Астрономы могли открыть первую планету за пределами нашей галактики

Впервые были обнаружены признаки планеты, проходящей мимо звезды за пределами галактики Млечный Путь. Такой интригующий результат, полученный с помощью рентгеновской обсерватории НАСА Чандра, открывает новое окно для поиска экзопланет на больших расстояниях.

Возможный кандидат в экзопланеты находится в спиральной галактике Мессье 51 (M51), которую также называют галактикой Водоворот из-за ее характерного профиля.

Экзопланеты определяются как планеты за пределами Солнечной системы. До сих пор астрономы находили другие известные экзопланеты и кандидатов в экзопланеты в галактике Млечный Путь, почти все они находятся на расстоянии менее 3000 световых лет от Земли. Экзопланета в M51 находится на расстоянии около 28 миллионов световых лет, то есть она в тысячи раз дальше, чем те, что находятся в Млечном Пути.

«Мы пытаемся открыть совершенно новую арену для поиска других миров путем поиска планет-кандидатов в рентгеновских лучах, и эта стратегия позволяет обнаружить их в других галактиках», - сказала Розанна Ди Стефано из Центра астрофизики Гарвардского и Смитсоновского университета (CfA) в Кембридже, руководившая исследованием, опубликованым в журнале Nature Astronomy.

Новый результат основан на транзитах - событиях, при которых прохождение планеты перед звездой блокирует часть света звезды и вызывает характерное падение. Астрономы, использующие как наземные, так и космические телескопы, такие как телескопы НАСА Kepler и TESS, в поиске провалов в оптическом свете, электромагнитном излучении, которое люди могут видеть, что позволило открыть тысячи планет.

Вместо этого Ди Стефано с коллегами искали провалы в яркости рентгеновских лучей, полученных от ярких рентгеновских двойных звезд. Эти светящиеся системы обычно содержат нейтронную звезду или черную дыру, втягивающую газ из близко вращающейся звезды-компаньона. Материал вблизи нейтронной звезды или черной дыры перегревается и светится в рентгеновских лучах.

Поскольку область, излучающая яркие рентгеновские лучи, мала, планета, проходящая перед ней, может блокировать большую часть или все рентгеновские лучи, что облегчает обнаружение прохождения, поскольку рентгеновские лучи могут полностью исчезнуть. Это позволяет обнаруживать экзопланеты на гораздо больших расстояниях, чем текущие исследования прохождения оптического света, которые должны иметь возможность обнаруживать крошечные уменьшения света, потому что планета блокирует только крошечную часть звезды.

Команда использовала этот метод для обнаружения кандидата в экзопланеты в двойной системе M51-ULS-1, расположенной в M51. Эта двойная система содержит черную дыру или нейтронную звезду, вращающуюся вокруг звезды-компаньона, масса которой примерно в 20 раз больше массы Солнца. Прохождение рентгеновского излучения, которое они обнаружили с использованием данных Chandra, длилось около трех часов, в течение которых рентгеновское излучение уменьшилось до нуля. Основываясь на этой и другой информации, исследователи оценивают, что кандидат в экзопланеты в M51-ULS-1 будет примерно размером с Сатурн и вращаться вокруг нейтронной звезды или черной дыры примерно на расстоянии в 2 раза большем, чем Сатурн от Солнца.

Хотя это интересное исследование, потребуются дополнительные данные, чтобы проверить результат как внегалактическую экзопланету. Одна из проблем заключается в том, что большая орбита планеты-кандидата означает, что она больше не будет пересекаться перед двойным партнером в течение примерно 70 лет, что препятствует любым попыткам подтвердить наблюдение в течение десятилетий.

«К сожалению, чтобы подтвердить, что мы видим планету, нам придется ждать десятилетия, чтобы увидеть еще один транзит», - сказала соавтор Ниа Имара из Калифорнийского университета в Санта-Круз. «И из-за неопределенности относительно того, сколько времени потребуется на орбиту, мы не будем точно знать, когда искать».

Может ли затемнение быть вызвано облаком газа и пыли, проходящим перед источником рентгеновского излучения? Исследователи считают это маловероятным объяснением, поскольку характеристики события, наблюдаемого в M51-ULS-1, не соответствуют прохождению облака. Но модель кандидата на планету согласуется с данными.

«Мы знаем, что делаем захватывающее и смелое заявление, поэтому ожидаем, что другие астрономы очень внимательно изучат его», - сказала соавтор Джулия Берндтссон из Принстонского университета в Нью-Джерси. «Мы думаем, что у нас есть веские аргументы, и именно так работает наука».

Если в этой системе существует планета, вероятно, у нее была бурная история и жестокое прошлое. Экзопланета в системе должна была пережить взрыв сверхновой, в результате которого образовалась нейтронная звезда или черная дыра. Будущее тоже может быть опасным. В какой-то момент звезда-компаньон также может взорваться как сверхновая и снова одарить планету чрезвычайно высоким уровнем радиации.

Ди Стефано и ее коллеги искали рентгеновские транзиты в трех галактиках за пределами галактики Млечный Путь, используя как Chandra, так и XMM-Newton Европейского космического агентства. Их поиск охватил 55 систем в M51, 64 системы в Мессье 101 (галактика "Вертушка") и 119 систем в Мессье 104 (галактика "Сомбреро"), в результате чего был найден единственный кандидат в экзопланеты.

VLT обнаружил пару сверхмассивных черных дыр

Используя Очень Большой Телескоп (VLT) Европейской Южной Обсерватории, астрономы обнаружили пару сверхмассивных черных дыр, наиболее близких к Земле.

Эти объекты также находятся недалеко друг от друга в сравнении с любой другой ранее обнаруженной парой сверхмассивных черных дыр, и в конечном итоге сольются в одну гигантскую черную дыру. Фоггель с командой смогли определить массы двух объектов, наблюдая за тем, как гравитационное притяжение черных дыр влияет на движение звезд вокруг них. Было обнаружено, что большая черная дыра, расположенная п...
01.12.21 12:24
Самая большая из наблюдавшихся комет была активна на рекордном расстоянии от Солнца

Новое исследование, проведенное астрономами из Университета Мэриленда, показывает, что самая большая из обнаруженных комет Бернардинелли-Бернштейна была активна задолго до того, что считалось ранее, а это означает, что лед внутри нее испаряется и образует оболочку из пыли и пара, известную как кома. Только одна активная комета наблюдалась дальше от Солнца, и она была намного меньше кометы Бернардинелли-Бернштейна.

Это открытие поможет астрономам определить, из чего состоит комета Бернардинелли-Бернштейна, и даст представление об условиях во время формирования Солнечной системы. «Эти наблюдения увеличивают расстояния для активных комет намного дальше, чем нам было известно», - сказал Тони Фарнхэм, автор исследования. Ученые впервые обнаружили комету C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейна в июне 2021 года с и...
30.11.21 11:19
Мышам генетически отредактировали микробиом кишечника

Ученые из Калифорнийского университета (UCSF) впервые успешно отредактировали геном бактерий в микробиоме кишечника живых мышей. Вирусы, охотящиеся за бактериями, загружены системой редактирования генов CRISPR, что стало прорывом, который может помочь управлять соотношением между различными видами бактерий для лечения ряда проблем со здоровьем.

В каждом кишечнике огромное сообщество микроорганизмов. Этот микробиом кишечника неразрывно связан с нашим здоровьем, а не только со здоровьем пищеварительной системы. Недавние исследования показали, что микробиом кишечника может играть роль в возникновении аутоиммунных заболеваний, диабета, рака, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянного склероза и даже депресс...
29.11.21 10:56
Обнаружена волна Ганготри, соединяющая два спиральных рукава Млечного Пути

Группа исследователей из Германии, Франции и Великобритании обнаружила длинную тонкую нить плотного газа, соединяющую два спиральных рукава галактики Млечный Путь.

Предыдущие исследования показали, что у других галактик есть особенности, называемые перьями - длинные газовые нити с зазубринами, которые с Земли выглядят как перья. Но из-за того, что галактику Млечный Путь очень сложно изучить с точки зрения Земли, до сих пор не было замечено никаких подобных особенностей. В своей работе исследователи изучали концентрацию угарного газа в данных телескопа APEX ...
28.11.21 13:56
VLT обнаружил пару сверхмассивных черных дыр

01.12.21 12:24

30.11.21 11:19
Обнаружена волна Ганготри, соединяющая два спиральных рукава Млечного Пути

28.11.21 13:56
Новый российский модуль пристыковался к Международной космической станцией

Грузовой корабль Прогресс МС-17 с новым стыковочным модулем успешно присоединился к Международной космической станции в пятницу после двухдневного космического путешествия.

Новый сферический модуль под названием Причал пристыковался к орбитальной станции в 18:19 по московскому времени. У него шесть стыковочных портов, что позволит в будущем расширить российский сегмент станции. Модуль пришвартован к стыковочному узлу нового лабораторного модуля «Наука». В среду с российского космодрома Байконур (Казахстан) взлетела ракета «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» с при...