Телескоп Уэбб обещает новую эру звезд

Космический телескоп Джеймса Уэбба осветил 2022 год ослепительными изображениями ранней Вселенной после Большого взрыва, предвещая новую эру астрономии и неописуемые открытия о космосе в ближайшие годы.

Самая мощная обсерватория, отправленная в космос, пришла на смену телескопу Хаббл, который все еще работает и начала передавать свои первые космические изображения в июле.

«По сути, Уэбб ведет себя лучше, чем ожидалось, почти во всех областях», — сказал Массимо Стиавелли, глава офиса миссии Уэбба в Научном институте космического телескопа в Балтиморе.

Ученые уже говорят, что телескоп Джеймса Уэбба, который сейчас вращается вокруг Солнца на расстоянии 1,6 миллиона километров от Земли, должен прослужить 20 лет, что вдвое превышает его гарантированный срок службы.

«Приборы более эффективны, оптика четче и стабильнее. У нас больше топлива, и мы используем его меньше», — сказал Стиавелли.

Стабильность жизненно важна для четкости изображений.

«Наши требования были аналогичны требованиям Хаббла с точки зрения точности наведения. И в итоге мы оказались в 7 раз лучше», — добавил глава офиса миссии.

Общественный интерес к открытиям подпитывается окраской изображений телескопа.

Свет от самых далеких галактик был расширен от видимого спектра, видимого невооруженным глазом, до инфракрасного, который Уэбб может наблюдать с беспрецедентным разрешением.

Это позволяет телескопу обнаруживать самые слабые проблески далекой Вселенной с беспрецедентным разрешением, видеть сквозь пелену пыли, которая скрывает появление звезд в туманности, и анализировать атмосферу экзопланет, которые вращаются вокруг звезд за пределами Солнечной системы.

«Первый год (наблюдения) — это способ проверить инструмент на небольших каменистых планетах в обитаемой зоне, которые потенциально могут быть похожи на Землю», — сказала Лиза Калтенеггер из Корнельского университета. «И тесты прекрасны. Они впечатляющие».

Уэбб стартовал на борту ракеты Ariane 5 в конце 2021 года, завершив 30-летний проект американского космического агентства НАСА.

Потребовалось 10 000 человек и 10 миллиардов долларов, чтобы отправить в космос обсерваторию весом 6,2 тонны.

На пути к последней орбите Уэбб развернул пятислойный солнцезащитный экран размером с теннисный корт, за которым последовало 6,5-метровое главное зеркало, состоящее из 18 шестиугольных покрытых золотом сегментов.

После калибровки менее чем на одну миллионную метра 18 лепестков начали собирать свет пульсирующих звезд.

12 июля прошлого года первые изображения подчеркнули возможности Уэбба, раскрывающие тысячи галактик, некоторые из которых датируются периодом, близким к зарождению Вселенной, и звездный питомник в туманности Киля.

Юпитер был запечатлен с невероятной детализацией, которая поможет понять работу гигантской газовой планеты.

Синие, оранжевые и серые тона изображений «Столпов творения» - гигантских столбов пыли, в которых рождаются звезды, - оказались завораживающими.

Ученые увидели в открытии способ переосмысления своих моделей звездообразования.

Исследователи, использующие новую обсерваторию, обнаружили самые далекие из когда-либо наблюдавшихся галактик, одна из которых существовала всего через 350 миллионов лет после Большого взрыва, примерно 13,8 миллиарда лет назад.

Галактики появляются с чрезвычайной яркостью и начали формироваться на 100 миллионов лет раньше, чем предсказывали теории.

«В далекой Вселенной у нас есть избыток галактик по сравнению с моделями», — сказал Дэвид Эльбаз, научный директор по астрофизике Французской комиссии по альтернативным источникам энергии и атомной энергии.

Еще одним сюрпризом стало то, что там, где Хаббл фактически наблюдал галактики неправильной формы, точность телескопа Уэбба создает великолепные спиральные галактики, похожие на наши.

Это привело к размышлениям о потенциальной универсальной модели, которая могла бы стать одним из ключей к звездообразованию.

Уэбб также открыл множество ведущих скоплений миллионов звезд, которые могут быть потенциальным недостающим звеном между первыми звездами и первыми галактиками.

В области экзопланет Уэбб сосредоточился на далеком газовом гиганте WASP-96 b, открытом в 2014 году. WASP-96 b находится на расстоянии почти 1150 световых лет от Земли, примерно вдвое меньше массы Юпитера и совершает полный оборот вокруг звезды всего за 3,4 дня.

Уэбб предоставил первое подтверждение того, что углекислый газ присутствует в атмосфере Wasp 39-b.

По словам Стиавелли: «Некоторые важные вещи либо еще не наблюдались, либо еще не были обнаружены».