Астрономы обнаружили планету, потерявшую атмосферу из-за столкновения

Молодые планетные системы обычно часто сталкиваются и сливаются, образуя все более крупные планеты. В Солнечной системе Земля и Луна считаются продуктами такого гигантского удара. Астрономы предполагают, что подобные столкновения должны быть обычным явлением в ранних системах, но их трудно наблюдать вокруг других звезд.

Астрономы из Массачусетского технологического института, Национального университета Ирландии в Голуэе, Кембриджского университета и других обнаружили свидетельства гигантского удара, произошедшего в соседней звездной системе, всего в 95 световых годах от Земли. Возраст звезды HD 172555, составляет около 23 миллионов лет, и ученые подозревали, что в ее пыли есть следы недавнего столкновения.

Команда под руководством Массачусетского технологического института обнаружила еще одно свидетельство гигантского удара вокруг звезды. Они определили, что столкновение произошло между планетой земного типа размером примерно с Землю и меньшим по размеру объектом, по крайней мере, 200000 лет назад, на скорости 10 километров в секунду или более 22000 миль в час.

Что особенно важно, они обнаружили газ, указывающий на то, что такое высокоскоростное столкновение снесло часть атмосферы большей планеты - драматическое событие, которое могло бы объяснить наблюдаемые газ и пыль вокруг звезды. Находки, появляющиеся сегодня в Nature, представляют собой первое открытие такого рода.

«Впервые мы обнаружили разорванную протопланетную атмосферу в результате гигантского столкновения», - говорит ведущий автор Тайана Шнайдерман, аспирантка отделения Земли, атмосферы и планет Массачусетского технологического института. «Все заинтересованы в наблюдении гигантских столкновений, потому что ожидаем, что они будут обычным явлением, но нет доказательств этого во многих системах. Теперь у нас появилось дополнительное понимание этой динамики».

Звезда HD 172555 была объектом интриги среди астрономов из-за необычного состава ее пыли. Наблюдения последних лет показали, что звездная пыль содержит большое количество необычных минералов в зернах, которые намного мельче, чем астрономы ожидали от типичного диска звездного мусора.

«Из-за этих двух факторов HD 172555 считалась очень странной системой», - говорит Шнайдерман.

Они с коллегами задались вопросом, что газ может рассказать об истории воздействия системы, и обратились к данным, полученным ALMA (Большой миллиметровой антенной решеткой Атакамы) в Чили, которая включает 66 радиотелескопов, расстояние между которыми можно регулировать для увеличения или уменьшения разрешения их изображений. Команда просмотрела данные из публичного архива ALMA, ища признаки окиси углерода вокруг близлежащих звезд.

«Когда люди изучают газ в дисках, окись углерода, как правило, самая яркая, и поэтому ее легче всего найти», - говорит Шнайдерман.

С помощью тщательного повторного анализа команда смогла обнаружить окись углерода вокруг звезды. Когда они измерили ее количество, обнаружили, что газ составлял 20 % от оксида углерода, обнаруженного в атмосфере Венеры. Они также заметили, что газ вращается в больших количествах, удивительно близко к звезде, примерно на 10 астрономических единиц, или в 10 раз больше расстояния между Землей и Солнцем.

«Присутствие окиси углерода в такой близости требует некоторого объяснения», - говорит Шнайдерман.

Это связано с тем, что окись углерода обычно уязвима для фотодиссоциации - процесса, при котором фотоны звезды распадаются и разрушают молекулу. На близком расстоянии к звезде очень мало окиси углерода. Поэтому группа проверила различные сценарии, чтобы объяснить обильное и близкое расположение газа.

Они быстро исключили сценарий, в котором газ образовался из обломков недавно сформированной звезды, а также сценарий, в котором газ был образован близлежащим поясом ледяных астероидов. Они также рассмотрели сценарий, в котором газ был испущен множеством ледяных комет, проносившихся из далекого пояса астероидов, похожего на пояс Койпера. Но данные тоже не совсем подходили для этого сценария. Последний сценарий, который рассматривала команда, заключался в том, что газ был остатком гигантского удара.

«Из всех сценариев это единственный, который может объяснить все особенности данных», - говорит Шнайдерман. «В системах такого возраста мы ожидаем гигантских ударов, и что они действительно будут довольно частым явлением. Единственный правдоподобный процесс, который может произвести окись углерода в этой системе, в этом контексте - это гигантское воздействие».

По оценкам группы, газ был выпущен в результате гигантского удара, произошедшего не менее 200 000 лет назад - достаточно недавно, чтобы звезда не успела полностью уничтожить газ. Судя по содержанию газа, удар был массивным, с участием двух протопланет, сопоставимых по размеру с Землей. Удар был настолько сильным, что оторвался часть атмосферы одной планеты в виде газа, который команда наблюдала сегодня.

Самая большая из наблюдавшихся комет была активна на рекордном расстоянии от Солнца

Новое исследование, проведенное астрономами из Университета Мэриленда, показывает, что самая большая из обнаруженных комет Бернардинелли-Бернштейна была активна задолго до того, что считалось ранее, а это означает, что лед внутри нее испаряется и образует оболочку из пыли и пара, известную как кома. Только одна активная комета наблюдалась дальше от Солнца, и она была намного меньше кометы Бернардинелли-Бернштейна.

Это открытие поможет астрономам определить, из чего состоит комета Бернардинелли-Бернштейна, и даст представление об условиях во время формирования Солнечной системы. «Эти наблюдения увеличивают расстояния для активных комет намного дальше, чем нам было известно», - сказал Тони Фарнхэм, автор исследования. Ученые впервые обнаружили комету C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейна в июне 2021 года с и...
30.11.21 11:19
Мышам генетически отредактировали микробиом кишечника

Ученые из Калифорнийского университета (UCSF) впервые успешно отредактировали геном бактерий в микробиоме кишечника живых мышей. Вирусы, охотящиеся за бактериями, загружены системой редактирования генов CRISPR, что стало прорывом, который может помочь управлять соотношением между различными видами бактерий для лечения ряда проблем со здоровьем.

В каждом кишечнике огромное сообщество микроорганизмов. Этот микробиом кишечника неразрывно связан с нашим здоровьем, а не только со здоровьем пищеварительной системы. Недавние исследования показали, что микробиом кишечника может играть роль в возникновении аутоиммунных заболеваний, диабета, рака, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянного склероза и даже депресс...
29.11.21 10:56
Обнаружена волна Ганготри, соединяющая два спиральных рукава Млечного Пути

Группа исследователей из Германии, Франции и Великобритании обнаружила длинную тонкую нить плотного газа, соединяющую два спиральных рукава галактики Млечный Путь.

Предыдущие исследования показали, что у других галактик есть особенности, называемые перьями - длинные газовые нити с зазубринами, которые с Земли выглядят как перья. Но из-за того, что галактику Млечный Путь очень сложно изучить с точки зрения Земли, до сих пор не было замечено никаких подобных особенностей. В своей работе исследователи изучали концентрацию угарного газа в данных телескопа APEX ...
28.11.21 13:56
Новый российский модуль пристыковался к Международной космической станцией

Грузовой корабль Прогресс МС-17 с новым стыковочным модулем успешно присоединился к Международной космической станции в пятницу после двухдневного космического путешествия.

Новый сферический модуль под названием Причал пристыковался к орбитальной станции в 18:19 по московскому времени. У него шесть стыковочных портов, что позволит в будущем расширить российский сегмент станции. Модуль пришвартован к стыковочному узлу нового лабораторного модуля «Наука». В среду с российского космодрома Байконур (Казахстан) взлетела ракета «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» с при...
27.11.21 19:52

30.11.21 11:19
Обнаружена волна Ганготри, соединяющая два спиральных рукава Млечного Пути

28.11.21 13:56
Новый российский модуль пристыковался к Международной космической станцией

27.11.21 19:52
Большинство галактик-компаньонов Млечного Пути совсем не компаньоны

Данные миссии ESA Gaia переписывают историю Млечного Пути. То, что традиционно считалось галактиками-спутниками Млечного Пути, теперь оказалось в основном новичками в нашей галактической среде.

Карликовая галактика - это совокупность от тысячи до нескольких миллиардов звезд. На протяжении десятилетий было широко распространено мнение, что карликовые галактики, окружающие Млечный Путь, являются его спутниками, то есть находятся на орбите вокруг галактики и были нашими постоянными спутниками на протяжении многих миллиардов лет. Теперь движения этих карликовых галактик были вычислены с бесп...