Новое исследование физиков поможет защитить экипажи космических аппаратов в полетах на Луну и Марс

Новое исследование физиков поможет защитить экипажи космических аппаратов  в полетах на Луну и Марс
Солнечное излучение не только несет свет и тепло людям на нашей планете, но и представляет серьезную угрозу для тех, кто в будущем отважится покорять окружающее Землю космическое пространство. Ученые из США и Южной Кореи разработали новую методику прогнозирования опасной солнечной активности.

Исследователи из Соединенных Штатов и Южной Кореи изобрели новую систему предупреждения о так называемых «солнечных штормах» - опасных и, к сожалению, весьма частых для нашей планетарной системы явлениях. Улучшенная система способна предсказывать приближение к земле проникающего солнечного излучения почти за три часа до начала его фактического воздействия на околоземные объекты. Теперь астронавты и космонавты, а кроме того, экипажи самолетов, осуществляющих полеты в приполярных областях, будут иметь достаточно часто времени, чтобы принять защитные меры.

Ученые-физики из Университета в Делавэре (the University of Delaware), а также из Национального Университета Чунг-Нам (Chungnam National University) и Университета Ханянг (Hanyang University) на днях сообщили о своем изобретении в журнале Space Weather: The International Journal of Research and Applications, издаваемом Американским Геофизическим Союзом.

Профессор Джон Бибьер (John Bieber) из Исследовательского института им. Генри Бартола (Bartol Research Institute), подразделения Факультета Физики и Астрономии, Университета в Делавэре руководил научным проектом, а главным автором публикации стал Су Ён Оу (Su Yeon Oh), исследователь из Национального Университета Чунг-Нам, тесно сотрудничавший с Бибьером.

Вспышка на Солнце, сопровождающаяся выбросом солнечного вещества в космическое пространство

«Частицам, испускаемым Солнцем во время солнечного шторма, требуется всего лишь десять минут, для того чтобы достигнуть нашей планеты, поскольку эти частицы перемещаются со скоростью света», - объясняет Бибьер. Площадь зоны солнечных штормов может занимать тысячи квадратных миль – практически, как область поражения водородной бомбы.

Ученые использовали в своей работе данные, собранные двумя нейтронными детекторами, установленными когда-то на Южном Полюсе сотрудниками Университета в Делавэре. Эта информация помогла им определить интенсивность высокоэнергетичных быстро движущихся заряженных частиц, которые прибывают на Землю в результате солнечного шторма. Такие частицы «переносят» энергию, равную 500 Мегаэлектрон-Вольт (MeV), или 500 миллионов Электрон-Вольт. Изучая свойства этих, прибывающих первыми частиц, исследователи могут делать важные  прогнозы в отношении других, медленно движущихся и гораздо более опасных частиц, следующих за своими более быстрыми «собратьями».

Земля - за исключением полярных областей - защищена от опасного солнечного излучения своим магнитным полем

«Эти медленные частицы более опасны потому, что их всегда оказывается очень много. Вот в чем заключается угроза», - продолжает Бибьер.

Когда самые первые, положительно заряженные частицы, ил протоны, сталкиваются с молекулами воздуха в земной атмосфере, они распадаются на мелкие «кусочки», которые впоследствии обрушиваются на другие молекулы. В результате этого каскадного процесса высвобождаются  нейтроны – частицы с нейтральным зарядом.

Исследуя нейтроны, появляющиеся в атмосфере благодаря подобным солнечным событиям и улавливаемые нейтронными детекторами на Южном Полюсе, ученые рассчитали энергию прибывших первыми протонов и, исходя из полученных данных, смогли оценить энергию и интенсивность потоков более медленных и опасных частиц.

Авторы сравнили свои прогнозы, касавшиеся двенадцати солнечных событий, с наблюдениями, произведенными геосинхронными спутниками, и удостоверились в том, что данные расчетов для протонов с энергией от 40 до 80 Мэгаэлектрон-Вольт совпадают с информацией от спутников.

Солнечная радиация оказывает разрушительное воздействие на ДНК биологических организмов

В зависимости от энергии протонов, новая система предоставляет до 166 минут времени для принятия решений о защитных действиях. По словам Бибьера, этого времени должно хватить для того, чтобы в будущих дальних полетах экипажи космических аппаратов успевали спрятаться в специальных экранированных отсеках, а пилоты, пролетающие над полярными регионами, получали возможность снизить высоту.

Как велик риск? Сейчас на Солнце наступает период наиболее высокой, то есть пиковой активности, повторяющийся каждые 11 лет. Солнечные штормы, вспышки и выбросы вещества из области солнечной короны, несут угрозу и для электронных систем на Земле.

«Если вы пролетаете на самолете где-нибудь в районе полюсов, то вы подвергаетесь воздействию радиации, сравнимому с облучением во время процедур рентгеновской диагностики – которые вы не планировали делать», - отмечает Бибьер. «А если же вы – космонавт, совершающий перелет на Луну или Марс, то солнечное излучение становится куда более серьезной проблемой. Смертельно опасной!»

Специалистам, проектирующим будущие космические станции для Луны и Марса, необходимо уже сейчас предусмотреть эффективные защитные меры против космического излучения

«За последние годы множество людей побывало на сравнительно низкой земной орбите,   но если мы решим вернуться на Луну или послать человека на Марс, нам уже сейчас нужно задуматься об этой космической опасности», - предостерегает Бибьер.

Судя по всему, астронавтам из программы Apollo очень повезло. «Каким-то чудом запуски пилотируемых аппаратов на Луну пришлись на периоды между крупными солнечными вспышками, которые в противном случае представляли бы смертельную угрозу для жизни астронавтов», - отмечает Бибьер.

Исследование, в котором также принимали участие Джон Клем (John Clem), Пол Эверсон (Paul Evenson) и Роджер Пайл (Roger Pyle) из Университета в Делавэре, Ю И (Yu Yi) из Университета Чунгнам, а также Йонг-Кьюн Ким (Yong-Kyun Kim) из Университета Ханянг, спонсировалось южнокорейским правительством  через Национальный Исследовательский Фонд Южной Кореи, Национальным Научным Фондом США, NASA и в рамках программы EPSCoR The Experimental Program to Stimulate Competitive Research.

Обнаружена система с газовой гигантской экзопланетой и белым карликом

Используя спутник НАСА TESS, международная группа астрономов обнаружила интересную внесолнечную планетную систему, состоящую из звезды-хозяйки оранжевого карлика, планеты размером с Юпитер и белого карлика.

TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) проводит исследование около 200 000 ярчайших звезд около Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. На данный момент было идентифицировано более 2450 экзопланет-кандидатов (представляющие интерес объекты TESS или TOI), из которых 91 подтверждена. Теперь группа астрономов во главе с Дэвидом В. Мартином из Университета штата Огайо сообщает об обнаружен...
18.01.21 19:45
В Западной Африке обнаружен новый вид оранжевой летучей мыши

Ученые, работающие в западноафриканской Гвинее, обнаружили новый вид летучих мышей с оранжевым мехом. Редкое открытие было сделано при проведении полевых исследований в изолированном горном хребте Нимба.

Находка была сделана в начале 2018 года, когда ученые проводили исследования по сохранению популяций летучих мышей в исключительно биоразнообразных горах Нимба, регионе Западной Африки, охватывающем границы Гвинеи, Либерии и Кот-д'Ивуара. Исследователи сосредоточили свое внимание на серии старых шахтёрских пещер, которые давно были заселены летучими мышами. В ходе исследования ученые обнаружили п...
17.01.21 16:35
Исследование: почти 500 звезд родились одновременно

В Млечном Пути находится 8 292 недавно обнаруженных звездных потока - все они названы Theia. Но Theia 456 особенный.

Звездный поток – это линейная структура, а не скопление звезд. После объединения нескольких наборов данных, снятых космическим телескопом Gaia, группа астрофизиков обнаружила, что все 468 звезды Theia 456 родились одновременно и движутся в одном направлении по небу. «Большинство звездных скоплений формируются вместе», - сказал Джефф Эндрюс, астрофизик Северо-Западного университета и член группы. ...
16.01.21 18:07
RIP: крот InSight прекратил свою миссию после 2 лет на Марсе

В четверг НАСА объявило марсианского крота мертвым после того, как ему не удалось глубоко зарыться в Красную планету, чтобы измерить ее температуру.

Ученые в Германии потратили 2 года, пытаясь заставить тепловой зонд, получивший прозвище «крот», просверлить марсианскую кору. Но устройство длиной 40 сантиметров, которое является частью спускаемого аппарата НАСА InSight, не могло создать достаточного трения в красной грязи. Предполагалось, что он закопается на глубину 5 метров, но за всё время было пробурено всего лишь около полутора метров. По...
15.01.21 16:00
Обнаружена система с газовой гигантской экзопланетой и белым карликом

18.01.21 19:45
Исследование: почти 500 звезд родились одновременно

16.01.21 18:07
RIP: крот InSight прекратил свою миссию после 2 лет на Марсе

15.01.21 16:00
Самый далекий обнаруженный квазар проливает свет на рост черных дыр

Группа астрономов из Университета Аризоны наблюдала светящийся квазар в 13,03 миллиардах световых лет от Земли - самый далекий квазар, открытый на сегодняшний день. Квазар, датируемый 670 миллионами лет после Большого взрыва, когда возраст Вселенной составлял всего 5% от нынешнего, содержит сверхмассивную черную дыру, эквивалентную общей массе 1,6 миллиарду Солнц.

Помимо того, что это самый далекий и, соответственно, самый ранний из известных квазаров, этот объект является первым, демонстрирующим свидетельства истекающего ветра перегретого газа, выходящего из окрестностей черной дыры на пятой части скорости света. В дополнение к выявлению сильного ветра, вызываемого квазаром, новые наблюдения также показывают интенсивную активность звездообразования в галак...