Астрономы нашли «катастрофическую» пару звезд с самой короткой орбитой

Почти половина звезд в нашей галактике одиночки, как Солнце. Другая половина состоит из звезд, которые вращаются вокруг других звезд парами и кратно, с настолько узкими орбитами, что некоторые звездные системы могут поместиться между Землей и Луной.

Астрономы обнаружили звездную двойную систему или пару звезд с чрезвычайно короткой орбитой, которые вращаются вокруг друг друга каждые 51 минуту. Похоже, что эта система относится к редкому классу двойных систем, известных как «катаклизмические переменные», в которых звезда, похожая на Солнце, вращается вокруг белого карлика — горячего плотного ядра сгоревшей звезды.
Катастрофическая переменная возникает, когда две звезды сближаются в течение миллиардов лет, что приводит к тому, что белый карлик начинает аккрецировать или съедает материал от звезды-партнера. Этот процесс может испускать огромные переменные вспышки света, которые столетия назад астрономы считали результатом какого-то неизвестного катаклизма.
Недавно обнаруженная система, которую команда пометила как ZTF J1813+4251, представляет собой катастрофическую переменную с самой короткой орбитой, обнаруженной на сегодняшний день. В отличие от других подобных систем, наблюдавшихся в прошлом, астрономы уловили эту катаклизмическую переменную, поскольку звезды несколько раз затмевали друг друга, что позволило команде точно измерить свойства каждой звезды.
С помощью этих измерений исследователи провели моделирование того, что система делает сегодня и как она должна развиваться в течение следующих сотен миллионов лет. Они пришли к выводу, что звезды находятся в переходном состоянии, и что солнцеподобная звезда вращается и «пожертвовала» большую часть водородной атмосферы ненасытному белому карлику. Звезда, похожая на Солнце, в конечном итоге превратится в плотное, богатое гелием ядро. Еще через 70 миллионов лет звезды будут мигрировать еще ближе друг к другу, на ультракороткую орбиту, достигающую всего 18 минут, прежде чем они начнут расширяться и расходиться.
Десятилетия назад исследователи из Массачусетского технологического института и других организаций предсказали, что такие катаклизмы должны перейти на ультракороткие орбиты. Это первый раз, когда такая переходная система наблюдалась напрямую.
«Это редкий случай, когда мы застали одну из этих систем в процессе переключения с аккреции водорода на гелий», — говорит Кевин Бердж, научный сотрудник отдела физики Массачусетского технологического института. «Люди предсказывали, что эти объекты должны перейти на ультракороткие орбиты, и долгое время обсуждалось, смогут ли они стать достаточно короткими, чтобы излучать обнаруживаемые гравитационные волны. Это открытие ставит точку в этом вопросе».
Астрономы обнаружили новую систему в обширном каталоге звезд, наблюдавшемся Zwicky Transient Facility (ZTF) — обзоре, в котором используется камера, прикрепленная к телескопу в Паломарской обсерватории в Калифорнии, для получения изображений с высоким разрешением широких участков звездного неба.
В ходе исследования было получено более 1000 изображений каждой из более чем 1 миллиарда звезд на небе, с записью изменения яркости каждой звезды в течение дней, месяцев и лет.
Для этого нового исследования Бердж просмотрел данные ZTF для звезд, которые неоднократно вспыхивали с периодом менее часа — частота, которая обычно сигнализирует о системе, состоящей по крайней мере из двух близких по орбите объектов, один из которых пересекает другой и ненадолго блокируя его свет.
Он использовал алгоритм, чтобы отсеять более 1 миллиарда звезд, каждая из которых была записана более чем на 1000 изображений. Алгоритм отсеял около 1 миллиона звезд, которые вспыхивали каждый час или около того. Среди них Бердж затем искал на глаз сигналы, представляющие особый интерес. Его поиски остановились на ZTF J1813+4251 — системе, которая находится примерно в 3000 световых годах от Земли, в созвездии Геркулеса.
«Я видел затмение, происходящее каждые 51 минуту, и я сказал: это определенно бинарная система», — вспоминает Бердж.

Они с коллегами сосредоточились на системе, используя Обсерваторию Кека на Гавайях и Gran Telescopio Canarias в Испании. Они обнаружили, что система была исключительно «чистой», а это означает, что они могли ясно видеть изменение ее света с каждым затмением. С такой ясностью они смогли точно измерить массу и радиус каждого объекта, а также период их обращения.
Они обнаружили, что первый объект был белым карликом, размером в 1/100 от Солнца и примерно половиной его массы. Второй объект был похожей на Солнце звездой в конце своей жизни, размером и массой в 10 раз меньше Солнца (примерно размером с Юпитер). Звезды также вращались вокруг друг друга каждые 51 минуту.
Тем не менее, что-то не совсем складывалось.
Вскоре Бердж нашел объяснение: почти 30 лет назад исследователи, в том числе почетный профессор Массачусетского технологического института Сол Раппапорт, предсказали, что сверхкороткоорбитальные системы должны существовать как катаклизмические переменные. По мере того, как белый карлик вращается вокруг солнцеподобной звезды и поглощает ее легкий водород, солнцеподобная звезда должна сгореть, оставив ядро из гелия — элемента, более плотного, чем водород, и достаточно тяжелого, чтобы удерживать мертвую звезду на узкой ультракороткой орбите.
Бердж понял, что ZTF J1813+4251 была катаклизмической переменной в процессе перехода от тела, богатого водородом, к телу, богатому гелием. Открытие подтверждает предсказания, сделанные Раппапортом и другими, а также является самой короткой орбитальной катаклизмической переменной, обнаруженной на сегодняшний день.
«Это особая система, — говорит Бердж. «Нам вдвойне повезло найти систему, которая отвечает на большой открытый вопрос и является одной из самых красивых известных катаклизмических переменных».

Ученые научились уничтожать жировые отложения в любом месте тела

Жировые клетки профессионального спортсмена могут выглядеть совершенно иначе, чем клетки человека, страдающего ожирением, и технологии, позволяющие сделать одни из них более похожими на другие, могут открыть новые мощные методы лечения этого заболевания.

Ученые сообщают о захватывающем прогрессе в этой области, демонстрируя, как положительно заряженные наноматериалы можно вводить в нездоровый жир, чтобы вернуть его в здоровое состояние, закладывая основу для лечения, которое избирательно воздействует на жировые отложения в любом месте тела. Исследование, проведенное учеными из Колумбийского университета, было опубликовано в двух статьях и посвяще...
04.12.22 10:46
Телескоп Джеймса Уэбба дает беспрецедентное изображение призрачного света в скоплениях галактик

В скоплениях галактик есть часть звезд, которые уходят в межгалактическое пространство, потому что их вытягивают огромные приливные силы, возникающие между галактиками в скоплении. Свет, излучаемый этими звездами, называется внутрикластерным светом и очень слаб.

Его яркость составляет менее 1% от яркости самого темного неба, которое мы можем наблюдать с Земли. Это одна из причин, почему изображения, сделанные из космоса, очень ценны для их анализа. Инфракрасные волны позволяют исследовать скопления галактик иначе, чем с помощью видимого света. Благодаря его эффективности в инфракрасном диапазоне и четкости изображений телескопа Джеймса Уэбба, исследовате...
03.12.22 13:46

Исследование Йельского университета раскрывает потенциальную причину болезни Альцгеймера

Ученые из Йельского университета обнаружили упускаемый из виду механизм, который может стоять за симптомами болезни Альцгеймера. Команда указала на небольшие опухоли на аксонах возле бляшек, которые накапливаются в мозгу, и определила белок, который может быть биомаркером для раннего выявления заболевания, а также мишенью для будущих методов лечения.

В течение десятилетий преобладающая гипотеза о причине появления болезни Альцгеймера, вращалась вокруг амилоидных бляшек — запутанных скоплений белка бета-амилоида. Их накопление в мозгу пациентов с деменцией постоянно наблюдается с тех пор, как Алоис Альцгеймер впервые изучил ее более века назад. И ученые сосредоточили бы большую часть исследований на уменьшении и удалении этих бляшек, но, к сож...