Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер».

Рассматриваемый околопланетный диск окружает экзопланету PDS 70c, одну из двух гигантских планет, похожих на Юпитер, вращающихся вокруг звезды на расстоянии около 400 световых лет от нас. Астрономы и раньше находили намеки на «формирующий луну» вокруг этой экзопланеты, но, поскольку не могли четко отличить диск от окружающей его среды, они не смогли подтвердить его обнаружение - до сих пор.

Также с помощью ALMA Бенисти и ее команда обнаружили, что диск имеет примерно такой же диаметр, как расстояние от Солнца до Земли, и массу, достаточную для сформирования до трех спутников размером с Луну.

Но результаты - не только ключ к выяснению возникновения луны. «Эти новые наблюдения также чрезвычайно важны для доказательства теорий образования планет, которые не могли быть проверены до сих пор», - говорит Джахан Бэ, исследователь из Лаборатории Земли и планет Института науки Карнеги и автор исследования.

Планеты образуют пылевые диски вокруг молодых звезд, образуя полости по мере того, как они поглощают материал околозвездного диска для роста. В этом процессе планета может обзавестись собственным околопланетным диском, который способствует росту планеты, регулируя количество падающего на нее материала. В то же время газ и пыль в околопланетном диске могут объединяться во все более крупные тела в результате множественных столкновений, что в конечном итоге приводит к рождению лун.

Но астрономы еще не до конца понимают детали этих процессов. «Короче говоря, до сих пор неясно, когда, где и как образуются планеты и луны», - объясняет научный сотрудник ESO Стефано Факкини, также участвовавший в исследовании.

«К настоящему времени было обнаружено более 4000 экзопланет, но все они были обнаружены в зрелых системах. PDS 70b и PDS 70c, которые образуют систему, напоминающую пару Юпитер-Сатурн, являются единственными двумя обнаруженными до сих пор экзопланетами, которые все еще остаются в процессе формирования», - объясняет Мириам Кепплер, научный сотрудник Института астрономии Макса Планка в Германии и один из соавторов исследования.

«Таким образом, эта система предлагает уникальную возможность наблюдать и изучать процессы формирования планет и спутников», - добавляет Факкини.

PDS 70b и PDS 70c, две планеты, составляющие систему, были впервые обнаружены с помощью Очень большого телескопа ESO (VLT) в 2018 и 2019 годах соответственно, и их уникальная природа означает, что с тех пор их много раз наблюдали с помощью других телескопов и инструментов.

Последние наблюдения ALMA с высоким разрешением позволили астрономам лучше понять систему. Помимо подтверждения обнаружения околопланетного диска вокруг PDS 70c и изучения его размера и массы, они обнаружили, что PDS 70b не показывает четких доказательств наличия такого диска, что указывает на то, что PDS 70c не содержал пылевого материала из окружающей среды.

Еще более глубокое понимание планетной системы будет достигнуто с помощью Чрезвычайно большого телескопа ESO (ELT), который в настоящее время строится на Серро-Армасонес в чилийской пустыне Атакама. «ELT будет ключевым в этом исследовании, поскольку благодаря его гораздо более высокому разрешению мы сможем картировать систему с мельчайшими подробностями», - говорит соавтор Ричард Тиг, исследователь из Центра астрофизики Гарвард и Смитсоновского института, США. «В частности, с помощью средне-инфракрасного сканера ELT и спектрографа ELT (METIS) команда сможет наблюдать за движением газа вокруг PDS 70c, чтобы получить полное трехмерное изображение системы».

Исследование будет опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.

Спутник НАСА сошел с орбиты вокруг Земли и направился к Луне

Небольшой спутник успешно сошел с орбиты вокруг Земли в понедельник и направился к Луне, что стало последним шагом в плане НАСА по повторной высадке астронавтов на поверхность Луны.

Это было необычное путешествие для спутника Capstone. Он был запущен шесть дней назад с новозеландского полуострова Махия компанией Rocket Lab на одной из небольших ракет Electron. Спутнику потребуется еще четыре месяца, чтобы достичь Луны, так как он путешествует, используя минимальное количество энергии.Основатель Rocket Lab Питер Бек рассказал, что его волнение трудно выразить словами.«Вероятно...
05.07.22 07:49
Ракета Virgin Orbit запустила 7 военных спутников США

Ракета Virgin Orbit с семью спутниками Министерства обороны США была запущена со специального Боинга 747, летевшего у побережья Южной Калифорнии, и устремилась в сторону космоса в пятницу.

Модифицированный гигантский реактивный самолет вылетел из аэрокосмического порта Мохаве в пустыне Мохаве и выпустил ракету над Тихим океаном, к северо-западу от Лос-Анджелеса. Запуск был заказан космическими силами США для программы испытаний министерства обороны. Семь полезных нагрузок будут проводить различные эксперименты. «NewtonFour успешно повторно запустил и развернул все космические кора...
04.07.22 09:19
Новый метод прогнозирования силы 11-летнего солнечного цикла

Ученые представили новый метод прогнозирования силы 11-летнего солнечного цикла. Результаты важны для прогнозирования и смягчения последствий космической погоды для космонавтов, пилотов и современных технологических систем как в космосе, так и на Земле.

Солнце является источником мощных взрывов, которые могут повлиять на космонавтов и современные технологии. В начале XVII века Галилео Галилей направил телескоп на Солнце и открыл солнечные пятна. В XIX веке стало ясно, что солнечные пятна появляются и исчезают с определенной периодичностью, в среднем каждые 11 лет. Сейчас солнечные пятна регулярно отслеживаются более чем 80 обсерваториями по всему...
02.07.22 09:10
Метан может превратиться в метанол при комнатной температуре — просто добавьте света

Ученые разработали новый эффективный способ преобразования метана в метанол при комнатной температуре. Метод может помочь сократить выбросы парниковых газов и обеспечить более чистый способ производства ключевых продуктов.

Хотя наибольшее внимание уделяется углекислому газу, он не единственный парниковый газ, меняющий климат Земли. Метан выбрасывается в меньших количествах, но его мощность в 34 раза выше, поэтому снижение его уровня остается приоритетом. Избыток метана в промышленных процессах часто сжигают, но при этом образуется CO2. Обычно альтернативой является преобразование метана в метанол, который можно исп...
01.07.22 09:16
Спутник НАСА сошел с орбиты вокруг Земли и направился к Луне

05.07.22 07:49
Ракета Virgin Orbit запустила 7 военных спутников США

04.07.22 09:19
Новый метод прогнозирования силы 11-летнего солнечного цикла

02.07.22 09:10
Концепция НАСА: рой плавающих роботов для исследования инопланетных океанов

Подповерхностные океаны газовых гигантов — одно из самых многообещающих мест для поиска жизни за пределами Земли. НАСА выделило финансирование для проекта по разработке роя небольших плавающих роботов, которые будут исследовать инопланетные океаны в поисках признаков внеземной жизни.

Спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад в основном представляют собой большие ледяные шары с глобальными океанами под толстой ледяной внешней оболочкой. Ученые давно выдвинули гипотезу, что условия в этих водах могут быть первыми кандидатами на укрытие инопланетной жизни, и миссия Europa Clipper должна выполнить серию близких облетов в 2030-х годах для поиска доказательств этого. Новая к...