Странный радиовсплеск вызывает новые вопросы

Астрономы обнаружили второй пример высокоактивного повторяющегося быстрого радиовсплеска (FRB) с компактным источником более слабого, но устойчивого радиоизлучения между всплесками. Открытие поднимает новые вопросы о природе этих загадочных объектов, а также об их полезности в качестве инструментов для изучения природы межгалактического пространства.

Ученые использовали Сверхбольшую Антенную Решётку (Very Large Array, VLA) Национального научного фонда и другие телескопы для изучения объекта, впервые обнаруженного в 2019 году.
Объект FRB 190520 был обнаружен сферическим радиотелескопом с пятисотметровой апертурой (FAST) в Китае. Всплеск от объекта произошел 20 мая 2019 года и был обнаружен в данных этого телескопа в ноябре того же года. Последующие наблюдения с помощью FAST показали, что, в отличие от многих других FRB, он излучает частые повторяющиеся всплески радиоволн.
Наблюдения с помощью VLA в 2020 году точно определили местоположение объекта, и это позволило наблюдениям в видимом свете с помощью телескопа Subaru на Гавайях показать, что он находится на окраине карликовой галактики почти в 3 миллиардах световых лет от Земли. Наблюдения VLA также показали, что объект постоянно излучает более слабые радиоволны между вспышками.
«Эти характеристики делают его очень похожим на самый первый FRB, чье положение было определено также VLA еще в 2016 году», — сказал Кейси Лоу из Калифорнийского технологического института. Эта разработка стала крупным прорывом, предоставив первую информацию об окружающей среде и расстоянии FRB. Сочетание повторяющихся всплесков и постоянного радиоизлучения между вспышками, исходящего из компактной области, до сих пор выделяло объект FRB 121102 2016 года среди всех других известных FRB.
«Теперь у нас есть два таких, и это поднимает несколько важных вопросов», — сказал Ло.
Различия между FRB 190520 и FRB 121102, а также всеми остальными усиливают предположение, высказанное ранее, что это могут быть два разных типа FRB.
«Отличаются ли те, которые повторяются, от тех, которые не повторяются? А как насчет постоянного радиоизлучения — это обычное дело?» сказал Кшитий Аггарвал, аспирант Университета Западной Вирджинии (WVU).
Астрономы предполагают, что может быть либо два разных механизма, производящих FRB, либо объекты, производящие их, могут действовать по-разному на разных этапах своей эволюции. Ведущими кандидатами на роль источников FRB являются сверхплотные нейтронные звезды, оставшиеся после того, как массивная звезда взорвется как сверхновая, или нейтронные звезды со сверхсильными магнитными полями - магнетары.

Одна характеристика FRB 190520 ставит под сомнение полезность FRB как инструментов для изучения материала между ними и Землей. Астрономы часто анализируют влияние промежуточного материала на радиоволны, излучаемые удаленными объектами, чтобы узнать о самом разреженном материале. Один из таких эффектов возникает, когда радиоволны проходят через пространство, содержащее свободные электроны. В этом случае высокочастотные волны распространяются быстрее, чем низкочастотные.
Это эффект дисперсии и её можно измерить, чтобы определить плотность электронов в пространстве между объектом и Землей или, если плотность электронов известна или предполагается, дать приблизительную оценку расстояния до объекта. Эффект часто используется для оценки расстояния до пульсаров.
Но это не сработало для FRB 190520. Независимое измерение расстояния, основанное на доплеровском смещении света галактики, вызванном расширением Вселенной, поместило галактику на расстояние почти 3 миллиарда световых лет от Земли. Но сигнал вспышки показывает величину дисперсии, которая обычно указывает на расстояние примерно от 8 до 9,5 миллиардов световых лет.
«Это означает, что вблизи FRB находится много материала, который может запутать любую попытку использовать его для измерения газа между галактиками», — сказал Аггарвал. «Если это так, то мы не можем рассчитывать на использование FRB в качестве космических мерил».
Астрономы предположили, что FRB 190520 может быть «новорожденным», все еще окруженным плотным материалом, выброшенным в результате взрыва сверхновой, оставившей после себя нейтронную звезду. По мере того, как этот материал рассеивается, дисперсия импульсных сигналов также будет уменьшаться. По их словам, в «новорожденном» сценарии повторяющиеся всплески могут быть характерными для более молодых FRB и уменьшаться с возрастом.
«Сейчас поле FRB развивается очень быстро, и ежемесячно появляются новые открытия. Многие вопросы все еще остаются, и этот объект дает нам интересные ответы на них», — сказала Сара Берк-Сполаор из WVU.

У таинственных нитей Млечного Пути есть старшие дальние родственники

Астрофизик Северо-Западного университета Фархад Заде был очарован и озадачен семейством крупномасштабных высокоорганизованных магнитных нитей, свисающих в центре Млечного Пути, с тех пор, как впервые обнаружил их в начале 1980-х годов.

Спустя 40 лет Заде остается таким же очарованным, но чуть менее озадаченным. С новым открытием подобных нитей, расположенных в других галактиках, Заде и его сотрудники впервые представили два возможных объяснения неизвестного происхождения нитей. В новой статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters, Заде и его соавторы предполагают, что нити могут возникнуть в результате взаимодейст...
19.11.22 11:41
Взлет! НАСА запускает мега-ракету на Луну

В среду НАСА запустило самую мощную ракету, созданную для полета на Луну, в захватывающем сиянии света и звука, которое ознаменовало начало новой флагманской программы космического агентства Artemis.

32-этажная Система космического запуска (SLS) стартовала из Космического центра Кеннеди во Флориде в 09:47 по московскому времени, создав рекордную тягу в 8,8 миллиона фунтов (39 меганьютонов). «То, что вы сделали сегодня, вдохновит грядущие поколения, спасибо!» – сказала Чарли Блэквелл-Томпсон, первая женщина-руководитель запуска НАСА, подбадривая товарищей по команде. К вершине ракеты был прик...