У пчел замечены первые свидетельства игрового поведения насекомых

В 2017 году ученые из Великобритании провели исследование, предполагающее, что маленький мозг шмелей может быть более сложным, чем мы думаем, и продемонстрировали, как их можно научить закатывать шарики в отверстие, чтобы получить сладкую награду.

Теперь команда углубилась в область энтомологического познания, проведя новое исследование, демонстрирующее, как насекомые играют с мячами, даже когда нет вознаграждения, что, по их словам, является первым в своем роде свидетельством игрового поведения насекомых.

В более ранних экспериментах, когда пчел учили забивать мячи деревянными шариками в качестве лакомства, ученые из Лондонского университета королевы Марии заметили кое-что неожиданное. Некоторые пчелы добровольно катали шарики вне экспериментов без какого-либо стимула. То, что они делали это по собственной воле, навело исследователей на мысль, что, возможно, они развлекались, как собака может играть с пушистой игрушкой или котенок дерет клубок пряжи.

Последняя серия экспериментов команды была разработана для проверки этой идеи: группы шмелей были размещены на арене, где у них был прямой доступ к камере для кормления и доступ к области с деревянными шариками. И шарики начали катиться, и отдельные пчелы взаимодействовали с ними от 1 до 117 раз, что указывало на то, что они получали какое-то вознаграждение за свое поведение.

В другом раунде экспериментов пчелам был предоставлен доступ к паре цветных камер, одна из которых содержала шарики, а другая была совершенно пустой. Затем шары убирали, но пчелы тяготели к предыдущей игровой арене, отдавая предпочтение камере, где они проводили время с деревянными шарами. Было обнаружено, что молодые пчелы катают шарики чаще, чем старые, а самцы катают их дольше, чем самки.

Но удовлетворить критерии игрового поведения было не так просто, как убрать сладкое вознаграждение, поскольку есть и другие причины, по которым пчелы могут цепляться за шарики. Команда использовала концепцию, изложенную биологом-эволюционистом Гордоном Бургхардтом в его книге 2005 года «Генезис игры с животными», основанную на идее о том, что игровое поведение не может иметь функциональной основы или приводить к очевидному или немедленному результату.

Это означает, что это не должно быть сделано для получения еды, помощников или крова. Оно также должно быть произвольным, спонтанным и вознаграждающим само по себе, а двигательные действия должны отличаться от тех, которые используются для целей, указанных выше. Поведение должно повторяться, а не быть единичным случаем, и оно не должно быть реакцией на стресс, как, например, вышагивание или раскачивание, наблюдаемое у животных в вольерах зоопарков.

В своих экспериментах авторы не увидели свидетельств того, что пчелы вытягивали носы или кусали шарики, как могли бы делать при встрече с нектаром или пыльцой. Шары были размещены далеко за пределами их гнезда, и у пчел был свободный доступ к пище, чтобы исключить возможность того, что они пытались навести порядок в гнездах. Не было никаких признаков стрессовых состояний или брачного поведения при столкновении с шарами, и действия отличались от типа манипуляций с объектами, наблюдаемых при обращении с цветами, и от укусов, когда пчелы находятся в возбужденном состоянии. Авторы пишут, что задействованные двигательные паттерны «структурно отличались от более адаптивной деятельности в обычном репертуаре шмелей».

В целом, ученые сообщают, что катание мяча соответствует поведенческим критериям для игры аналогично тому, как это задокументировано у других видов животных, и считают, что результаты представляют собой первое свидетельство игрового поведения насекомых.

Что касается того, почему пчелы могут так вести себя, это другой вопрос. Считается, что игровое поведение способствует развитию познавательных и двигательных способностей, таких как, навыки поиска пищи. Пока данные свидетельствуют о том, что пчелы находили катание мяча полезным, ученые говорят, что необходима дальнейшая работа, чтобы понять эволюционные преимущества этого метода и роль, которую он может играть в развитии мозга.

«Конечно, невероятно, а иногда и забавно наблюдать, как шмели показывают что-то вроде игры», — сказал автор исследования Самади Галпаяге. «Они снова и снова приближаются к «игрушкам» и манипулируют ими. Это еще раз показывает, что, несмотря на их небольшой размер и крошечный мозг, они больше, чем маленькие роботизированные существа. Они могут на самом деле испытывать какие-то положительные эмоциональные состояния, даже если они рудиментарны, как это делают другие более крупные пушистые или не очень пушистые животные. Такое открытие имеет значение для нашего понимания разума и благополучия насекомых и, надеюсь, побудит нас еще больше уважать и защищать жизнь на Земле».

Исследование было опубликовано в журнале Animal Behavior, и можно увидеть пчел в действии в коротком видео ниже.

Ученые научились уничтожать жировые отложения в любом месте тела

Жировые клетки профессионального спортсмена могут выглядеть совершенно иначе, чем клетки человека, страдающего ожирением, и технологии, позволяющие сделать одни из них более похожими на другие, могут открыть новые мощные методы лечения этого заболевания.

Ученые сообщают о захватывающем прогрессе в этой области, демонстрируя, как положительно заряженные наноматериалы можно вводить в нездоровый жир, чтобы вернуть его в здоровое состояние, закладывая основу для лечения, которое избирательно воздействует на жировые отложения в любом месте тела. Исследование, проведенное учеными из Колумбийского университета, было опубликовано в двух статьях и посвяще...
04.12.22 10:46
Телескоп Джеймса Уэбба дает беспрецедентное изображение призрачного света в скоплениях галактик

В скоплениях галактик есть часть звезд, которые уходят в межгалактическое пространство, потому что их вытягивают огромные приливные силы, возникающие между галактиками в скоплении. Свет, излучаемый этими звездами, называется внутрикластерным светом и очень слаб.

Его яркость составляет менее 1% от яркости самого темного неба, которое мы можем наблюдать с Земли. Это одна из причин, почему изображения, сделанные из космоса, очень ценны для их анализа. Инфракрасные волны позволяют исследовать скопления галактик иначе, чем с помощью видимого света. Благодаря его эффективности в инфракрасном диапазоне и четкости изображений телескопа Джеймса Уэбба, исследовате...
03.12.22 13:46

Исследование Йельского университета раскрывает потенциальную причину болезни Альцгеймера

Ученые из Йельского университета обнаружили упускаемый из виду механизм, который может стоять за симптомами болезни Альцгеймера. Команда указала на небольшие опухоли на аксонах возле бляшек, которые накапливаются в мозгу, и определила белок, который может быть биомаркером для раннего выявления заболевания, а также мишенью для будущих методов лечения.

В течение десятилетий преобладающая гипотеза о причине появления болезни Альцгеймера, вращалась вокруг амилоидных бляшек — запутанных скоплений белка бета-амилоида. Их накопление в мозгу пациентов с деменцией постоянно наблюдается с тех пор, как Алоис Альцгеймер впервые изучил ее более века назад. И ученые сосредоточили бы большую часть исследований на уменьшении и удалении этих бляшек, но, к сож...
01.12.22 10:16
Тигровые акулы с камерами составили карту крупнейшей в мире системы водорослей

Тигровые акулы имеют прочные симбиотические отношения с экосистемами водорослей, играя роль высшего хищника, защищающего их от поедания другими видами, и в то же время патрулируя подводные луга для пропитания. Ученые использовали их склонность к дальним перемещениям для составления карты самой большой системы морских водорослей в мире, прикрепив камеры к их спинам.

Работа выполнена исследователями из Университета науки и технологий имени короля Абдуллы в Саудовской Аравии в сотрудничестве с некоммерческой организацией «Под волнами» и основана на более ранней работе по сохранению тигровых акул на Багамах. В рамках своих усилий, направленных на лучшее понимание животных и разработку методов сохранения в будущем, ученые начали прикреплять к их спинам 360-градус...
14.11.22 18:11
Древнейшие геномы человека в Британии показывают каннибалов и охотников-собирателей

Ученые секвенировали геномы двух древних скелетов и обнаружили, что они представляют собой древнейшую человеческую ДНК на Британских островах. Данные раскрывают историю двух отдельных миграций древних людей на территорию современной Великобритании и то, как жили эти разные культуры.

Один из скелетов был найден в пещере Гофа в Сомерсете, а другой принадлежал человеку, который жил в пещере Кендрика в Северном Уэльсе. Считалось, что оба они относятся к концу периода палеолита, между 10 000 и 20 000 лет назад. К тому моменту все другие виды людей вымерли, а современные люди расселились по земному шару. Существуют свидетельства того, что они были в Британии еще 44 000 лет назад, н...
25.10.22 06:50
В США одобрен генетически модифицированный фиолетовый помидор

После более чем десятилетней разработки министерство сельского хозяйства США (USDA) признало фиолетовый томат с улучшенными питательными свойствами безопасным для выращивания. Помидору были отредактированы гены, чтобы производить в 10 раз больше антиоксидантов, чем ранее существовавшие сорта.

Еще в 2008 году в журнале Nature Biotechnology было опубликовано увлекательное исследование. В нем сообщалось о томатах, гены которых были отредактированы для производства больших объемов антиоксидантов антоцианинов.Антоцианы естественным образом содержатся во многих продуктах, таких как черника и красная капуста. Они отвечают за пурпурный пигмент в них и связаны с различными преимуществами для зд...
12.09.22 08:26
Антиинсулиновый белок помогает королевам муравьев жить дольше

Увлекательное новое исследование обнаружило белок, подавляющий инсулин, который может помочь увеличить продолжительность жизни некоторых муравьев. Оно показало, что у некоторых видов муравьев омолаживающий путь активируется, когда рабочие переходят в положение королевы, и помогает насекомым жить в 5 раз дольше.

Новое исследование было сосредоточено на конкретном виде муравьев Harpegnathos saltator. Эти насекомые, также известные как индийский прыгающий муравей, демонстрируют относительно необычное поведение. Когда королева колонии умирает, рабочие муравьи сражаются за трон. И когда победительница становится новой королевой, она претерпевает переход, позволяющий ей начать откладывать яйца. Наиболее любоп...