Наша новая Солнечная Система: Свежий взгляд на планеты и спутники

Мощные телескопы и космические аппараты, отправленные для исследования нашей солнечной системы, за последние годы принесли свои потрясающие плоды, открыв разнообразные удивительные факты о наших ближайших соседях. Результат: солнечная система, ставшая абсолютно новой по сравнению с тем, что нам было известно всего десять лет назад.

Луна

Самая потрясающая последняя новость с луны, несомненно, подтверждение присутствия воды в прошлом году, благодаря исследовательскому зонду НАСА LCROSS, который врезался в южный полюс луны. Несмотря на то, что по земным стандартам луна не является водным миром, в ней может скрываться больше воды, смешанной с пылью, чем в некоторых самых сухих пустынях нашей планеты.

Лунные планы НАСА теперь могут быть аннулированы, но всё же ещё многое предстоит узнать относительно льда, присутствующего там.

Сколько там чистого льда, и сколько смешанного с грунтом? Ответы на эти вопросы могут помочь в попытках добывать этот лёд для реализации будущих планов человечества в космосе.

Внутренние планеты

Неожиданное открытие воды – также актуальная тема в последних исследованиях на других внутренних планетах солнечной системы.

Космический аппарат НАСА MESSENGER обнаружил присутствие большого количества воды в экзосфере Меркурия – очень разреженная атмосфера. Она могла появиться благодаря кометам или в результате взаимодействий между солнечным ветром и поверхностью Меркурия, или даже из резервуаров со льдом в постоянно затенённых кратерах полюсов планеты. Кроме того, MESSENGER подтвердил существование вулканов на Меркурии, разрешив 30-летнюю загадку.

Продолжающиеся исследования на Марсе проливают свет на присутствие водного льда под поверхностью Красной планеты вдали от его полярных шапок, даже ближе к экватору, чем ожидалось, а также на историю древних рек, озёр и потенциально существовавших океанов на планете.

Наверное, самым интригующим стало предположение о том, что на Марсе до сих пор есть жидкая вода в подземных резервуарах, а, следовательно, возможность присутствия каких-то форм жизни.

Внешние планеты

Сатурн поразил астрономов открытием невероятного нового кольца, ширина которого почти в 12,5 раз больше среднего расстояния между Землей и Луной. Это массивное кольцо по всей вероятности состоит из обломков удалённого спутника газового гиганта – Фе́ба.

Юпитер также не перестаёт удивлять – в прошлом году очередной космический удар потряс его поверхность с “ушибом” размером с Тихий океан, ещё раз подтвердив, что наша солнечная система – это тир, в котором иногда стреляют по Земле.

Иллюстрация художника: Плутон и Харон, вид с одного из недавно открытых спутников Плутона. (Фото: David Aguilar/Center for Astrophysics)

Плутон и карликовые планеты

Недавно было обнаружено, что мини-мир Плутона изменяет цвета, он стал более красным с 2000 по 2002 – согласно самым детальным фотографиям планеты. Эти по всей видимости сезонные изменения – лишь одна из множества деталей, подтверждающих, что многое ещё неизвестно о карликовой планете и её окружении.

Иллюстрация художника: карликовая планета Макемаке, которая также квалифицируется как плутоид, лежит за пределами орбиты Нептуна. (Фото: IAU/M. Kornmesser)

“Там может скрываться объект размером с Землю или Марс, скажем в 300 раз дальше, чем наше Солнце от Земли”, - предположил астроном Чэд Тружилло из Обсерватории Джемини на Гавайях, который способствовал в открытии карликовой планеты Эрис. Новые обзоры следующего поколения откроют нам интересные факты, как например то, что там есть ещё планеты.

А пока список карликовых планет включает пять объектов – Плутон, Эрис, Хаумеа, Макемаке и Цере́ра – учёные открывают новые интригующие детали о том, что им удалось обнаружить. Одно из последних открытий – семейство Хаумеа – группа объектов, предположительно сформировавшихся в результате мощного столкновения.

Этот снимок космического телескопа Хаббл демонстрирует Цере́ру – один из самых массивных объектов в поясе астероидов, области между Марсом и Юпитером. (Фото: NASA, ESA, J. Parker (Southwest Research Institute), L. McFadden (University of Maryland))

Хаумеа – один из самых необычных известных объектов в солнечной системе. По размеру он сравним с Плутоном, но по форме напоминает сигару или мяч для американского футбола. (Фото: Mike Brown/Caltech)

Дело о пропавшей темной материи: обнаружен новый подозреваемый в тайне галактики

Далекая галактика, в которой почти нет темной материи, угрожает разрушить нашу теорию образования галактик. Новые данные свидетельствуют о том, что эта галактика - не аномалия, а жертва кражи.

Темная материя - невидимая субстанция, столь же загадочная, как следует из названия, - является ключевым ингредиентом, помогающим галактикам формироваться и развиваться. Она создает сильную гравитацию, необходимую для образования галактик и сохранения структуры существующих галактик в неприкосновенности. Но астрономы были озадачены с момента открытия в прошлом году NGC1052-DF4, стабильной и долг...
30.11.20 18:49
Генная терапия поможет предотвратить потерю зрения из-за генетического заболевания

Исследователи из Ирландии разработали новый метод генной терапии, который может спасти зрение пациентов с генетическим заболеванием, приводящим к слепоте.

Состояние, известное как доминантная атрофия зрительного нерва, в настоящее время не имеет профилактических или лечебных средств, но в тестах на мышах и человеческих клетках команда смогла замедлить прогрессирование заболевания. Это наследственное заболевание и обычно проявляет первые симптомы в детстве, когда зрительные нервы пациентов начинают разрушаться. Это приводит к некоторой потере зрения...
29.11.20 19:26
SOFIA наблюдает за странностями

Считается, что черные дыры поглощают столько окружающего материала, что убивают свои галактики. В этом процессе они создают квазар, который, как ранее считалось, останавливает рождение звезды. Но исследователи обнаружили галактику, которая выживает из-за хищных сил квазара, продолжая создавать новые звезды - около 100 звезд размером с Солнце в год.

Открытие, сделанное Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA), может объяснить, как появились массивные галактики, хотя во Вселенной доминируют галактики, которые больше не образуют звезды. «Это показывает, что рост активных черных дыр останавливает рождение звезд не мгновенно, что идет вразрез со всеми текущими научными прогнозами», - сказала Эллисон Киркпатрик, доцент Канзасс...
28.11.20 23:09
Hayabusa2 с образцами почвы астероидов приблизился к дому

Японский космический корабль приближается к Земле после встречи с далеким астероидом, неся образцы почвы и данные, которые могут дать ключ к разгадке происхождения Солнечной системы.

Космический корабль Hayabusa2 покинул астероид Рюгу, примерно в 300 миллионах километров от Земли, год назад и, как ожидается, достигнет Земли и сбросит капсулу с драгоценными образцами в Южной Австралии 6 декабря. Ученые Японского агентства аэрокосмических исследований считают, что образцы, особенно взятые из-под поверхности астероида, содержат ценные данные, на которые не влияет космическое изл...
27.11.20 20:29

30.11.20 18:49
SOFIA наблюдает за странностями

28.11.20 23:09
Hayabusa2 с образцами почвы астероидов приблизился к дому

27.11.20 20:29
За 102 миллиона долларов ЕКА вернет домой космический мусор

Европейское космическое агентство сообщило, что подписывает контракт на 86 миллионов евро (102 миллиона долларов) со швейцарской начинающей компанией, чтобы доставить на Землю большой кусок орбитального мусора.

В четверг агентство заявило, что сделка с ClearSpace SA приведет к «первой миссии по активному удалению мусора» в 2025 году, в которой изготовленный на заказ космический корабль захватит и собьет часть ракеты, когда-то использовавшейся для доставки спутника на орбиту. Удаляемый с орбиты объект представляет собой так называемый адаптер полезной нагрузки Vespa, который использовался для удержания, ...