Космический телескоп Джеймса Уэбба отравился на поиски первых звезд

Самый большой и самый мощный космический телескоп в мире взлетел в сегодня, чтобы выполнить грандиозное задание - увидеть свет первых звезд, галактик и обыскать Вселенную в поисках намеков на жизнь.

Космический телескоп НАСА Джеймс Уэбб взлетел из Французской Гвианы на северо-восточное побережье Южной Америки на европейской ракете Ariane в рождественское утреннее небо.

«Изумительный рождественский подарок», - прокомментировал взлёт Томас Зурбухен, руководитель научной миссии НАСА.

Обсерватория стоимостью 10 миллиардов долларов отправилась к месту назначения на расстоянии 1,6 миллиона километров, то есть более чем в четыре раза дальше Луны. На то, чтобы добраться туда, потребуется месяц и еще пять месяцев, прежде чем его инфракрасные камеры будут готовы начать сканирование космоса.

Во-первых, необходимо развернуть огромное зеркало и солнцезащитный экран телескопа; они были сложены в стиле оригами, чтобы поместиться в носовой обтекатель ракеты. В противном случае обсерватория не сможет заглянуть в прошлое на 13,7 млрд. лет, всего за 100 миллионов лет после Большого взрыва, формирующего Вселенную.

Директор НАСА Билл Нельсон назвал Уэбба машиной времени, которая обеспечит «лучшее понимание Вселенной и нашего места в ней: кто мы, что мы».

«Мы собираемся открыть невероятные вещи, о которых даже не догадывались», - сказал Нельсон после взлета, выступая из Космического центра Кеннеди во Флориде.

Задуманный как преемник стареющего космического телескопа Хаббл, давно задуманный Джеймс Уэбб назван в честь директора НАСА в 1960-х годах. НАСА в партнерстве с европейскими и канадскими космическими агентствами построило и запустило новый 7-тонный телескоп, над которым с 1990-х годов работали тысячи людей из 29 стран.

С запуском, приходящимся на Рождество, и глобальным всплеском случаев заболевания COVID-19, на космодроме Французской Гвианы было меньше зрителей, чем ожидалось. Астрономы со всего мира и бесчисленное множество других были настроены на то, чтобы увидеть, как Уэбб взлетит после многих лет неудач. Технические проблемы в последнюю минуту мешали запуску почти неделю, а затем порывистый ветер подтолкнул его в Рождество. Некоторые из диспетчеров запуска на праздновании надели шапки Санта-Клауса.

«Сегодня мы сделали человечеству рождественский подарок», - сказал генеральный директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер. Он охарактеризовал это как особый момент, но добавил: «Это очень напрягает. Я не могу запускать запуски каждый божий день. Это плохо скажется на моей продолжительности жизни».

Камеры на верхней ступени ракеты позволили в последний раз увидеть мерцающий телескоп на фоне Земли, прежде чем он улетел. «Эта фотография навсегда останется в моей памяти», - сказал Зурбухен журналистам.

Важная деталь телескопа: позолоченное зеркало диаметром 6,5 метров.

Обсерваторию защищает тонкий пятислойный солнцезащитный экран, который жизненно важен для поддержания отрицательных температур для светособирающего зеркала и термочувствительных инфракрасных детекторов. 21 метр на 14 метров - это размер теннисного корта.

Если все пойдет хорошо, солнцезащитный козырек откроется через три дня после старта, и потребуется не менее пяти дней, чтобы развернуться и зафиксироваться на месте. Затем сегменты зеркала должны раскрываться, как листья, примерно через 12 дней полета.

В целом, для успешной работы телескопа необходимо, чтобы сотни спусковых механизмов сработали безупречно. Такая сложная серия действий беспрецедентна, считает программный директор НАСА Грег Робинсон.

НАСА ожидает 10 лет оперативной жизни от Уэбба. Инженеры намеренно оставили топливный бак доступным для заправки при посещении космического корабля, если и когда такая технология станет доступной.

Первый археологический эксперимент в космосе

На этой неделе на Международной космической станции начался первый в мире — или первый в Солнечной системе — археологический проект.

Под руководством археологов Элис Горман из Университета Флиндерса и Джастина Уолша из Университета Чепмена в Калифорнии Археологический проект Международной космической станции (ISSAP) стал первым археологическим исследованием космической среды обитания. «Мы первые, кто пытается понять, как люди относятся к предметам, с которыми они живут в космосе», — говорит доцент Уолш. «Привнося археологическ...
19.01.22 11:49
Обнаруженный углерод даст ключ к пониманию древнего Марса

Марсоход НАСА Curiosity приземлился на Марсе 6 августа 2012 года и с тех пор бродит по кратеру Гейла, собирая образцы и отправляя результаты домой для интерпретации исследователями.

Анализ изотопов углерода в образцах донных отложений, взятых из полудюжины открытых мест, включая обнаженную скалу, дает исследователям три правдоподобных объяснения происхождения углерода: космическая пыль, ультрафиолетовое разложение углекислого газа или ультрафиолетовое разложение биологически произведенного метана. Все три из сценария нетрадиционны, в отличие от процессов, распространенных на ...
18.01.22 12:21
Исследование опровергает марсианскую жизнь в метеорите, найденном в Антарктиде

Ученые сообщили в четверг, что марсианский метеорит возрастом 4 миллиарда лет, упавший на Землю несколько десятилетий назад, не содержит никаких доказательств древней, примитивной марсианской жизни.

Спустя миллионы лет дрейфования в космосе метеорит приземлился на ледяное поле в Антарктиде тысячи лет назад. Небольшой серо-зеленый фрагмент получил название Allan Hills 84001 — из-за холмов, на которых он был найден. Двухкилограммовый камень был найден в Антарктиде в 1984 году. В 1996 году команда под руководством НАСА объявила, что органические соединения в породе были оставлены живыми существ...
17.01.22 11:06
В Китае появится футуристический паромный терминал

Компания MAD Architects получила заказ на преображение существующего грузового терминала в Китае в новый паромный терминал и применила свой типично уникальный подход.

Фирма вдохновилась существующими на площадке козловыми кранами и спроектировала удивительно футуристический и инопланетный комплекс, который будет возвышаться над землей. Проект Международного круизного центра Чунцин Кунтан планируется к строительству в Чунцине, центральный Китай, и создается в сотрудничестве с Китайской академией строительных исследований. Он будет расположен на участке площадью...
16.01.22 17:45
Первый археологический эксперимент в космосе

19.01.22 11:49
Обнаруженный углерод даст ключ к пониманию древнего Марса

18.01.22 12:21
Исследование опровергает марсианскую жизнь в метеорите, найденном в Антарктиде

17.01.22 11:06
Пребывание в космосе уничтожает эритроциты в крови

Первое в мире исследование показало, как космические путешествия могут вызвать снижение количества эритроцитов, известное как космическая анемия. Анализы 14 астронавтов показали, что их тела уничтожили на 54% больше эритроцитов в космосе, чем обычно на Земле.

«О космической анемии постоянно сообщалось, когда астронавты возвращались на Землю после первых космических полетов, но причин мы не знали», — сказал ведущий автор доктор Гай Трудель, врач-реабилитолог и исследователь из Оттавской больницы и профессор Университета Нью-Йорка. «Наше исследование показывает, что по прибытии в космос разрушается больше эритроцитов, и это продолжается на протяжении все...