Некоторые астероиды под воздействием Солнца «раньше состарились»

Ученые из миссии НАСА OSIRIS-REx недавно узнали, что регенерация поверхности на астероидах происходит намного быстрее, чем на Земле. Анализируя трещины горных пород на астероиде Бенну по изображениям с высоким разрешением, сделанных космическим кораблем OSIRIS-REx, команда обнаружила, что солнечное тепло разрушает породы на Бенну всего за 10 000–100 000 лет.

Эта информация поможет ученым оценить, сколько времени потребуется валунам на астероидах, чтобы распасться на более мелкие частицы, которые могут либо вылететь в космос, либо остаться на поверхности астероида.
Десятки тысяч лет могут показаться довольно долгими, но «мы думали, что регенерация поверхности астероидов занимает несколько миллионов лет», — сказал Марко Дельбо, старший научный сотрудник Университета Лазурного берега, Франция, и ведущий автор статьи, опубликованной в июне 2022 года в журнале Nature Geoscience. «Мы были удивлены, узнав, что процессы старения и выветривания на астероидах происходят так быстро, с геологической точки зрения».
Хотя оползни, извержения вулканов и землетрясения могут внезапно изменить поверхность Земли, обычно изменения происходят постепенно. Вода, ветер и изменения температуры медленно разрушают слои горных пород, создавая новые поверхности в течение миллионов лет. Например, если отправиться в Гранд-Каньон, можно увидеть отдельные слои горных пород; верхние слои, как правило, представляют собой самые молодые породы, возраст которых составляет около 270 миллионов лет, а слои на дне каньона являются самыми старыми, им около 1,8 миллиарда лет. По данным Службы национальных парков США, река Колорадо вырезала скалы в Гранд-Каньоне на протяжении 5-6 миллионов лет.
Быстрые перепады температуры на Бенну создают внутреннее напряжение, которое раскалывает и разрушает скалы, как разбивается холодное стекло под горячей водой. Солнце восходит каждые 4,3 часа на Бенну. На экваторе дневные максимумы могут достигать около 127 C, а ночные минимумы падают до около минус 23 C.
Ученые OSIRIS-REx заметили трещины в скалах на снимках с космических аппаратов, сделанных во время первых исследований астероида. Трещины указывали в одном направлении, «четкий признак того, что причиной могут быть температурные скачки между днем и ночью», — сказал Дельбо.
Дельбо с коллегами вручную измерили длину и углы более 1500 переломов на изображениях OSIRIS-REx: некоторые короче теннисной ракетки, другие длиннее теннисного корта. Они обнаружили, что трещины преимущественно выровнены в направлении с северо-запада на юго-восток, что указывает на то, что они были вызваны Солнцем, которое является основной силой, изменяющей ландшафт Бенну.
«Если бы оползни или удары двигали валуны быстрее, чем валуны трескались, трещины указывали бы в случайных направлениях», — сказал Дельбо.

Ученые использовали компьютерную модель и свои измерения трещин и рассчитали временные рамки от 10 000 до 100 000 лет, в течение которых термические трещины могут распространяться и раскалывать породы.
«Термические трещины на Бенну очень похожи на то, что мы находим на Земле и на Марсе, с точки зрения того, как они образуются», — сказал Кристоф Матонти, соавтор статьи из Университета Лазурного Берега, Франция. «Удивительно видеть, что они могут существовать и быть похожими в очень «экзотических» физических условиях (низкая гравитация, отсутствие атмосферы), даже по сравнению с Марсом».
«Топография Бенну молода, но породам на астероидах все еще миллиарды лет, и они содержат ценную информацию о зарождении Солнечной системы», — сказал Джейсон Дворкин, ученый проекта OSIRIS-REx.
OSIRIS-REx вернет образец с Бенну на Землю 24 сентября 2023 года. «Мы сможем узнать больше о возрасте поверхности, когда сможем непосредственно изучить образец», — уверен Дворкин.

Исследование Йельского университета раскрывает потенциальную причину болезни Альцгеймера

Ученые из Йельского университета обнаружили упускаемый из виду механизм, который может стоять за симптомами болезни Альцгеймера. Команда указала на небольшие опухоли на аксонах возле бляшек, которые накапливаются в мозгу, и определила белок, который может быть биомаркером для раннего выявления заболевания, а также мишенью для будущих методов лечения.

В течение десятилетий преобладающая гипотеза о причине появления болезни Альцгеймера, вращалась вокруг амилоидных бляшек — запутанных скоплений белка бета-амилоида. Их накопление в мозгу пациентов с деменцией постоянно наблюдается с тех пор, как Алоис Альцгеймер впервые изучил ее более века назад. И ученые сосредоточили бы большую часть исследований на уменьшении и удалении этих бляшек, но, к сож...