Астрономы обнаружили самую большую группу планет-изгоев

Планеты-изгои- это неуловимые космические объекты, масса которых сопоставима с массами планет в Солнечной системе, но они не вращаются вокруг звезды, а свободно перемещаются сами по себе.

До сих пор было известно немногое, но группа астрономов, используя данные нескольких телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) и других объектов, только что открыла по крайней мере 70 новых планет-изгоев в нашей галактике. Это самая большая группа из когда-либо обнаруженных планет-изгоев, важный шаг к пониманию происхождения и особенностей этих загадочных галактических кочевников.

«Мы не знали, сколько ожидать, и очень рады, что нашли так много», - говорит Нурия Мирет-Ройг, астроном из Лаборатории астрофизики Бордо, Франция и Венского университета, Австрия, и первый автор исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy.

Планеты-изгоями, прячущиеся вдали от освещающих их звезд, обычно невозможно отобразить. Но Мирет-Ройг и ее команда воспользовались тем фактом, что через несколько миллионов лет после своего образования эти планеты все еще достаточно горячие, чтобы светиться, что делает их непосредственно обнаруживаемыми чувствительными камерами на больших телескопах. Они обнаружили по крайней мере 70 новых планет-изгоев с массой, сопоставимой с массой Юпитера, в области звездообразования, близкой к Солнцу, в созвездиях Верхнего Скорпиона и Змееносца.

Чтобы обнаружить так много планет-изгоев, команда использовала данные за 20 лет, полученные с нескольких наземных и космических телескопов. «Мы измерили крошечные движения, цвета и яркость десятков миллионов источников на большой площади неба», - поясняет Мирет-Ройг. «Эти измерения позволили надежно идентифицировать самые слабые объекты в этом регионе - планеты-изгои».

Команда использовала наблюдения Очень большого телескопа ESO (VLT), VISTA (обзорного телескопа в видимой и инфракрасной области спектра для астрономии), VST (обзорного телескопа VLT) и 2,2-метрового телескопа MPG/ESO в Чили, а также других объектов. «Подавляющее большинство наших данных поступает из обсерваторий ESO, которые были очень важны для этого исследования. Их широкое поле зрения и уникальная чувствительность были ключом к нашему успеху», - объясняет Эрве Боуи, астроном из Лаборатории астрофизики Бордо, руководитель проекта нового исследования. «Мы использовали десятки тысяч широкоугольных изображений с объектов ESO, соответствующих сотням часов наблюдений, и буквально десятки терабайт данных».

Команда также использовала данные со спутника Gaia Европейского космического агентства, что ознаменовало огромный успех сотрудничества наземных и космических телескопов в исследовании и понимании Вселенной.

Исследование предполагает, что таких неуловимых беззвездных планет, которые еще предстоит открыть, может быть гораздо больше. «Несколько миллиардов этих свободно плавающих планет-гигантов могут свободно перемещаться по Млечному Пути без главной звезды», - объясняет Боуи.

Изучая недавно обнаруженные планеты-изгои, астрономы могут найти ключ к разгадке того, как формируются такие загадочные объекты. Некоторые ученые считают, что планеты-изгои могут образоваться в результате коллапса газового облака, которое слишком мало, чтобы привести к образованию звезды, или они могли быть выброшены из своей системы. Но какой механизм более вероятен, остается неизвестным.

Дальнейшие достижения в области технологий будут ключом к разгадке тайны кочевых планет. Команда надеется продолжить их более детальное изучение с помощью Чрезвычайно большого телескопа ESO (ELT), который сейчас строится в чилийской пустыне Атакама и который должен начать наблюдения в конце десятилетия. «Эти объекты очень тусклые, и мало что можно сделать для их изучения с помощью современных средств», - говорит Боуи. «ELT будет иметь решающее значение для сбора дополнительной информации о большинстве найденных планет-изгоев».