Астрономы открыли горячую и плотную планету с восьмичасовым годом

В новом исследовании ученые показывают, что планета, находящаяся на расстоянии 31 светового года от Земли, является одной из самых легких среди почти 5000 экзопланет, известных сегодня, массой в половину Земли. Ее диаметр составляет чуть более 9000 километров - немного больше, чем у Марса.

Команда утверждает, что это исследование, опубликованное в журнале Nature, представляет собой шаг вперед в поисках «второй Земли», поскольку показывает, что астрономы могут определять свойства даже очень маленьких планет.

Соавтор, доктор Винсент Ван Эйлен сказал: «В новом исследовании размер и масса планеты были рассчитаны с использованием двух методов, каждый из которых включал анализ света звезды планеты. Один из них был для измерения минутного падения излучения звезды при прохождении планеты перед ней с использованием данных спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS). Другой метод заключался в определении массы планеты по ее влиянию на движение звезды. Это движение было незначительным - со скоростью 80 см в секунду, не больше, чем скорость ходьбы - так что это фантастика, что мы смогли обнаружить такое крошечное движение на расстоянии 31 светового года».

В исследовании приняли участие 78 ученых, возглавляли его астрономы из Института планетных исследований Немецкого аэрокосмического центра (DLR).

Ведущий автор доктор Кристин Лам из DLR сказала: «Судя по точному определению ее радиуса и массы, GJ 367b классифицируется как каменистая планета. Это помещает ее среди планет земной группы размером с Землю и продвигает исследования в поисках «второй Земли» на один шаг вперед».

GJ 367 b принадлежит к группе экзопланет "сверхкороткого периода" (USP), которые обращаются вокруг звезды менее чем за 24 часа. «Мы уже знаем о некоторых из них, но их происхождение в настоящее время неизвестно», - сказала доктор Лам. «Измеряя точные фундаментальные свойства планеты сверхкороткого периода, мы можем получить представление об истории формирования и эволюции системы».

После открытия этой планеты с помощью TESS и метода транзита спектр ее звезды был изучен с Земли с помощью прибора HARPS на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории.

С помощью комбинации различных методов оценки были определены радиус и масса планеты: радиус составляет 72% радиуса Земли, а ее масса – 55% массы Земли.

Определив ее радиус и массу с точностью до 7 и 14% соответственно, исследователи также смогли сделать выводы о внутренней структуре экзопланеты. Это каменистая планета с малой массой, но более высокой плотностью, чем Земля. Высокая плотность указывает на то, что на планете преобладает железное ядро».

«Эти свойства аналогичны свойствам Меркурия, с его непропорционально большим железным и никелевым ядром, которое отличает его от других земных тел в Солнечной системе», - сказал доктор Сцилард Чизмадиа

Близость планеты к звезде означает, что она подвергается чрезвычайно высокому уровню излучения, более чем в 500 раз более сильному, чем испытывает Земля. Температура поверхности может достигать 1500 градусов по Цельсию - температуры, при которой все горные породы и металлы будут плавиться.

Родительская звезда этой недавно открытой экзопланеты, красный карлик GJ 367, составляет лишь половину размера Солнца. Это было полезно для его открытия, поскольку транзитный сигнал орбитальной планеты особенно важен. Красные карлики не только меньше, но и холоднее Солнца. Это упрощает поиск и описание связанных с ними планет. Они одни из самых распространенных звездных объектов в нашем космическом районе и поэтому стали подходящими целями для исследования экзопланет.

По оценкам исследователей, вокруг красных карликов, также известных как «звезды класса M», вращаются две-три планеты, каждая из которых не более чем в 4 раза больше Земли.