Астрономы обнаружили редкую двойную «черную вдову» с самой короткой орбитой

Вспышка звезды привлекла астрономов Массачусетского технологического института к новой загадочной системе в 3000 световых лет от Земли.

Звездная странность представляет собой новую «двойную черную вдову» — быстро вращающуюся нейтронную звезду или пульсар, который вращается и медленно поглощает меньшую звезду-компаньона, как его паукообразный тезка делает со своей половинкой.

Астрономам известно около двух десятков двойных черных вдов в Млечном Пути. Новый кандидат ZTF J1406+1222 оказался с самым коротким орбитальным периодом из когда-либо идентифицированных: пульсар и звезда-компаньон обращаются друг вокруг друга каждые 62 минуты. Система уникальна тем, что в ней находится третья, далеко расположенная звезда, которая обращается вокруг двух внутренних звезд каждые 10 000 лет.

Эта вероятная тройная черная вдова вызывает вопросы о том, как могла сформироваться такая система. Основываясь на своих наблюдениях, команда Массачусетского технологического института предлагает историю происхождения: как и в случае с большинством двойных черных вдов, тройная система могла возникнуть из плотного созвездия старых звезд - шарового скопления. Это скопление могло дрейфовать в центр Млечного Пути, где гравитации центральной черной дыры было достаточно, чтобы разорвать скопление на части, оставив тройную черную вдову нетронутой.

«Это сложный сценарий», — говорит Кевин Бердж, научный сотрудник Паппалардо на физическом факультете Массачусетского технологического института. «Эта система парит в Млечном Пути дольше, чем существует Солнце».

Бердж является автором исследования, опубликованного в журнале Nature, в котором подробно описывается открытие команды. Исследователи использовали новый подход для обнаружения тройной системы. Большинство двойных черных вдов обнаруживаются по гамма- и рентгеновскому излучению, испускаемому центральным пульсаром, но команда использовала видимый свет и, в частности, вспышку от звезды-компаньона бинарной системы, чтобы обнаружить ZTF J1406+1222.

«Эта система действительно уникальна с точки зрения черных вдов, потому что мы обнаружили ее в видимом свете, а также из-за ее широкого компаньона и того факта, что она пришла из галактического центра», — говорит Бердж. «Мы еще многого не понимаем в этом. Но у нас есть новый способ поиска таких систем в небе».

Двойные системы «черная вдова» питаются от пульсаров — быстро вращающихся нейтронных звезд, которые представляют собой схлопнувшиеся ядра массивных звезд. У пульсаров головокружительный период вращения - каждые несколько миллисекунд, испуская при этом вспышки высокоэнергетического гамма- и рентгеновского излучения.

Обычно пульсары вращаются вниз и быстро умирают, поскольку сжигают огромное количество энергии. Но время от времени проходящая мимо звезда может дать пульсару новую жизнь. Когда звезда приближается, гравитация пульсара отрывает материал от звезды, что дает новую энергию для вращения. Затем «обновленный» пульсар начинает переизлучать энергию, которая еще больше иссушает звезду и в конечном итоге разрушает ее.

Каждая двойная черная вдова на сегодняшний день была обнаружена с помощью гамма-вспышек и рентгеновских вспышек пульсара. Сначала Бердж наткнулся на ZTF J1406+1222 благодаря оптической вспышке звезды-компаньона.

Оказывается, дневная сторона звезды-компаньона (постоянно обращенная к пульсару) может быть во много раз горячее, чем ночная сторона, из-за постоянного высокоэнергетического излучения, которое она получает от пульсара.

«Я подумал, что вместо того, чтобы искать пульсар напрямую, попробуйте поискать звезду, которую он поедает», — объясняет Бердж.

Чтобы проверить эту теорию, Бердж с коллегами просмотрели оптические данные, полученные обсерваторией Zwicky Transient Facility в Калифорнии, которая делает широкоугольные изображения ночного неба. Команда изучила яркость звезд, чтобы понять резко ли они менялись на временной шкале около часа или меньше — признаки, указывающие на присутствие звезды-компаньона, вращающейся вокруг пульсара.

Команда смогла выбрать дюжину известных двоичных систем черных вдов, подтвердив точность нового метода. Затем они заметили звезду, яркость которой менялась в 13 раз каждые 62 минуты, что указывает на то, что она была частью новой двойной системы черной вдовы, которую они назвали ZTF J1406+1222.

Они искали звезду в наблюдениях, сделанных космическим телескопом Европейского космического агентства Gaia, который проводит точные измерения положения и движения звезд в небе. Оглядываясь назад на измерения звезды, сделанные десятилетиями с помощью Sloan Digital Sky Survey, команда обнаружила, что за двойной звездой следует другая далекая звезда. Судя по их расчетам, эта третья звезда совершала оборот вокруг внутренней двойной системы каждые 10 000 лет.

Любопытно, что астрономы не обнаружили непосредственно гамма- или рентгеновское излучение пульсара в двойной системе, что является типичным способом подтверждения черных вдов. Таким образом, ZTF J1406+1222 считается кандидатом в двойные черные вдовы, что команда надеется подтвердить будущими наблюдениями.

«Мы знаем наверняка, что видим звезду, дневная сторона которой намного горячее ночной, и которая обращается вокруг чего-то каждые 62 минуты», — говорит Бердж. «Все указывает на то, что это двойная черная вдова. Но также в ней есть несколько странных вещей, так что, возможно, это что-то совершенно новое».

Команда планирует продолжить наблюдения за новой системой, а также применить оптическую технику для освещения большего количества нейтронных звезд и черных вдов в небе.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...