"Космический паук" оказался источником мощного гамма-излучения

Используя 4,1-метровый телескоп SOAR в Чили, астрономы обнаружили первый пример двойной системы, в которой звезда, находящаяся в процессе превращения в белый карлик, вращается вокруг нейтронной звезды, которая только что закончила превращаться в быстро вращающийся пульсар.

Ученые обнаружили, что ярким загадочным источником гамма-излучения является быстро вращающаяся нейтронная звезда, миллисекундый пульсар, который вращается вокруг звезды в процессе эволюции в белый карлик с чрезвычайно малой массой. Эти типы двойных систем астрономы называют «пауками», потому что пульсар имеет тенденцию «съедать» внешние части звезды-компаньона, превращаясь в белого карлика.

Пара была обнаружена астрономами с помощью 4,1-метрового телескопа SOAR на Серро-Пачон в Чили, входящего в состав Межамериканской обсерватории Серро-Тололо (CTIO), программы NOIRLab NSF. Но первоначально их отыскали космическим гамма-телескопом Ферми, после чего они стали «недостающим звеном» в эволюции двойных систем.

Космический гамма-телескоп НАСА Ферми каталогизирует объекты во Вселенной, излучающие обильные гамма-лучи, с момента его запуска в 2008 году, но не все обнаруженные им источники гамма-лучей были опознаны. Один из таких источников, названный астрономами 4FGL J1120.0-2204, был вторым по яркости источником гамма-излучения на всем небе, до сих пор остающийся неопознанным.

Астрономы из Соединенных Штатов и Канады во главе с Сэмюэлем Суихартом из Исследовательской лаборатории ВМС США в Вашингтоне, использовали спектрограф Гудмана на телескопе SOAR, чтобы определить истинную личность 4FGL J1120.0-2204. Было показано, что источник гамма-излучения, который также излучает рентгеновские лучи, наблюдаемый космическими телескопами NASA Swift и XMM-Newton ЕКА, представляет собой двойную систему, состоящую из «миллисекундного пульсара», который вращается сотни раз в секунду, и предшественника чрезвычайно маломассивного белого карлика. Пара находится на расстоянии более 2600 световых лет от нас.

«Это отличный пример того, как телескопы среднего размера в целом и SOAR в частности можно использовать для описания необычных открытий, сделанных с помощью других наземных и космических объектов», — отмечает Крис Дэвис, директор программы NOIRLab Национальной научной лаборатории США. «Мы ожидаем, что SOAR сыграет решающую роль в отслеживании многих других изменяющихся во времени источников в ближайшее десятилетие».

Оптический спектр двойной системы, измеренный спектрографом Гудмана, показал, что у света от компаньона протобелого карлика есть доплеровский сдвиг (попеременно смещается в красный и синий), что указывает на вращение вокруг компактной массивной нейтронной звезды каждые 15 часов.

«Спектры также позволили ограничить приблизительную температуру и поверхностную гравитацию звезды-компаньона», — говорит Суихарт, чья команда смогла использовать эти свойства и применить их к моделям, описывающим эволюцию двойных звездных систем. Это позволило им определить, что компаньон - это предшественник белого карлика с чрезвычайно малой массой, с температурой поверхности 8200°C (15 000°F) и массой всего 17% от солнечной.

Когда звезда с массой, как у Солнца или меньше, достигает конца жизни, у нее заканчивается водород, используемый для подпитки процессов ядерного синтеза в ее ядре. На какое-то время гелий берет верх над звездой и питает ее, заставляя сжиматься и нагреваться, а также побуждая ее расширяться и превращаться в красного гиганта размером в сотни миллионов километров. В конце концов, внешние слои набухшей звезды могут аккрецироваться на компаньона, и ядерный синтез останавливается, оставляя после себя белого карлика размером с Землю и шипящего при температурах, превышающих 100 000°C (180 000°F).

Протобелый карлик в системе 4FGL J1120.0-2204 еще не закончил развитие. «В настоящее время он раздут и примерно в 5 раз больше по радиусу, чем обычные белые карлики с такими же массами», — говорит Суихарт. «Он будет продолжать остывать и сжиматься, и примерно через 2 миллиарда лет н будет выглядеть идентично многим белым карликам с чрезвычайно малой массой, о которых мы уже знаем».

Миллисекундные пульсары вращаются сотни раз каждую секунду. Они раскручиваются за счет аккреции материи компаньона, в данном случае от звезды, которая стала белым карликом. Большинство миллисекундных пульсаров излучают гамма-лучи и рентгеновские лучи, когда пульсарный ветер, представляющий собой поток заряженных частиц, исходящих от вращающейся нейтронной звезды, сталкивается с веществом, испускаемым звездой-компаньоном.

Известно около 80 чрезвычайно маломассивных белых карликов, но «это первый предшественник обнаруженного чрезвычайно маломассивного белого карлика, который, вероятно, вращается вокруг нейтронной звезды», — говорит Суихарт. Следовательно, 4FGL J1120.0-2204 представляет собой уникальный взгляд на завершающую часть процесса раскрутки. Все другие открытые двойные системы белый карлик-пульсар давно прошли эту стадию.

«Последующая спектроскопия с помощью телескопа SOAR, нацеленная на несвязанные источники гамма-излучения Ферми, позволила увидеть, что компаньон вращается вокруг чего-то», — говорит Суихарт. «Без этих наблюдений мы не смогли бы найти таку захватывающую систему».

Подтверждено эксцентричное слияние черных дыр

Ученые считают, что впервые зафиксировали слияние двух черных дыр с эксцентричными орбитами.

Открытие поможет объяснить, почему некоторые из слияний черных дыр, обнаруженных LIGO Scientific Collaboration и Virgo Collaboration, намного тяжелее, чем считалось возможным ранее. Эксцентричные (вытянутые) орбиты могут быть признаком того, что черные дыры могут неоднократно поглощать другие во время случайных столкновений в областях, густо населенных черными дырами. Ученые изучили самую массивн...
21.01.22 11:33
На Мимасе обнаружен внутренний океан

Ученый Юго-Западного научно-исследовательского института решил доказать, что крошечный, самый внутренний спутник Сатурна - это замороженный инертный спутник, а вместо этого обнаружил убедительные доказательства жидкого внутреннего океана Мимаса.

В последние дни миссии космический корабль Кассини обнаружил любопытные колебания (либрации) во вращении луны, что часто указывает на наличие геологически активного тела, способного поддерживать внутренний океан. «Если на Мимасе есть океан, он представляет новый класс небольших «невидимых» океанских миров с поверхностью, которая не выдает существования океана», — сказала доктор Алисса Роден из Sw...
20.01.22 11:47
Первый археологический эксперимент в космосе

На этой неделе на Международной космической станции начался первый в мире — или первый в Солнечной системе — археологический проект.

Под руководством археологов Элис Горман из Университета Флиндерса и Джастина Уолша из Университета Чепмена в Калифорнии Археологический проект Международной космической станции (ISSAP) стал первым археологическим исследованием космической среды обитания. «Мы первые, кто пытается понять, как люди относятся к предметам, с которыми они живут в космосе», — говорит доцент Уолш. «Привнося археологическ...
19.01.22 11:49
Обнаруженный углерод даст ключ к пониманию древнего Марса

Марсоход НАСА Curiosity приземлился на Марсе 6 августа 2012 года и с тех пор бродит по кратеру Гейла, собирая образцы и отправляя результаты домой для интерпретации исследователями.

Анализ изотопов углерода в образцах донных отложений, взятых из полудюжины открытых мест, включая обнаженную скалу, дает исследователям три правдоподобных объяснения происхождения углерода: космическая пыль, ультрафиолетовое разложение углекислого газа или ультрафиолетовое разложение биологически произведенного метана. Все три из сценария нетрадиционны, в отличие от процессов, распространенных на ...