Астрономы засекли радио «сердцебиение» в миллиардах световых лет от Земли

Астрономы из Массачусетского технологического института и других стран обнаружили странный и постоянный радиосигнал из далекой галактики, который вспыхивает с удивительной регулярностью.

Сигнал классифицируется как быстрый радиовсплеск или FRB — очень сильный всплеск радиоволн неизвестного астрофизического происхождения, который обычно длится не более нескольких миллисекунд. Но этот новый сигнал сохраняется до 3 секунд, что примерно в 1000 раз дольше, чем средний FRB. В этом окне команда обнаружила всплески радиоволн, которые повторяются каждые 0,2 секунды в виде четкой периодической картины, похожей на бьющееся сердце.

Исследователи обозначили сигнал FRB 20191221A, и сейчас это самый продолжительный FRB с самой четкой периодической структурой, обнаруженной на сегодняшний день.

Источник сигнала находится в далекой галактике, в нескольких миллиардах световых лет от Земли. Что именно это может быть за источник, остается загадкой, хотя астрономы подозревают, что сигнал может исходить либо от радиопульсара, либо от магнетара - типов нейтронных звезд, чрезвычайно плотных, быстро вращающихся коллапсирующих ядер гигантских звезд.

«Во Вселенной не так много вещей, которые излучают строго периодические сигналы», — говорит Даниэле Мичилли из Института астрофизики и космических исследований имени Кавли при Массачусетском технологическом институте. «Примерами, которые мы знаем в нашей галактике, являются радиопульсары и магнетары, которые вращаются и производят лучевое излучение, как маяки. Мы думаем, что новый сигнал может быть магнитаром или пульсаром на стероидах».

Команда надеется обнаружить больше периодических сигналов от этого источника, которые затем можно будет использовать в качестве астрофизических часов. Например, частоту всплесков и то, как они меняются по мере удаления источника от Земли, можно использовать для измерения скорости, с которой расширяется Вселенная.

С тех пор, как в 2007 году был обнаружен первый FRB, по всей Вселенной были обнаружены сотни подобных радиовспышек, последняя из которых была проведена Канадским экспериментом по картографированию интенсивности водорода, или CHIME - интерферометрическим радиотелескопом, состоящим из четырех больших параболических рефлекторов, который расположен в радиоастрофизической обсерватории Доминион в Британской Колумбии, Канада.

CHIME постоянно наблюдает за небом по мере вращения Земли и предназначен для улавливания радиоволн, излучаемых водородом на самых ранних стадиях развития Вселенной. Телескоп также чувствителен к быстрым радиовсплескам, и с тех пор, как начал наблюдать за небом в 2018 году, CHIME обнаружил сотни FRB, исходящих из разных частей неба.

Подавляющее большинство FRB, наблюдаемых на сегодняшний день, являются одноразовыми — ультраяркими всплесками радиоволн, которые длятся несколько миллисекунд, прежде чем исчезнуть. Недавно исследователи обнаружили первый периодический FRB, который излучал регулярные радиоволны. Этот сигнал состоял из четырехдневного окна случайных всплесков, которые затем повторялись каждые 16 дней. Этот 16-дневный цикл указывал на периодический характер активности, хотя сигнал реальных радиовсплесков был скорее случайным, чем периодическим.

21 декабря 2019 года CHIME уловил сигнал потенциального FRB, что сразу же привлекло внимание Мичилли, сканировавшего поступающие данные.

«Это было необычно, — вспоминает он. «Он был не только очень долгим, около трех секунд, но и имел периодические пики, которые были удивительно точными, излучая каждую долю секунды — бум, бум, бум — как сердцебиение. Впервые сам сигнал является периодическим».

Анализируя характер радиовсплесков FRB 20191221A, Мичилли с коллегами обнаружили сходство с излучениями радиопульсаров и магнетаров в нашей галактике. Радиопульсары - это нейтронные звезды, которые излучают лучи радиоволн, которые пульсируют при вращении звезды, в то время как подобное излучение производят магнетары из-за их экстремальных магнитных полей.

Основное различие между новым сигналом и радиоизлучением наших галактических пульсаров и магнитаров заключается в том, что FRB 20191221A кажется более чем в миллион раз ярче. Светящиеся вспышки могут исходить от отдаленного радиопульсара или магнитара, который обычно менее яркий при вращении и по какой-то неизвестной причине выбрасывает серию ярких вспышек в редкое трехсекундное окно, которое CHIME удалось поймать.

«CHIME обнаружил множество FRB с различными свойствами», — говорит Мичилли. «Мы видели, что некоторые из них живут внутри очень турбулентных облаков, в то время как другие выглядят так, будто находятся в чистой среде. Судя по свойствам нового сигнала, мы можем сказать, что вокруг этого источника есть облако бурной плазмы».

Астрономы надеются поймать дополнительные всплески периодического FRB 20191221A, что может помочь уточнить понимание его источника и нейтронных звезд в целом.

«Это обнаружение поднимает вопрос о том, что могло вызвать такой экстремальный сигнал, которого мы никогда раньше не видели, и как мы можем использовать этот сигнал для изучения Вселенной», — говорит Мичилли. «Телескопы будущего обещают обнаруживать тысячи FRB в месяц, и в этот момент мы можем обнаружить гораздо больше таких периодических сигналов».

Команда НАСА Lucy обнаружила луну у астероида Polymele

Еще до своего запуска миссия НАСА Lucy уже была на пути побить рекорды посещаемости астероидов, в сравнении с любой предыдущей миссией. А после неожиданного результата продолжительной наблюдательной кампании, миссия может добавить в список еще один астероид.

27 марта научная группа Lucy обнаружила, что у самого маленького из троянских мишеней миссии, 15094 Polymele, есть собственный спутник. Ожидалось, что в тот день Polymele пройдет перед звездой, что позволит команде наблюдать, когда астероид ненадолго заблокирует или закроет ее. Распределив 26 команд профессиональных астрономов и астрономов-любителей по пути, где будет видно затмение, команда Lucy ...
17.08.22 08:29
В Китае создано самое сильное в мире устойчивое магнитное поле

Китайские ученые установили новый мировой рекорд по самому сильному устойчивому магнитному полю, когда-либо созданному на Земле. Гибридному магниту удалось создать поле силой 45,22 Тесла, что более чем в миллион раз сильнее, чем у планеты.

Рекорд был установлен в Центре стабильного сильного магнитного поля (SHMFF) в Хэфэй, Китай, с использованием магнита гибридной конструкции, который работает с 2016 года. Конструкция включает резистивный магнит, расположенный в зазоре 32 мм в центре сверхпроводящего магнита, что позволяет им объединить усилия для создания невероятно сильного магнитного поля. 12 августа гибридный магнит создал реко...
16.08.22 07:36
Ученые воссоздали песню давно потерянного насекомого, чтобы снова его найти

После 150 лет молчания в музее странный образец снова запел свою песню. Ученые воссоздали в цифровом виде звук давно исчезнувшего вида насекомых, которого не видели с 1869 года, создав 3D-сканы его крыльев. Специфика мелодии может помочь отследить живые экземпляры в дикой природе — если они еще остались.

Prophalangopsis obscura — вид катидид, насекомого, похожего на кузнечика, но о нем мало что известно, потому что был собран только один экземпляр. Одинокий голотип, самец длиной 10 см (4 дюйма), был обнаружен где-то в Индии в середине 19 века, а затем передан в дар Лондонскому музею естественной истории, где был впервые научно описан в 1869 году. И с тех пор его никто не видел, несмотря на все ус...
15.08.22 06:56
Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

Международной группой ученых был предложен потенциально лучший способ получения кислорода для астронавтов в космосе с использованием магнетизма.

Вывод сделан на основании нового исследования магнитного разделения фаз в условиях микрогравитации, опубликованного в журнале npj Microgravity исследователями из Уорикского университета Великобритании, Университета Колорадо в Боулдере и Свободного университета Берлина в Германии.Поддержание дыхания астронавтов на борту Международной космической станции и других космических аппаратов — сложный и до...
14.08.22 12:03
Команда НАСА Lucy обнаружила луну у астероида Polymele

17.08.22 08:29
Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

14.08.22 12:03
Сталкивающиеся галактики ослепляют на снимке Gemini North

Новое впечатляющее изображение, полученное телескопом Gemini North на Гавайях, показывает пару взаимодействующих спиральных галактик NGC 4568 и NGC 4567 в момент начала их столкновения и слияния.

Эти галактики спутались взаимным гравитационным полем и примерно через 500 миллионов лет объединятся в единую эллиптическую галактику. Также на изображении видны светящиеся остатки сверхновой, обнаруженной в 2020 году.Gemini North, один из телескопов-близнецов Международной обсерватории Джемини, управляемой NOIRLab NSF, наблюдал начальные стадии космического столкновения примерно в 60 миллионах св...
11.08.22 07:46
Обнаружен новый слабый, далекий и холодный коричневый карлик

С помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) международная группа астрономов обнаружила слабый, далекий и холодный коричневый карлик. Объект, получивший обозначение GLASS-JWST-BD1, оказался примерно в 31 раз массивнее Юпитера.

Коричневые карлики являются промежуточными объектами между планетами и звездами. Астрономы в целом согласны с тем, что это субзвездные объекты, занимающие диапазон масс от 13 до 80 масс Юпитера. Один подкласс коричневых карликов (с эффективной температурой от 500 до 1500 К) известен как Т-карлики и представляет собой самые холодные и наименее яркие из обнаруженных до сих пор подзвездных объектов. ...