Очень Большой телескоп сфотографировал планету вокруг самой массивной звездной пары

Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT) сделал снимок планеты, вращающейся вокруг Бета Центавра - двухзвездной системы, которую можно увидеть невооруженным глазом.

Это самая горячая и самая массивная звездная система с планетой, обнаруженная на сегодняшний день, и было замечено, что планета вращается вокруг нее на расстоянии в 100 раз больше, чем Юпитер вращается вокруг Солнца. Некоторые астрономы считали, что планеты не могут существовать вокруг таких массивных и горячих звезд - до сих пор.

«Обнаружение планеты вокруг Бета Центавра было очень захватывающим, поскольку полностью меняет представление о массивных звездах как хозяевах планет», - объясняет Маркус Янсон, астроном из Стокгольмского университета, Швеция, и первый автор нового исследования, опубликованного в журнале Nature.

Расположенная примерно в 325 световых годах от нас в созвездии Центавра, двухзвездная система Бета Центавра (также известная как HIP 71865) имеет массу как минимум в 6 раз больше Солнца, что делает ее самой массивной системой, вокруг которой находится подтвержденная планета. До сих пор вокруг звезды, более чем в 3 раза массивнее Солнца, не было обнаружено планет.

Самые массивные звезды также очень горячие, и эта система не исключение: ее главная звезда B-типа, которая более чем в 3 раза горячее Солнца. Из-за высокой температуры она излучает большое количество ультрафиолетового и рентгеновского излучения.

Большая масса и тепло от этого типа звезд оказывают сильное влияние на окружающий газ, что должно работать против образования планет. В частности, чем горячее звезда, тем больше энергии излучает она, в результате чего окружающий материал быстрее испаряется. «Звезды B-типа обычно считаются весьма разрушительной и опасной средой, поэтому считалось, что вокруг них должно быть чрезвычайно трудно формировать большие планеты», - говорит Янсон.

Новое открытие показывает, что планеты могут образовываться и в таких суровых звездных системах. «Планета в Центавре - это инопланетный мир в окружающей среде, которая полностью отличается от нашей на Земле и в Солнечной системе», - объясняет соавтор Гаятри Вишванат. «Это суровая среда, в которой преобладает сильное излучение, где все находится в гигантских масштабах: звезды больше, планета больше, расстояния больше».

Обнаруженная планета, названная b Центавра (AB) b или b Центавра b, также непростая. Она в 10 раз массивнее Юпитера, что делает ее одной из самых массивных из обнаруженных планет. Более того, она движется вокруг звездной системы по одной из самых широких орбит на расстоянии, в 100 раз превышающем расстояние Юпитера от Солнца. Это большое расстояние от центральной пары звезд может быть ключом к выживанию планеты.

Эти результаты стали возможными благодаря сложному прибору Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch (SPHERE), установленному на VLT ESO в Чили. SPHERE ранее успешно сфотографировала несколько планет, вращающихся вокруг звезд, отличных от Солнца, включая первое в истории изображение двух планет, вращающихся вокруг звезды, похожей на Солнце.

Но SPHERE не была первым инструментом для изображения этой планеты. В рамках исследования команда изучила архивные данные о системе Бета Центавра и обнаружила, что планета была фактически обнаружена более 20 лет назад с помощью 3,6-метрового телескопа ESO, хотя в то время она не была признана планетой.

Благодаря Чрезвычайно большому телескопу ESO (ELT), который должен начать наблюдения в конце этого десятилетия, а также с обновлением VLT, астрономы смогут больше узнать о формировании и особенностях планеты. «Это будет интригующая задача - попытаться выяснить, как она могла образоваться, что на данный момент совершенно непонятно», - заключает Янсон.