Система ближайшей черной дыры не содержит черную дыру

В 2020 году группа астрономов под руководством Европейской южной обсерватории (ESO) сообщила о ближайшей к Земле черной дыре, расположенной всего в 1000 световых лет от нас в системе HR 6819. Но результаты их исследования были оспорены другими исследователями, в том числе международной группой из Лёвенского католического университета, Бельгия.

Две команды объединились и сообщили, что на самом деле в HR 6819 нет черной дыры, которая вместо этого является «вампирской» двухзвездной системой, находящейся на редкой и недолговечной стадии эволюции.

Первоначальное исследование HR 6819 привлекло значительное внимание как прессы, так и ученых. Томас Ривиниус, астроном ESO из Чили, не был удивлен тем, как астрономическое сообщество восприняло их открытие черной дыры. «Это не только нормально, но и должно быть так, что результаты тщательно изучаются», - говорит он. «И результат, который делает заголовки, тем более».

Ривиниус и его коллеги были убеждены, что лучшим объяснением данных, полученных с помощью 2,2-метрового телескопа MPG/ESO, было то, что HR 6819 представляет собой тройную систему, в которой одна звезда вращается вокруг черной дыры каждые 40 дней, а вторая звезда на гораздо более широкой орбите. Но исследование под руководством Джулии Боденштайнер предложило другое объяснение тех же данных: HR 6819 может быть системой только с двумя звездами на 40-дневной орбите и вообще без черной дыры. Этот сценарий потребовал бы, чтобы одна из звезд была «раздета», то есть в более раннее время она потеряла большую часть своей массы из-за другой звезды.

«Мы достигли предела существующих данных, поэтому нам пришлось обратиться к другой стратегии наблюдений, чтобы выбрать между двумя сценариями», — говорит исследователь из Лёвенского католического университета Эбигейл Фрост, которая руководила новым исследованием.

Чтобы разгадать загадку, две команды работали вместе, используя Очень Большой Телескоп (VLT) и Интерферометр Очень Большого Телескопа (VLTI) ESO. «VLTI был единственным средством, которое дало нам решающие данные, необходимые для различения двух объяснений», — говорит Дитрих Бааде. Поскольку не было смысла запрашивать одно и то же наблюдение дважды, две команды объединили усилия, что позволило им объединить ресурсы и знания, чтобы выяснить истинную природу этой системы.

«Сценарии, которые мы искали, были довольно четкими, очень разными и легко различимыми с помощью подходящего инструмента», — говорит Ривиниус. «Мы согласились с тем, что в системе было два источника света, поэтому вопрос заключался в том, вращаются ли они близко друг к другу, как в сценарии с раздетой звездой, или далеко друг от друга, как в сценарии с черной дырой».

Чтобы различить два предложения, астрономы использовали прибор GRAVITY VLTI и прибор Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) на VLT ESO.

«MUSE подтвердил, что на более широкой орбите не было яркого компаньона, в то время как высокое пространственное разрешение GRAVITY позволило разглядеть два ярких источника, разделенных всего лишь одной третью расстояния между Землей и Солнцем», — говорит Фрост. «Эти данные оказались последней частью головоломки и позволили нам сделать вывод, что HR 6819 — двойная система без черной дыры».

«Наша лучшая интерпретация на данный момент состоит в том, что мы поймали двойную систему вскоре после того, как одна из звезд высосала атмосферу из звезды-компаньона. Это обычное явление в тесных двойных системах, которое иногда называют «звездным вампиризмом», — объясняет Боденштайнер, ныне сотрудник ESO в Германии и автор нового исследования. «В то время как звезда-донор была лишена части материала, звезда-реципиент начала вращаться быстрее».

«Поймать такую ??фазу после взаимодействия чрезвычайно сложно, поскольку она очень короткая», — добавляет Фрост. «Это делает наши выводы для HR 6819 очень интересными, поскольку представляют собой идеального кандидата для изучения того, как «вампиризм» влияет на эволюцию массивных звезд и, в свою очередь, на формирование связанных с ними явлений, включая гравитационные волны и мощные взрывы сверхновых».

Ученые планирует более внимательно следить за HR 6819, используя инструмент GRAVITY VLTI. Исследователи проведут совместное изучение системы с течением времени, чтобы лучше понять ее эволюцию, ограничить ее свойства и использовать эти знания, чтобы узнать больше о других бинарных системах.

Что касается поиска черных дыр, команда сохраняет оптимизм. «Черные дыры звездной массы остаются очень неуловимыми из-за своей природы», — говорит Ривиниус. «Но оценки порядка величины предполагают, что только в Млечном Пути есть от десятков до сотен миллионов черных дыр», — добавляет Бааде. Всего лишь вопрос времени, когда астрономы обнаружат их.

Найден «переключатель», который даёт надежду при потере слуха

Ученые, изучающие механизмы, лежащие в основе глухоты, определили единственный ген, который они описывают как тип главного переключателя для дифференцировки клеток, открывая новые захватывающие возможности для восстановления слуха.

Утверждается, что открытие «преодолело серьезное препятствие» в этой области и заложило основу для лечения общей причины необратимой потери слуха.Исследование сосредоточено на волосковых клетках уха, которые представляют собой сенсорные клетки, выстилающие внутреннее ухо и имеющие основополагающее значение для слуха. Смерть этих клеток из-за старения и стрессов, таких как чрезмерный шум, приводит ...
15.05.22 11:49
Исследование показывает, что противовоспалительные средства увеличивают риск хронической боли

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Макгилла, ставит под сомнение существующие представления о лечении острой боли. Полученные данные свидетельствуют о том, что лечение некоторых форм острой боли противовоспалительными препаратами может фактически увеличить риск того, что боль перерастет в хроническое состояние.

Целью исследования было выяснить, что вызывает переход острой боли в хроническое состояние. Первый шаг включал изучение экспрессии определенных генов у пациентов с острой болью в пояснице. Первый намек на то, что происходит что-то необычное, появился, когда исследователи увидели широкую активность в иммунных генах у пациентов, быстро выздоровевших от острой боли в спине. Те же самые гены явно не ...
14.05.22 15:56

Ученые-планетологи предлагают решение парадокса Ферми: сверхлинейное масштабирование, ведущее к сингулярности

Пара исследователей из Института науки Карнеги и Калифорнийского технологического института разработали возможное решение парадокса Ферми.

В статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, Майкл Вонг и Стюарт Бартлетт предполагают, что причина того, что нас не посетили инопланетяне с других планет, заключается в сверхлинейном масштабировании, которое приводит к сингулярности. Несколько лет назад физик Энрико Ферми спросил коллегу, почему инопланетяне из космоса не посетили Землю. Они отметили, что из-за огромных раз...
13.05.22 15:37
Китайский марсоход нашел доказательства более позднего исчезновения воды на Марсе

Группа исследователей Китайской академии наук нашла доказательства того, что вода на Марсе исчезла позже, чем предполагалось.

Предыдущие исследования показали, что части марсианской поверхности были покрыты водой примерно до 3 миллиардов лет назад. Время, когда вода на Марсе высохла, известно как амазонский период. В новой работе данные китайского марсохода Zhurong продемонстрировали исследователям доказательства того, что вода на Марсе могла сохраняться дольше, чем считалось ранее. Марсоход Zhurong уже около года путеш...