Хаббл совершил путешествие по части Солнечной системы

Космический телескоп Хаббл завершил свой ежегодный грандиозный тур по внешней Солнечной системе. Это царство планет-гигантов - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, простирающихся на расстоянии в 30 раз больше расстояния между Землей и Солнцем.

В отличие от каменистых планет земной группы, таких как Земля и Марс, которые теснятся близко к солнечному теплу, эти далекие миры в основном состоят из холодных газовых супов водорода, гелия, аммиака, метана и других примесей вокруг плотно нагретого, очень горячего, компактного ядра.

Хотя космические аппараты-роботы присылали снимки своих посещений этих четырех планет-монстров за последние 50 лет, их кружащаяся красочная атмосфера постоянно меняется. Выполняя роль прогнозиста погоды, каждый раз, когда камеры Хаббла пересматривают эти миры, есть новые сюрпризы, предлагающие свежий взгляд на их дикую погоду, обусловленную до сих пор в значительной степени неизвестной динамикой, происходящей под облаками.

Снимки внешних планет, сделанные Хабблом, показывают как экстремальные, так и тонкие изменения, быстро происходящие в далеких мирах. Острый взгляд Хаббла позволяет понять захватывающие, динамические погодные условия и времена года на газовых гигантах и ??позволяет астрономам исследовать очень похожие (и очень разные) переменные, которые способствуют изменению их атмосферы.

Юпитер

В этом году Хаббл наблюдал за Юпитером, отслеживая постоянно меняющийся ландшафт его турбулентной атмосферы, где отмечается несколько новых штормов, а экватор планеты снова изменил цвет.

Фотография, сделанная телескопом Хаббла 4 сентября, демонстрирует бурную атмосферу гигантской планеты. Экваториальная зона планеты теперь имеет темно-оранжевый оттенок, который исследователи называют необычным. Хотя на несколько лет экватор изменил свой традиционный белый или бежевый вид, ученые были удивлены, обнаружив более глубокий оранжевый цвет на последних изображениях телескопа Хаббла, хотя ожидали, что зона снова затуманивается.

Чуть выше экватора исследователи отмечают появление нескольких новых штормов, названых «баржами». Их можно определить как циклонические вихри, которые различаются по внешнему виду: некоторые из штормов четко очерчены и ясны, другие - нечеткие и туманные. Эта разница во внешнем виде вызвана физическими свойствами облаков вихрей.

Исследователи также отмечают, что шторм, получивший название «Младшее красное пятно» (Овал BA), ниже Большого Красного Пятна, где Хаббл только что обнаружил, что ветры ускоряются, все еще имеет более темный бежевый цвет, и к нему присоединяются несколько дополнительных белых циклонических штормов на юге.

Четкие изображения Юпитера, сделанные телескопом Хаббла в 2020 году, были одним из самых популярных на сегодняшний день фото-релизов ЕКА/Хаббла.

Сатурн

Новый взгляд Хаббла на Сатурн 12 сентября 2021 года показывает быстрые и резкие изменения цвета полос в северном полушарии планеты, где сейчас ранняя осень. Полосы менялись на протяжении наблюдений Хаббла как в 2019, так и в 2020 году. На снимке Сатурна, сделанном Хабблом, запечатлена планета после зимы в южном полушарии, что очевидно по продолжающемуся голубоватому оттенку южного полюса.

Уран

Снимок Урана, сделанный Хабблом 25 октября, привлекает внимание к яркой северной полярной шапке планеты. В северном полушарии весна, и увеличение ультрафиолетового излучения Солнца, кажется, заставляет полярный регион светлеть. Исследователи не уверены в причинах. Это может быть изменение непрозрачности атмосферного метана или некоторое изменение аэрозольных частиц. Любопытно, что даже когда атмосферный колпак становится ярче, резкая южная граница остается на той же широте. Это было постоянным явлением в течение последних нескольких лет наблюдений Хаббла за планетой. Возможно, какой-то реактивный поток создает преграду на 43 градусе широты.

Нептун

В ходе наблюдений, проведенных 7 сентября 2021 года, исследователи обнаружили, что темное пятно Нептуна, которое, как недавно было обнаружено, изменило курс от движения к экватору, все еще видно на этом изображении вместе с затемненным северным полушарием. Также есть заметный темный продолговатый круг, охватывающий южный полюс Нептуна. Синий цвет Нептуна и Урана является результатом поглощения красного света богатой метаном атмосферой планет в сочетании с тем же эффектом рэлеевского рассеяния, который делает небо Земли синим.

Эти новые изображения Хаббла являются частью ежегодных карт всех планет, сделанные в рамках программы Outer Planets Atmospheres Legacy, или OPAL. Программа предоставляет Хабблу ежегодные глобальные обзоры внешних планет для выявления изменений в их штормах, ветрах и облаках.