Вспышка AT2018cow произвела черную дыру или нейтронную звезду

В июне 2018 года телескопы по всему миру зафиксировали яркую синюю вспышку спирального рукава галактики в 200 миллионах световых лет от нас. Поначалу эта мощная вспышка казалась сверхновой, хотя была намного быстрее и ярче, чем другие до этого.

Сигнал, процедурно обозначенный как AT2018cow, с тех пор был назван просто «Корова», и астрономы занесли его в каталог как быстрый синий оптический переходный процесс, или FBOT - яркое короткоживущее событие неизвестного происхождения.

Теперь команда под руководством Массачусетского технологического института нашла убедительные доказательства источника сигнала. Помимо яркой оптической вспышки, ученые обнаружили стробоскопический импульс высокоэнергетического рентгеновского излучения. Они проследили сотни миллионов таких рентгеновских импульсов до Коровы и обнаружили, что импульсы возникают как часы, каждые 4,4 миллисекунды в течение 60 дней.

Основываясь на частоте импульсов, команда подсчитала, что рентгеновские лучи должны исходить от объекта шириной не более 1000 километров и массой менее 800 солнц. По астрофизическим стандартам такой объект можно было бы считать компактным, как небольшую черную дыру или нейтронную звезду.

Их результаты, опубликованные в журнале Nature Astronomy, убедительно свидетельствуют о том, что AT2018cow была продуктом умирающей звезды, которая в результате коллапса породила компактный объект в виде черной дыры или нейтронной звезды. Новорожденный объект продолжал пожирать окружающий материал, поедая звезду изнутри - процесс, который высвободил колоссальный прилив энергии.

«Мы обнаружили рождение компактного объекта в сверхновой», - говорит ведущий автор Дирадж «DJ» Пашам, научный сотрудник Института астрофизики и космических исследований Кавли Массачусетского технологического института. «Это происходит с обычными сверхновыми, но мы не видели этого раньше, потому что это такой запутанный процесс. Мы думаем, что это новое свидетельство открывает возможности для обнаружения маленьких черных дыр или молодых нейтронных звезд».

AT2018cow - один из многих «астрономических транзиентов», обнаруженных в 2018 году. «Корова» в его названии является случайным совпадением астрономического процесса наименования (например, «ааа» относится к самому первому астрономическому транзиенту, обнаруженному в 2018 году). Сигнал входит в число нескольких десятков известных FBOT, и это один из немногих сигналов, которые наблюдались в режиме реального времени. Его мощная вспышка - до 100 раз ярче типичной сверхновой - была обнаружена в ходе исследования на Гавайях, которое немедленно отправило оповещения в обсерватории по всему миру.

«Это было захватывающе, потому что начало накапливаться огромное количество данных», - говорит Пашам. «Количество энергии было на несколько порядков больше, чем у типичной сверхновой звезды с коллапсом ядра. И вопрос был в том, что могло произвести дополнительный источник энергии?»

Астрономы предложили различные сценарии для объяснения сверхъяркого сигнала. Например, это могло быть продуктом черной дыры, рожденной сверхновой. Или это могло быть результатом черной дыры среднего веса, сдирающей материал с проходящей звезды. Но данные, собранные оптическими телескопами, не смогли однозначно определить источник сигнала. Пашам заинтересовался, можно ли найти ответ в рентгеновских данных.

«Этот сигнал был близким и ярким в рентгеновских лучах, что привлекло мое внимание», - говорит Пашам. "Первое, что приходит в голову, это что происходит какое-то действительно энергетическое явление, генерирующее рентгеновские лучи. Я хотел проверить идею о том, что в ядре Коровы есть черная дыра или компактный объект».

Команда изучила рентгеновские данные, собранные НАСА Neutron Star Interior Composition Explorer (NICER) - телескопом для мониторинга рентгеновских лучей на борту Международной космической станции. NICER начал наблюдение за Коровой примерно через пять дней после первоначального обнаружения оптическими телескопами, отслеживая сигнал в течение следующих 60 дней. Эти данные были занесены в общедоступный архив, который Пашам и его коллеги анализировали.

Команда просмотрела данные, чтобы определить рентгеновские сигналы, исходящие от AT2018cow, и подтвердила, что это излучение не было от других источников. Они сфокусировались на рентгеновских лучах и обнаружили, что Корова испускала импульсы с частотой 225 герц, то есть каждые 4,4 миллисекунды.

Пашам ухватился за этот пульс, понимая, что его частоту можно использовать для прямого вычисления размера всего, что пульсирует. В этом случае размер пульсирующего объекта не может превышать расстояние, которое скорость света может преодолеть за 4,4 миллисекунды. Исходя из этого, он подсчитал, что размер объекта не должен быть больше 1,3х108 сантиметров, или примерно 1000 километров в ширину.

«Единственное, что может быть настолько маленьким, - это компактный объект - нейтронная звезда или черная дыра», - говорит Пашам.

Команда также подсчитала, что, исходя из энергии, излучаемой AT2018cow, она должна составлять не более 800 солнечных масс.

«Это исключает идею того, что сигнал исходит от промежуточной черной дыры», - говорит Пашам.

Помимо определения источника этого сигнала, исследование демонстрирует, что рентгеновский анализ FBOT и других сверхъярких явлений может стать новым инструментом для изучения молодых черных дыр.

«Всякий раз, когда возникает новое явление, появляется волнение от того, что оно может рассказать новое о Вселенной», - говорит Пашам. «Что касается FBOT, мы показали, что можем изучать их пульсации в деталях, что невозможно в оптике. Так что это новый способ понимания новорожденных компактных объектов».

Метан может превратиться в метанол при комнатной температуре — просто добавьте света

Ученые разработали новый эффективный способ преобразования метана в метанол при комнатной температуре. Метод может помочь сократить выбросы парниковых газов и обеспечить более чистый способ производства ключевых продуктов.

Хотя наибольшее внимание уделяется углекислому газу, он не единственный парниковый газ, меняющий климат Земли. Метан выбрасывается в меньших количествах, но его мощность в 34 раза выше, поэтому снижение его уровня остается приоритетом. Избыток метана в промышленных процессах часто сжигают, но при этом образуется CO2. Обычно альтернативой является преобразование метана в метанол, который можно исп...
01.07.22 09:16
Концепция НАСА: рой плавающих роботов для исследования инопланетных океанов

Подповерхностные океаны газовых гигантов — одно из самых многообещающих мест для поиска жизни за пределами Земли. НАСА выделило финансирование для проекта по разработке роя небольших плавающих роботов, которые будут исследовать инопланетные океаны в поисках признаков внеземной жизни.

Спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад в основном представляют собой большие ледяные шары с глобальными океанами под толстой ледяной внешней оболочкой. Ученые давно выдвинули гипотезу, что условия в этих водах могут быть первыми кандидатами на укрытие инопланетной жизни, и миссия Europa Clipper должна выполнить серию близких облетов в 2030-х годах для поиска доказательств этого. Новая к...
30.06.22 16:20
Низкие температуры индуцируют противовоспалительную молекулу, которая противостоит ожирению

Исследователи продолжают выяснять сложную роль, которую воспаление играет в ожирении, и его влияние на последующие эффекты: резистентность к инсулину, контроль уровня глюкозы и риск диабета.

Новое исследование добавило важные новые идеи в эту область, продемонстрировав, как низкие температуры могут стимулировать высвобождение молекулы, которая обращает вспять этот тип воспаления и снижает массу тела у мышей, закладывая основу для новых терапевтических средств, которые вызывают аналогичные эффекты у людей. Исследование, проведенное учеными из Диабетического центра Джослина и Женской б...
28.06.22 09:45
Лунный зонд обнаружил необычный двойной кратер на месте падения ракеты

НАСА подтвердило, что Луна немного более загрязненная, так как космический корабль Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) обнаружил двойной кратер от удара ракеты-носителя, которая столкнулась с лунной поверхностью 4 марта 2022 года.

Хотя происхождение ракеты не известно и пока ничего не подтверждено, но основным кандидатом стал китайский ракетный ускоритель. В январе астрономы-любители и автор астрономического программного обеспечения Билл Грей нашли доказательства того, что вышедшая из употребления ракета-носитель движется по курсу столкновения с Луной. Сначала предполагалось, что это ракета второй ступени SpaceX Falcon 9, ...
Концепция НАСА: рой плавающих роботов для исследования инопланетных океанов

30.06.22 16:20

27.06.22 11:28
Biofinder помогает обнаруживать внеземную жизнь

Инновационный научный прибор Compact Color Biofinder, разработанный группой исследователей из Гавайского университета в Маноа, может изменить правила игры в поисках признаков внеземной жизни.

Большинство биологических материалов, например, аминокислоты, окаменелости, осадочные породы, растения, микробы, белки и липиды, имеют сильные сигналы органической флуоресценции, которые могут быть обнаружены специальными сканирующими камерами. В исследовании, недавно опубликованном в Nature Scientific Reports, исследовательская группа сообщила, что Biofinder настолько чувствителен, что может точн...