Алмазная "память" для квантовых компьютеров.

Главная проблема в области конструирования квантовых вычислительных систем заключалась в том, что ученым долгое время не удавалось создать «строительные блоки» таких систем, известные как кубиты, которые могли бы существовать в твердотельной структуре при комнатной температуре. Исследователи из Гарварда, похоже, нашли способ существенно продлить время "жизни" кубита.

Главная проблема в области конструирования квантовых вычислительных систем заключалась в том, что ученым долгое время не удавалось создать «строительные блоки» таких систем, известные как кубиты, которые могли бы существовать в твердотельной структуре при комнатной температуре. Кубит, или квантовый бит, представляет собой квантовую частицу, имеющую два базовых состояния, которым могут соответствовать, к примеру, основное и возбужденное состояния атома или направления вверх и вниз спина атомного ядра. Такие состояния и определяют логические значения кубита в бинарном выражении (ноль или единица).

До последнего времени новейшие системы задействовали дорогостоящее оборудование, способное захватывать единичный атом или электрон в вакууме, а затем охлаждать всю установку почти до абсолютного нуля.

Группа исследователей из Гарварда под руководством профессора физики Михаила Лукина, включающая также выпускников Джоржа Куско (Georg Kucsko) и Петера Маурера (Peter Maurer), а также доктора Кристиана Латту (Christian Latta), утверждают, что они решили проблему  путем применения в своей работе одного из чистейших материалов на Земле – алмазов.

Используя пары загрязненных микроучастков в сверхчистых, выращенных в лабораторных условиях алмазах, гарвардские ученые смогли создать кубиты и хранить данные в них на протяжении двух секунд, что на шесть порядков дольше по сравнению с более ранними системами. Отчет о проведенных исследованиях был опубликован в выпуске журнала Science от 8 июля. Эту работу можно смело признать первым важнейшим шагом на пути проектирования полнофункционального квантового компьютера.

«Результаты, которых нам удалось достичь, совершенно беспрецедентны», - рассказывает Михаил Лукин. «У нас имеется кубит, существующий при комнатной температуре, который, к тому же, мы можем измерять с большой степенью точности. Мы можем записывать данные и хранить их в течение относительно продолжительного времени. Мы уверены, что работа нашей системы ограничена лишь текущими техническими недостатками, поэтому нам представляется возможным увеличить время хранения до промежутков, измеряемых часами. В таком случае квантовому компьютеру будет по силам справляться с задачами, представляющими вполне конкретную практическую ценность».

По мнению Михаила, квантовые модули найдут применение в устройствах, снабженных «квантовыми кошельками», то есть системами оплаты, которые содержат идентификационную информацию в квантовых битах для предотвращения угрозы мошенничества или подлога, а также в квантовых сетях – высокозащищенных каналах связи, использующих квантовые биты для передачи данных.

«Это исследование – важный шаг к созданию квантового компьютера для практических нужд», - дополняет Джорж Куско, соратник Михаила. «Впервые мы получили систему, обладающую продолжительным временем работы в качестве компьютерной памяти, и теперь у нас есть что развивать дальше».

Основа недавнего прорыва, осуществленного группой Михаила Лукина, была заложена несколько лет назад, когда ученые выяснили, что азото-замещённые вакансии (nitrogen-vacancy centres, NVC), или сверхмалые загрязнения в структуре выращенных в лаборатории алмазах, по своему «поведению» подобны единичным атомам. Так же, как и отдельный атом, каждый центр загрязненности обладает спином, который можно поляризовать подобно структуре магнита. При помощи лазерного воздействия исследователи могут не только контролировать спин, но и определять его ориентацию, изменяющуюся во времени.

Однако, идею широко применять NVC в квантовых компьютерах нельзя назвать удачной, поскольку эти центры способны «удерживать» информацию всего лишь в течение одной миллионной доли секунды – пока не наступит момент, когда их квантовые параметры, а значит и все хранимые данные, изменятся.

В работе же Михаила был использован иной тип микрозагрязненности. В своих начальных экспериментах, команда Лукина работала с алмазами, состоящими на 99 процентов из атомов углерода-12, которые не имели спина. Оставшийся процент содержал атомы углерода-13, особого изотопа, который характеризуется наличием спина атомного ядра. Взаимодействие с этими спинами и приводило к малому времени существования NV-центров.

Во время последних экспериментов у Михаила со своей группой получилось обернуть процесс взаимодействия NV-центра с атомами углерода-13 себе на пользу.

«Спин ядра углерода-13 – это идеальный квантовый бит, потому что он отлично изолирован от других компонентов системы», - поясняет Михаил. «Поскольку такие кубиты подвергаются наименьшим воздействиям извне, они способны сохранять когерентные свойства продолжительное время, хотя их изолированность усложняет задачи их измерения и манипулирования ими».

Выход из положения, который предложили исследователи, прост и элегантен. Вместо того чтобы искать способ измерения спина атомов углерода, они решили использовать для этой цели сам NV-центр.

Работая совместно с британской компанией “Element Six”, которая специализируется на производстве искусственных алмазов, ученые из команды Михаила изобрели новую технологию создания еще более чистых кристаллов с содержанием углерода-12 не менее чем 99.99 процентов. Полученные кристаллы исследователи «обстреливали» атомами азота, чтобы внутри образовались NV-центры, которые должны взаимодействовать с ближайшими атомами углерода-13.

В результате такого взаимодействия NV-центр отражает состояние атома углерода, иными словами, ученые смогли кодировать бит информации в спине атома углерода, а затем и прочесть эти данные, наблюдая за NV-центром.

«Система, которую мы изобрели, позволяет нам отслеживать значение спина, изучая состояние точно локализованной области, то есть NV-центра», - продолжает Михаил. «Теперь впервые мы можем кодировать бит данных в спине атома и использовать саму же систему, чтобы прочесть информацию».

Впрочем, пока еще кодирование информации в спинах атомов углерода-13 и ее дальнейшее чтение посредством наблюдения за NV-центрами является первым шагом к новому поколению квантовых систем. Исследователям предстоит научиться извлекать максимум выгоды из квантовых свойств атомов, а точнее способности их ядер одновременно находиться в двух состояниях.

Эта возможность пребывать в двух состояниях в один момент времени указывает на ключевой принцип функционирования квантовых компьютеров.  В отличие от обычных компьютеров, которые могут кодировать данные либо в виде единицы, либо в виде нуля, квантовые компьютеры способны давать кубитам оба из этих значений одновременно благодаря своим особенностям, базирующимся на законах квантовой механики. По мнению ученых,  это преимущество позволяет квантовым системам производить множество параллельных вычислительных операций, тогда как обычные компьютеры могут производить вычисления лишь последовательно.

Михаил Лукин в ходе экспериментов пришел к одному из вариантов решения задачи, стоящей перед исследователями. По его словам, способ состоит из двух этапов. На первом этапе ученые прерывают связь между NV-центром и атомом углерода. При помощи мощного лазерного излучения им удается оградить NV-центр от влияния соседнего атома углерода. На следующем этапе кристалл алмаза облучается особыми радио-импульсами, подавляющими взаимодействие теперь уже атома углерода с близлежащими атомами.

«Ограничивая взаимодействия с атомами углерода-13, мы продлеваем «жизнь» кубита и надолго задерживаем в нем информацию», - подводит итог Михаил. «Как результат когерентное время увеличено с миллисекунды до двух секунд!»

--------

Работа - это возможность не только зарабатывать, но также реализовать свои навыки и знания. Существует множество предложений от различных компаний. Многие отправляются в поисках работы за границу. Например, на сайте https://www.eurabota.ua/jobs-in/estonia/jobs-offered вашему вниманию представлены вакансии в Эстонии.

Новые измерения показывают, что на Луне опасный уровень радиации

Будущие исследователи Луны будут подвергаться облучению в 2-3 раза больше, чем астронавты на борту Международной космической станции, что представляет опасность для здоровья, для защиты от которой потребуются укрытия с толстыми стенами.

В исследовании отмечается, что посадочный модуль Китая на обратной стороне Луны обеспечивает первые полные измерения радиационного воздействия на поверхности Луны, что является важной информацией для НАСА и других организаций, стремящихся отправить астронавтов на Луну. Китайско-немецкая группа сообщила о радиационных данных, собранных спускаемым аппаратом Chang'e 4 (в честь китайской богини луны)...
26.09.20 19:03
Гигантская черная дыра M87* сверкает

В прошлом году мир впервые взглянул на реальное прямое изображение тени черной дыры.

Теперь, оглядываясь на более ранние, более рудиментарные изображения, ученые обнаружили доказательства того, что кольцо вокруг M87* колеблется, из-за чего кажется, будто она блестит. Исторический снимок прошлого года стал результатом кропотливой работы, который довел нашу технологию наблюдений до предела. Это было кульминацией многолетних усилий и планирования, но окончательный снимок был составл...
25.09.20 20:11
Странные бури на Юпитере

На южном полюсе Юпитера таится поразительное зрелище даже для планеты-гиганта, покрытой красочными полосами, с большим красным пятном. Внизу у южного полюса планеты находится группа бурных штормов, расположенных в необычной геометрической форме.

С тех пор, как они были впервые обнаружены космическим зондом НАСА Juno в 2019 году, штормы стали для ученых загадкой. Штормы аналогичны ураганам на Земле. Но на нашей планете ураганы не собираются на полюсах и не кружатся друг вокруг друга в форме пятиугольника или шестиугольника, как это делают штормы Юпитера. Исследовательская группа, работающая в лаборатории Энди Ингерсолла, профессора планет...
24.09.20 23:33
Индийские астрономы открыли 70 новых переменных звезд

Астрономы из Индии провели долгосрочное исследование фотометрической переменности рассеянного скопления NGC 559. В результате там они обнаружили 70 новых переменных звезд.

Звездные скопления предлагают отличные возможности для изучения звездной эволюции, поскольку представляют собой совокупность звезд с похожими свойствами, например, возрастом, расстоянием и начальным составом. В частности, астрономы часто ищут переменные звезды в скоплениях молодого и среднего возраста, что может иметь значение для улучшения понимания звезд до главной последовательности (PMS) и, сл...
23.09.20 16:55

HAMR-JR - один из самых маленьких и быстрых роботов

Семь лет назад в Гарварде создали робота HAMR. И хотя бот уже был маленьким, его дизайнеры создали версию вдвое меньше. Знакомьтесь - HAMR-JR.

Оригинальный HAMR (Harvard Ambulatory MicroRobot) длиной всего 4,4 см (1,7 дюйма) и использует четыре ножки с керамическим приводом для перемещения со скоростью до 8,4 длин тела в секунду. Он был построен с помощью метода производства печатных плат микроэлектромеханических систем (PC-MEMS) Гарварда. Это включает в себя изготовление плоского листа микрослоистого материала, а затем с помощью лазера...
03.06.20 21:57
Технологический прогресс и его составляющие

Каждый день в мире на наших глазах происходят невероятные изменения, с огромной скоростью меняются технологии, разрабатываются новые концепции и создаются устройства для их реализации.

Сейчас нашу жизнь невозможно представить без электроники, абсолютно все сферы деятельности зависят от тех или иных приборов, помогающих человеку жить, работать, исследовать и создавать. Необходимым элементом для работы даже самого простого электронного устройства является печатная плата, главной задачей которой является электрическое и механическое соединение различных электронных компонентов.&nbs...
07.04.20 21:52
Новые процессоры Intel работают на частоте 5 ГГц

Intel представила новейшее поколение процессоров для ноутбуков, которые первыми вышли за отметку 5 ГГц.

Процессоры Intel Core серии H 10-го поколения, которые раньше устанавливались только на настольных ПК, позволяют запускать более сложные игры и творческие задачи. Партия процессоров, которую Intel назвала Comet Lake-H, делится на три класса. Топовая часть линейки - Intel Core i9, которая может работать на максимальной частоте до 5,3 ГГц на своих 8 ядрах и 16 потоках. Средним диапазоном является i...