей компактности нейтронные звезды обладают огромным гравитационным притяжением, примерно в миллиард раз сильнее Земли. Это сжимает каждую деталь на поверхности до крошечных размеров и означает, что звездный...