Уэбб подробно раскрыл насыщенную атмосферу далекой планеты

Космический телескоп Джеймса Уэбба зафиксировал отчетливые следы воды, а также доказательства наличия облаков и дымки в атмосфере, окружающей горячую газовую планету-гигант, вращающуюся вокруг далекой звезды.

Наблюдение, показывающее присутствие определенных молекул газа на основе крошечного уменьшения яркости точных цветов света, является наиболее подробным на сегодняшний день, демонстрируя беспрецедентную способность Уэбба анализировать атмосферы на расстоянии сотен световых лет.

Космический телескоп Хаббл проанализировал многочисленные атмосферы экзопланет за последние два десятилетия, зафиксировавл первое четкое обнаружение воды в 2013 году, и непосредственное, более подробное наблюдение Уэбба знаменует собой гигантский шаг вперед в стремлении охарактеризовать потенциально обитаемые планеты за пределами Земли.

WASP-96 b — одна из более чем 5000 подтвержденных экзопланет в Млечном Пути. Расположенный примерно в 1150 световых годах от нас в южном созвездии Феникса, она представляет собой тип газового гиганта, не имеющего прямого аналога в Солнечной системе. Обладая массой менее половины массы Юпитера и диаметром в 1,2 раза больше, WASP-96 b намного пухлее, чем любая планета, вращающаяся вокруг Солнца. А при температуре выше 1000°F она значительно горячее. WASP-96 b вращается очень близко к своей солнцеподобной звезде, всего в 1/9 части расстояния между Меркурием и Солнцем, совершая один оборот каждые 3,5 земных дня.

Сочетание большого размера, короткого орбитального периода, пухлой атмосферы и отсутствия загрязняющего света от объектов, расположенных поблизости в небе, делает WASP-96 b идеальной целью для наблюдений за атмосферой.

21 июня устройство Уэбба для формирования изображения в ближнем инфракрасном диапазоне и бесщелевой спектрограф (NIRISS) измеряло свет от системы WASP-96 в течение 6,4 часов, пока планета перемещалась по звезде. В результате получается кривая блеска, показывающая общее затемнение звездного света во время прохождения, и спектр пропускания, показывающий изменение яркости отдельных длин волн инфракрасного света в диапазоне от 0,6 до 2,8 микрон.

Кривая блеска подтверждает свойства планеты, которые уже были определены из других наблюдений — существование, размер и орбита планеты, а спектр пропускания раскрывает ранее скрытые детали атмосферы: недвусмысленные признаки воды, признаки дымки, и свидетельства существования облаков, которые, как считалось, не существуют на основании предыдущих наблюдений.

Спектр передачи создается путем сравнения звездного света, отфильтрованного через атмосферу планеты, когда он движется по звезде, с нефильтрованным звездным светом, обнаруженным, когда планета находится рядом со звездой. Исследователи могут обнаруживать и измерять содержание основных газов в атмосфере планеты на основе картины поглощения — расположения и высоты пиков на графике. Точно так же, как у людей есть отличительные отпечатки пальцев и последовательности ДНК, атомы и молекулы имеют характерные образцы длин волн, которые они поглощают.

Спектр WASP-96 b, захваченный NIRISS, является не только наиболее подробным спектром пропускания атмосферы экзопланеты в ближнем инфракрасном диапазоне, захваченным на сегодняшний день, но также охватывает удивительно широкий диапазон длин волн, включая видимый красный свет и часть спектра, ранее недоступный для других телескопов (длины волн более 1,6 мкм). Эта часть спектра особенно чувствительна к воде, а также к другим ключевым молекулам, таким как кислород, метан и углекислый газ, которые не сразу видны в спектре WASP-96 b, но должны быть обнаружены на других экзопланетах, которые планируется наблюдать Уэббом.

Исследователи смогут использовать спектр для измерения количества водяного пара в атмосфере, ограничения количества различных элементов, таких как углерод и кислород, и оценки температуры атмосферы. Затем они могут использовать эту информацию, чтобы делать выводы об общем составе планеты, а также о том, как, когда и где она сформировалась. Синяя линия на графике — это наиболее подходящая модель, которая учитывает данные, известные свойства WASP-96 b и ее звезды (размер, массу, температуру) и предполагаемые характеристики атмосферы.

Исключительная детализация и четкость этих измерений возможны благодаря современному дизайну Webb. Его позолоченное зеркало площадью 270 квадратных футов эффективно собирает инфракрасный свет. Его точные спектрографы рассеивают свет в виде радуги тысяч инфракрасных цветов. А чувствительные инфракрасные датчики измеряют очень тонкие различия в яркости. NIRISS способен обнаруживать цветовые различия всего в одну тысячную микрона (разница между зеленым и желтым составляет около 50 микрон) и различия в яркости между этими цветами в несколько сотен частей на миллион.

Кроме того, исключительная стабильность Уэбба и его орбитальное расположение вокруг точки Лагранжа 2, примерно в миллионе миль от загрязняющего воздействия земной атмосферы, обеспечивают непрерывный обзор и точные данные, которые можно анализировать относительно быстро.

Чрезвычайно подробный спектр, полученный путем одновременного анализа 280 отдельных спектров, полученных во время наблюдения, дает лишь намек на то, что Уэбб приготовил для исследования экзопланет. В течение следующего года исследователи будут использовать спектроскопию для анализа поверхностей и атмосфер нескольких десятков экзопланет, от небольших каменистых планет до гигантов, богатых газом и льдом. Почти четверть времени наблюдений 1 цикла Уэбба посвящена изучению экзопланет и материалов, из которых они состоят.

Это наблюдение NIRISS демонстрирует, что Уэбб может детально охарактеризовать атмосферы экзопланет, в том числе потенциально пригодных для жизни.

Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

Международной группой ученых был предложен потенциально лучший способ получения кислорода для астронавтов в космосе с использованием магнетизма.

Вывод сделан на основании нового исследования магнитного разделения фаз в условиях микрогравитации, опубликованного в журнале npj Microgravity исследователями из Уорикского университета Великобритании, Университета Колорадо в Боулдере и Свободного университета Берлина в Германии.Поддержание дыхания астронавтов на борту Международной космической станции и других космических аппаратов — сложный и до...
14.08.22 12:03
Новая вакцина от болезни Лайма вступает в 3 фазу испытаний

Новая вакцина от болезни Лайма вот-вот вступит в завершающую фазу испытаний на людях. Если все пойдет хорошо, она может быть доступна к 2025 году, что сделает ее первой вакциной от болезни Лайма, появившейся на рынке почти за четверть века.

В клиническом испытании Фазы 3 планируется задействовать не менее 6000 участников на 50 участках по всему миру. Вакцина требует 3 доз, каждая из которых вводится с интервалом примерно в два месяца, с повторной ревакцинацией через год после первоначального протокола. Новая вакцина VLA15 нацелена на внешний поверхностный белок А (OspA) бактерий, вызывающих болезнь Лайма. Испытываемый состав являетс...
12.08.22 09:06
Сталкивающиеся галактики ослепляют на снимке Gemini North

Новое впечатляющее изображение, полученное телескопом Gemini North на Гавайях, показывает пару взаимодействующих спиральных галактик NGC 4568 и NGC 4567 в момент начала их столкновения и слияния.

Эти галактики спутались взаимным гравитационным полем и примерно через 500 миллионов лет объединятся в единую эллиптическую галактику. Также на изображении видны светящиеся остатки сверхновой, обнаруженной в 2020 году.Gemini North, один из телескопов-близнецов Международной обсерватории Джемини, управляемой NOIRLab NSF, наблюдал начальные стадии космического столкновения примерно в 60 миллионах св...
11.08.22 07:46
Обнаружен новый слабый, далекий и холодный коричневый карлик

С помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) международная группа астрономов обнаружила слабый, далекий и холодный коричневый карлик. Объект, получивший обозначение GLASS-JWST-BD1, оказался примерно в 31 раз массивнее Юпитера.

Коричневые карлики являются промежуточными объектами между планетами и звездами. Астрономы в целом согласны с тем, что это субзвездные объекты, занимающие диапазон масс от 13 до 80 масс Юпитера. Один подкласс коричневых карликов (с эффективной температурой от 500 до 1500 К) известен как Т-карлики и представляет собой самые холодные и наименее яркие из обнаруженных до сих пор подзвездных объектов. ...
10.08.22 10:25
Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

14.08.22 12:03
Сталкивающиеся галактики ослепляют на снимке Gemini North

11.08.22 07:46
Обнаружен новый слабый, далекий и холодный коричневый карлик

10.08.22 10:25
Никаких следов ореолов темной материи

Согласно стандартной космологической модели, подавляющее большинство галактик окружено ореолом из частиц темной материи. Это гало невидимо, но его масса оказывает сильное гравитационное притяжение на соседние галактики. Новое исследование ставит под сомнение этот взгляд на Вселенную.

Результаты показывают, что карликовые галактики второго ближайшего к Земле скопления галактик, скопления Печи, не содержат ореолов темной материи. Исследование, проведенное Боннским университетом (Германия) и Университетом Сент-Эндрюс (Шотландия), появилось в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.Карликовые галактики — это маленькие, слабые галактики, которые обычно можно найти...