Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки.

Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это странное место для света.

«Любой свет, попадающий в черную дыру, не выходит, поэтому мы не должны видеть ничего, что находится за черной дырой», - сказал Уилкинс, научный сотрудник Института астрофизики элементарных частиц и космологии Кавли. Но это еще одна странная характеристика черной дыры, которая делает это наблюдение возможным. «Причина, по которой мы можем это видеть, в том, что черная дыра искривляет пространство, искривляет свет и закручивает вокруг себя магнитные поля», - объяснил Уилкинс.

Странное открытие, подробно описанное в статье, опубликованной 28 июля в журнале Nature, является первым прямым наблюдением света из-за черной дыры - сценарий, предсказанный Общей теорией относительности Эйнштейна, но не подтвержденный до сих пор.

«Пятьдесят лет назад, когда астрофизики начали размышлять о поведении магнитного поля возле черной дыры, они понятия не имели, что однажды могут появиться методы, позволяющие наблюдать это напрямую и увидеть Общую теорию относительности Эйнштейна в действии», - сказал Роджер Бландфорд, соавтор статьи, профессор физики и физики элементарных частиц SLAC.

Первоначальная мотивация исследования заключалась в том, чтобы узнать больше о загадочной особенности некоторых черных дыр, называемой короной. Материал, падающий в сверхмассивную черную дыру, питает самые яркие непрерывные источники света во Вселенной и при этом образует корону вокруг черной дыры. Этот рентгеновский свет можно проанализировать, чтобы нанести на карту и охарактеризовать черную дыру.

Ведущая теория о том, что такое корона, начинается со скольжения газа в черную дыру, где он перегревается до миллионов градусов. При этой температуре электроны отделяются от атомов, создавая намагниченную плазму. Захваченное мощным вращением черной дыры, магнитное поле изгибается так высоко над черной дырой и так сильно вращается вокруг себя, что в конечном итоге полностью разрушается - ситуация настолько напоминает то, что происходит вокруг нашего Солнца, что было позаимствовано название "корона".

«Это магнитное поле, связанное и близкое к черной дыре, нагревает все вокруг нее и производит высокоэнергетические электроны, которые затем продолжают производить рентгеновские лучи», - сказал Уилкинс.

Когда Уилкинс присмотрелся поближе, чтобы выяснить происхождение вспышек, он увидел серию более мелких вспышек. Исследователи определили, что это те же рентгеновские вспышки, но отраженные от задней части диска - первый взгляд на дальнюю сторону черной дыры.

«В течение нескольких лет я строил теоретические предсказания того, как эти отголоски кажутся нам», - сказал Уилкинс. «Я уже видел их в разрабатываемой мной теории, поэтому, как только увидел их в телескопических наблюдениях, то смог выявить связь».

Миссия по описанию и пониманию корон продолжается и потребует дополнительных наблюдений. Частью этого будущего станет рентгеновская обсерватория Athena (Афина - Усовершенствованный телескоп для астрофизики высоких энергий) Европейского космического агентства. Как сотрудник лаборатории, Уилкинс помогает разработать часть детектора Wide Field Imager для Athena.

«У него гораздо большее зеркало, чем было на рентгеновских телескопах, и он позволит нам получать изображения с более высоким разрешением за гораздо более короткое время наблюдения», - сказал Уилкинс. «Итак, картина, которую мы начинаем получать на основе данных на этот момент, станет намного более ясной с новыми обсерваториями».

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...