Обнаружена дремлющая черная дыра за пределами галактики Млечный Путь

Группа международных экспертов, известных разоблачением открытий черных дыр, обнаружила спящую черную дыру звездной массы в Большом Магеллановом Облаке.

«Впервые наша команда собралась вместе, чтобы сообщить об открытии черной дыры, а не отвергнуть ее открытие», — говорит руководитель исследования Томер Шенар, научный сотрудник Амстердамского университета в Нидерландах.

Команда обнаружила, что звезда, породившая черную дыру, исчезла без каких-либо признаков мощного взрыва.

«Мы нашли иголку в стоге сена», — говорит Шенар. Хотя были предложены и другие подобные кандидаты в черные дыры, команда утверждает, что это первая «спящая» черная дыра звездной массы, которая была обнаружена за пределами галактики Млечный Путь.

Черные дыры звездной массы образуются, когда массивные звезды коллапсируют под действием собственной гравитации. В двойной системе, состоящей из двух звезд, вращающихся вокруг друг друга, этот процесс оставляет после себя черную дыру на орбите со светящейся звездой-компаньоном. Черная дыра является «спящей», если не излучает высокие уровни рентгеновского излучения, как обычно обнаруживаются такие черные дыры.

Открытие было сделано благодаря 6 годам наблюдений, проведенных с помощью Очень большого телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO).

«Невероятно, что мы почти не знаем о каких-либо спящих черных дырах, учитывая то, какими их считают обычные астрономы», — объясняет соавтор Пабло Маршан из Лёвенского университета. Недавно обнаруженная черная дыра по меньшей мере в 9 раз превышает массу Солнца и вращается вокруг горячей голубой звезды, масса которой в 25 раз превышает массу Солнца.

Спящие черные дыры особенно трудно обнаружить, поскольку они мало взаимодействуют с окружающей средой.

«Уже более двух лет мы ищем такие бинарные системы черных дыр», — говорит соавтор Юлия Боденштайнер, научный сотрудник ESO в Германии. «Я была очень взволнована, когда услышал о VFTS 243, который является наиболее убедительным кандидатом, о котором сообщалось на сегодняшний день».

Чтобы найти VFTS 243, команда обыскала почти 1000 массивных звезд в районе туманности Тарантул Большого Магелланова Облака, выискивая те, у которых могут быть черные дыры в качестве компаньонов. Идентифицировать этих спутников как черные дыры чрезвычайно сложно, поскольку существует множество альтернативных возможностей.

«Как исследователь, разоблачивший в последние годы потенциальные черные дыры, я крайне скептически отнесся к этому открытию», — говорит Шенар.

Скептицизм разделяет соавтор Карим Эль-Бадри из Центра астрофизики | Гарвардский и Смитсоновский институт (CfA), которого Шенар называет «разоблачителем черных дыр».

«Когда Томер попросил меня перепроверить его выводы, у меня были сомнения. Но я не смог найти правдоподобного объяснения данным, которые не включали бы черную дыру», — объясняет Эль-Бадри.

Открытие также позволяет команде получить уникальный взгляд на процессы, сопровождающие образование черных дыр. Астрономы считают, что черная дыра звездной массы образуется в результате коллапса ядра умирающей массивной звезды, но остается неясным, сопровождается ли это мощным взрывом сверхновой.

«Звезда, сформировавшая черную дыру в VFTS 243, похоже, полностью разрушилась без каких-либо признаков предыдущего взрыва», — объясняет Шенар. «Доказательства этого сценария «прямого коллапса» появились недавно, но наше исследование, возможно, дает одно из самых прямых указаний. Это имеет огромное значение для происхождения слияний черных дыр в космосе».

Черная дыра в VFTS 243 была обнаружена в ходе шестилетних наблюдений туманности Тарантул с помощью многоэлементного спектрографа с большой решеткой (FLAMES) на Очень Большом Телескопе. FLAMES позволяет астрономам одновременно наблюдать более сотни объектов, что значительно экономит время работы телескопа по сравнению с изучением каждого объекта по отдельности.

Работа была опубликована сегодня в журнале Nature Astronomy.

Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

Международной группой ученых был предложен потенциально лучший способ получения кислорода для астронавтов в космосе с использованием магнетизма.

Вывод сделан на основании нового исследования магнитного разделения фаз в условиях микрогравитации, опубликованного в журнале npj Microgravity исследователями из Уорикского университета Великобритании, Университета Колорадо в Боулдере и Свободного университета Берлина в Германии.Поддержание дыхания астронавтов на борту Международной космической станции и других космических аппаратов — сложный и до...
14.08.22 12:03
Новая вакцина от болезни Лайма вступает в 3 фазу испытаний

Новая вакцина от болезни Лайма вот-вот вступит в завершающую фазу испытаний на людях. Если все пойдет хорошо, она может быть доступна к 2025 году, что сделает ее первой вакциной от болезни Лайма, появившейся на рынке почти за четверть века.

В клиническом испытании Фазы 3 планируется задействовать не менее 6000 участников на 50 участках по всему миру. Вакцина требует 3 доз, каждая из которых вводится с интервалом примерно в два месяца, с повторной ревакцинацией через год после первоначального протокола. Новая вакцина VLA15 нацелена на внешний поверхностный белок А (OspA) бактерий, вызывающих болезнь Лайма. Испытываемый состав являетс...
12.08.22 09:06
Сталкивающиеся галактики ослепляют на снимке Gemini North

Новое впечатляющее изображение, полученное телескопом Gemini North на Гавайях, показывает пару взаимодействующих спиральных галактик NGC 4568 и NGC 4567 в момент начала их столкновения и слияния.

Эти галактики спутались взаимным гравитационным полем и примерно через 500 миллионов лет объединятся в единую эллиптическую галактику. Также на изображении видны светящиеся остатки сверхновой, обнаруженной в 2020 году.Gemini North, один из телескопов-близнецов Международной обсерватории Джемини, управляемой NOIRLab NSF, наблюдал начальные стадии космического столкновения примерно в 60 миллионах св...
11.08.22 07:46
Обнаружен новый слабый, далекий и холодный коричневый карлик

С помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) международная группа астрономов обнаружила слабый, далекий и холодный коричневый карлик. Объект, получивший обозначение GLASS-JWST-BD1, оказался примерно в 31 раз массивнее Юпитера.

Коричневые карлики являются промежуточными объектами между планетами и звездами. Астрономы в целом согласны с тем, что это субзвездные объекты, занимающие диапазон масс от 13 до 80 масс Юпитера. Один подкласс коричневых карликов (с эффективной температурой от 500 до 1500 К) известен как Т-карлики и представляет собой самые холодные и наименее яркие из обнаруженных до сих пор подзвездных объектов. ...
10.08.22 10:25
Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

14.08.22 12:03
Сталкивающиеся галактики ослепляют на снимке Gemini North

11.08.22 07:46
Обнаружен новый слабый, далекий и холодный коричневый карлик

10.08.22 10:25
Никаких следов ореолов темной материи

Согласно стандартной космологической модели, подавляющее большинство галактик окружено ореолом из частиц темной материи. Это гало невидимо, но его масса оказывает сильное гравитационное притяжение на соседние галактики. Новое исследование ставит под сомнение этот взгляд на Вселенную.

Результаты показывают, что карликовые галактики второго ближайшего к Земле скопления галактик, скопления Печи, не содержат ореолов темной материи. Исследование, проведенное Боннским университетом (Германия) и Университетом Сент-Эндрюс (Шотландия), появилось в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.Карликовые галактики — это маленькие, слабые галактики, которые обычно можно найти...