Найден возможный "кузен" ударного кратера Чикшулуб

Дно океана менее изучено, чем поверхность Марса. И когда группа ученых составила карту морского дна и древних отложений под ним, они обнаружили нечто, похожее на кратер от удара астероида.

Интересно, что кратер, названный «Надир» в честь близлежащего вулкана Надир, того же возраста, что и кратер Чикшулуб, вызванный огромным астероидом в конце мелового периода, около 66 миллионов лет назад, который уничтожил динозавров и многие другие виды.

Открытие, опубликованное в журнале Science Advances, поднимает вопрос о том, может ли кратер каким-то образом быть связан с Чикшулубом. Подтверждение связи будет представлять огромный научный интерес, поскольку это одно из очень небольшого числа известных столкновений астероидов с морем и даст уникальное новое понимание того, что происходит во время такого столкновения.

Кратер был идентифицирован с помощью «сейсмического отражения» в рамках более широкого проекта по реконструкции тектонического отделения Южной Америки от Африки еще в меловой период. Сейсмическое отражение работает аналогично ультразвуковым данным, посылая волны давления через океан и дно и обнаруживая энергию, которая отражается обратно. Эти данные позволяют геофизикам и геологам реконструировать архитектуру горных пород и отложений.

Просматривая данные в конце 2020 года, ученые обнаружили очень необычную особенность. Среди плоских слоистых отложений Гвинейского плато к западу от Африки было нечто похожее на большой кратер чуть менее 10 км в ширину и несколько сотен метров в глубину, погребенный под несколькими сотнями метров отложений.

Многие его особенности согласуются с ударным происхождением, в том числе масштаб кратера, отношение высоты к ширине и высота края кратера. Наличие хаотических отложений за пределами дна кратера также выглядит как «выброс» — материал, выброшенный из кратера сразу после столкновения.

Были рассмотрены и другие возможные процессы, которые могли образовать такой кратер, например, обрушение подводного вулкана или столба (или диапира) соли под морским дном. Причиной также мог быть взрывной выброс газа из-под поверхности. Но ни одна из этих возможностей не согласуется с местной геологией или геометрией кратера.

После идентификации и описания кратера были построены компьютерные модели столкновения, чтобы посмотреть, можно ли воспроизвести кратер и охарактеризовать астероид и его падение.

Моделирование, которое лучше всего соответствует форме кратера, относится к астероиду диаметром 400 метров, столкнувшемуся с океаном глубиной 800 метров. Последствия удара в океане на таких глубинах очень трагичны. Это привело бы к тому, что толща воды толщиной 800 метров, а также астероид и значительный объем осадочных пород мгновенно испарились бы с большим огненным шаром, видимым за сотни километров.

Ударные волны будут эквивалентны землетрясению силой 6,5 или 7 баллов, что вызовет подводные оползни в этом регионе. Образуется шлейф волн цунами.

Воздушный взрыв был бы самым слышимым на Земле за всю историю человечества. Высвободившаяся энергия будет примерно в тысячу раз больше, чем при недавнем извержении Тонги. Также возможно, что волны давления в атмосфере будут еще больше усиливать волны цунами вдали от кратера.

Одним из самых интригующих аспектов этого кратера является то, что он того же возраста, что и гигантское событие Чикшулуб, плюс-минус один миллион лет, на границе мелового и палеогенового периодов 66 миллионов лет назад. Опять же, если это действительно ударный кратер, может ли быть между ними какая-то связь?

У ученых есть три идеи относительно их возможных взаимоотношений. Во-первых, они могли образоваться в результате распада родительского астероида, при этом более крупный фрагмент привел к событию Чикшулуб, а меньший фрагмент («младшая сестра») образовал кратер Надир. Если это так, то разрушительные последствия удара Чикшулуб могли быть дополнены ударом Надира, что усугубило серьезность события массового вымирания.

Событие распада могло произойти в результате более раннего близкого столкновения, когда астероид или комета прошли достаточно близко к Земле и испытали гравитационные силы, достаточно сильные, чтобы разорвать их на части. Фактическое столкновение могло тогда произойти на следующей орбите.

Это менее вероятно для каменистого астероида, но именно это произошло с кометой Шумейкера-Леви 9, которая столкнулась с Юпитером еще в 1994 году, когда несколько фрагментов кометы столкнулись с планетой в течение нескольких дней.

Другая возможность состоит в том, что Надир был частью более долгоживущего «ударного скопления», образованного в результате столкновения в поясе астероидов ранее в истории Солнечной системы. Это известно как гипотеза «младшего кузена».

Это столкновение могло вызвать поток астероидов во внутреннюю часть Солнечной системы, которые могли столкнуться с Землей и другими внутренними планетами в течение более длительного периода времени, возможно, в течение миллиона лет или более. Есть прецедент такого события еще в ордовикский период — более 400 миллионов лет назад — когда за короткий период времени произошло множество столкновений.

Наконец, это может быть просто совпадением. Мы ожидаем столкновения астероида размером с Надир каждые 700 000 лет или около того. На данный момент нельзя окончательно заявить, что кратер Надир образовался в результате удара астероида, пока ученые физически не извлекут образцы со дна кратера и не идентифицируем минералы, которые могут быть образованы только в результате экстремальных ударных давлений. С этой целью было представлено предложение о бурении кратера в рамках Международной программы открытия океана.

Как и в случае с основной гипотезой ударного кратера, можно проверить гипотезы «младшей сестры» и «младшего кузена», только точно датируя кратер, используя образцы, а также ища другие кратеры-кандидаты того же возраста.

Что еще более важно: может ли такое событие произойти в ближайшем будущем? Маловероятно, но размер астероида, который был смоделирован, очень похож на астероид Бенну, находящийся в настоящее время на околоземной орбите. Этот астероид считается одним из двух самых опасных объектов в Солнечной системе, вероятность столкновения с Землей в ближайшие пару столетий составляет один к 1750.

Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

Астрономия и космос всегда привлекали внимание людей всех возрастов, но особенно ярко эта наука проявляется среди молодого поколения. Многие факторы объясняют популярность астрономии среди молодых людей: от увлекательных открытий в области космоса до влияния культурных произведений. Сериалы, фильмы и другие произведения искусства о космических приключениях играют значительную роль в формировании ...
25.02.24 17:55
e-Learning в цифрах: 6 общих фактов, много данных и прогнозы на ближайшее будущее

e-Learning – это обучение с помощью цифровых технологий (Интернета, электронных устройств и специальных программ). Процесс можно организовать в аудиториях или удалённо, одновременно для целой группы или по гибкому графику для каждого. Ранее эта система была не популярна. Затем вспыхнул COVID-19, и все перешли на «удалёнку»: школы, ВУЗы, компании. Электронное обучение стало нужным в глобальном мас...
28.12.23 18:10
Энергорезонатор Neutrino Power Cube - электроэнергия под воздействием невидимого спектра излучений

Следующим этапом на пути к отказу от ископаемого топлива станут, вероятнее всего, энергетические технологии, связанные с возможностью преобразования энергии полей материи Луи де Бройля, обладающих корпускулярно-волновыми свойствами, в электрический ток. Это одно из перспективных направлений в науке, дающее серьёзный шанс диверсифицировать способы получения электроэнергии, а более конкретно, одно и...
30.09.23 06:25
Возобновляются работы по возведению грандиозного километрового небоскреба

Для архитектуры Саудовской Аравии 2023 год оказался просто невероятным. Сначала страна подтвердила, что строительство 170-километрового (105 миль) здания The Line будет продолжено, затем раскрыла планы строительства кубовидной башни, способной вместить 20 зданий Empire State Buildings.

Теперь страна возобновила реализацию своего амбициозного плана по строительству нового самого высокого здания в мире - башни Джидда. С момента завершения строительства в 2010 году дубайская башня Бурдж-Халифа (Burj Khalifa), высота которой составляет 828 м (2 717 футов), остается самым высоким рукотворным сооружением в мире. Хотя окончательная высота башни Джидда пока неизвестна, но она значитель...
22.09.23 09:06
Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

25.02.24 17:55
На далекой планете обнаружены намеки на жизнь

Данные космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) показали, что у экзопланеты вокруг звезды в созвездии Льва есть химические маркеры, которые на Земле связаны с живыми организмами. Но это смутные указания. Так насколько же вероятно, что на этой экзопланете обитает инопланетная жизнь?

Экзопланеты — это миры, вращающиеся вокруг других звезд. Планета, о которой идет речь, называется K2-18b. Она названа так потому, что это была первой открытой планетой, вращающейся вокруг красного карлика К2-18. Существует также K2-18c — вторая открытая планета. Сама звезда тусклее и холоднее Солнца, то есть для того, чтобы получить тот же уровень света, что и мы на Земле, планета должна быть намн...
17.09.23 11:48
Хищна черная дыра поедает звезду огромными кусками

Расположенная в соседней галактике солнцеподобная звезда постепенно съедается небольшой, но прожорливой черной дырой, теряя при каждом сближении с ней массу, эквивалентную трем Землям.

Открытие, сделанное астрономами Лестерского университета, опубликовано в журнале Nature Astronomy и представляет собой "недостающее звено" в наших знаниях о черных дырах, разрушающих орбитальные звезды. Оно позволяет предположить, что существует целый зверинец звезд, находящихся в процессе поглощения и до сих пор не обнаруженных. Астрономы обратили внимание на звезду благодаря яркой рентгеновской...
08.09.23 07:09
Индийские астрономы открыли новую кольцевую галактику

Совершенно случайно во время анализа данных обзора Dark Energy Camera Legacy Survey (DECaLS) астрономы из Университета Христа в Бангалоре (Индия) обнаружили новую кольцевую галактику, получившую обозначение DES J024008.08-551047.5. Она может принадлежать к редкому классу галактик с полярным кольцом.

Галактики с полярным кольцом (PRG) представляют собой системы, состоящие из S0-подобной галактики и полярного кольца, которые остаются раздельными в течение миллиардов лет. Обычно внешние полярные кольца, состоящие из газа и звезд, выстроены примерно перпендикулярно главной оси центральной галактики. На сегодняшний день открыто более 400 кандидатов в PRG, и только десятки из них были подтверждены...