Космический телескоп Джеймса Уэбба отравился на поиски первых звезд

Самый большой и самый мощный космический телескоп в мире взлетел в сегодня, чтобы выполнить грандиозное задание - увидеть свет первых звезд, галактик и обыскать Вселенную в поисках намеков на жизнь.

Космический телескоп НАСА Джеймс Уэбб взлетел из Французской Гвианы на северо-восточное побережье Южной Америки на европейской ракете Ariane в рождественское утреннее небо.

«Изумительный рождественский подарок», - прокомментировал взлёт Томас Зурбухен, руководитель научной миссии НАСА.

Обсерватория стоимостью 10 миллиардов долларов отправилась к месту назначения на расстоянии 1,6 миллиона километров, то есть более чем в четыре раза дальше Луны. На то, чтобы добраться туда, потребуется месяц и еще пять месяцев, прежде чем его инфракрасные камеры будут готовы начать сканирование космоса.

Во-первых, необходимо развернуть огромное зеркало и солнцезащитный экран телескопа; они были сложены в стиле оригами, чтобы поместиться в носовой обтекатель ракеты. В противном случае обсерватория не сможет заглянуть в прошлое на 13,7 млрд. лет, всего за 100 миллионов лет после Большого взрыва, формирующего Вселенную.

Директор НАСА Билл Нельсон назвал Уэбба машиной времени, которая обеспечит «лучшее понимание Вселенной и нашего места в ней: кто мы, что мы».

«Мы собираемся открыть невероятные вещи, о которых даже не догадывались», - сказал Нельсон после взлета, выступая из Космического центра Кеннеди во Флориде.

Задуманный как преемник стареющего космического телескопа Хаббл, давно задуманный Джеймс Уэбб назван в честь директора НАСА в 1960-х годах. НАСА в партнерстве с европейскими и канадскими космическими агентствами построило и запустило новый 7-тонный телескоп, над которым с 1990-х годов работали тысячи людей из 29 стран.

С запуском, приходящимся на Рождество, и глобальным всплеском случаев заболевания COVID-19, на космодроме Французской Гвианы было меньше зрителей, чем ожидалось. Астрономы со всего мира и бесчисленное множество других были настроены на то, чтобы увидеть, как Уэбб взлетит после многих лет неудач. Технические проблемы в последнюю минуту мешали запуску почти неделю, а затем порывистый ветер подтолкнул его в Рождество. Некоторые из диспетчеров запуска на праздновании надели шапки Санта-Клауса.

«Сегодня мы сделали человечеству рождественский подарок», - сказал генеральный директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер. Он охарактеризовал это как особый момент, но добавил: «Это очень напрягает. Я не могу запускать запуски каждый божий день. Это плохо скажется на моей продолжительности жизни».

Камеры на верхней ступени ракеты позволили в последний раз увидеть мерцающий телескоп на фоне Земли, прежде чем он улетел. «Эта фотография навсегда останется в моей памяти», - сказал Зурбухен журналистам.

Важная деталь телескопа: позолоченное зеркало диаметром 6,5 метров.

Обсерваторию защищает тонкий пятислойный солнцезащитный экран, который жизненно важен для поддержания отрицательных температур для светособирающего зеркала и термочувствительных инфракрасных детекторов. 21 метр на 14 метров - это размер теннисного корта.

Если все пойдет хорошо, солнцезащитный козырек откроется через три дня после старта, и потребуется не менее пяти дней, чтобы развернуться и зафиксироваться на месте. Затем сегменты зеркала должны раскрываться, как листья, примерно через 12 дней полета.

В целом, для успешной работы телескопа необходимо, чтобы сотни спусковых механизмов сработали безупречно. Такая сложная серия действий беспрецедентна, считает программный директор НАСА Грег Робинсон.

НАСА ожидает 10 лет оперативной жизни от Уэбба. Инженеры намеренно оставили топливный бак доступным для заправки при посещении космического корабля, если и когда такая технология станет доступной.

Метан может превратиться в метанол при комнатной температуре — просто добавьте света

Ученые разработали новый эффективный способ преобразования метана в метанол при комнатной температуре. Метод может помочь сократить выбросы парниковых газов и обеспечить более чистый способ производства ключевых продуктов.

Хотя наибольшее внимание уделяется углекислому газу, он не единственный парниковый газ, меняющий климат Земли. Метан выбрасывается в меньших количествах, но его мощность в 34 раза выше, поэтому снижение его уровня остается приоритетом. Избыток метана в промышленных процессах часто сжигают, но при этом образуется CO2. Обычно альтернативой является преобразование метана в метанол, который можно исп...
01.07.22 09:16
Концепция НАСА: рой плавающих роботов для исследования инопланетных океанов

Подповерхностные океаны газовых гигантов — одно из самых многообещающих мест для поиска жизни за пределами Земли. НАСА выделило финансирование для проекта по разработке роя небольших плавающих роботов, которые будут исследовать инопланетные океаны в поисках признаков внеземной жизни.

Спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад в основном представляют собой большие ледяные шары с глобальными океанами под толстой ледяной внешней оболочкой. Ученые давно выдвинули гипотезу, что условия в этих водах могут быть первыми кандидатами на укрытие инопланетной жизни, и миссия Europa Clipper должна выполнить серию близких облетов в 2030-х годах для поиска доказательств этого. Новая к...
30.06.22 16:20
Низкие температуры индуцируют противовоспалительную молекулу, которая противостоит ожирению

Исследователи продолжают выяснять сложную роль, которую воспаление играет в ожирении, и его влияние на последующие эффекты: резистентность к инсулину, контроль уровня глюкозы и риск диабета.

Новое исследование добавило важные новые идеи в эту область, продемонстрировав, как низкие температуры могут стимулировать высвобождение молекулы, которая обращает вспять этот тип воспаления и снижает массу тела у мышей, закладывая основу для новых терапевтических средств, которые вызывают аналогичные эффекты у людей. Исследование, проведенное учеными из Диабетического центра Джослина и Женской б...
28.06.22 09:45
Лунный зонд обнаружил необычный двойной кратер на месте падения ракеты

НАСА подтвердило, что Луна немного более загрязненная, так как космический корабль Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) обнаружил двойной кратер от удара ракеты-носителя, которая столкнулась с лунной поверхностью 4 марта 2022 года.

Хотя происхождение ракеты не известно и пока ничего не подтверждено, но основным кандидатом стал китайский ракетный ускоритель. В январе астрономы-любители и автор астрономического программного обеспечения Билл Грей нашли доказательства того, что вышедшая из употребления ракета-носитель движется по курсу столкновения с Луной. Сначала предполагалось, что это ракета второй ступени SpaceX Falcon 9, ...
Концепция НАСА: рой плавающих роботов для исследования инопланетных океанов

30.06.22 16:20

27.06.22 11:28
Biofinder помогает обнаруживать внеземную жизнь

Инновационный научный прибор Compact Color Biofinder, разработанный группой исследователей из Гавайского университета в Маноа, может изменить правила игры в поисках признаков внеземной жизни.

Большинство биологических материалов, например, аминокислоты, окаменелости, осадочные породы, растения, микробы, белки и липиды, имеют сильные сигналы органической флуоресценции, которые могут быть обнаружены специальными сканирующими камерами. В исследовании, недавно опубликованном в Nature Scientific Reports, исследовательская группа сообщила, что Biofinder настолько чувствителен, что может точн...