NASA создает самые дешевые спутники в мире

Несколько лет назад в NASA начали обсуждать новые подходы к формированию так называемых программ исследования космического пространства низкой стоимости (LCSE, low-cost space exploration).

В качестве одного из возможных направлений исследований в 2011 году был выбран проект запуска компактных спутников, которые должны были управляться миниатюрными, но производительными устройствами.

Спутник PhoneSat во время теста на стартосферном аэростате

В конце августа стали доступны первые подробности о том, как этот проект развивался в течение периода 2011-2012. Конечно, основное внимание как общественности, так и средств массовой информации уже с самого начала августа приковано к посадке нового марсианского ровера Curiosity на поверхность Марса и первым этапам его деятельности на Марсе. Однако NASA занимается – причем в параллельном режиме – множеством иных проектов, о которых зачастую знает не так много людей.

Над программой создания компактных спутников работает команда ученых и инженеров из Исследовательского центра Эймса при NASA в Моффет-филде, штат Калифорния (NASA’s Ames Research center in Moffett Field). Уникальность их проекта заключается в том, что управление будущими спутниками возьмут на себя смартфоны Nexus One от компании Google, на которых установлена мобильная операционная система Google Android. Именно благодаря наличию в спутниках такого необычного «мозга» проект по их созданию был назван PhoneSat.

На данный момент ведутся работы над первыми поколениями миниатюрных спутников, поэтому сейчас проект проходит под названием PhoneSat 1.0/2.0 (кстати, как правило, схожую интерпретацию версий можно наблюдать в различном программной обеспечении). PhoneSat, в то же время, - это часть другой крупной экспериментальной программы, известной как Инициатива по запуску CubeSat (CubeSat Launch Initiative), которая предусматривает использование мобильной потребительской электроники в новом классе сверхкомпактных спутников – в «наноспутниках» (nanosatellites).

По своим размерам наноспутники сопоставимы с обычными кружками для кофе

Точная дата запуска спутников PhoneSat пока не называется, однако сообщается, что первые три спутника, собранные в рамках этого проекта, попробуют вывести на орбиту Земли ближе к концу текущего года. Как шутят на некоторых англоязычных компьютерных порталах, вероятно, мы сможем почитать твиты в официальном микроблоге PhoneSat, присылаемые спутниками с орбиты.

Что касается подробностей о самих спутниках, по имеющимся сведениям, группа из NASA уже сконструировала два прототипа компактных «наноспутников», которые изначально предполагалось запускать по отдельности.

Первая модель PhoneSat 1.0 обладает пока минимальной функциональностью: ученые хотят узнать, сможет ли мини-спутник, оснащенный смартфоном, «выжить» в космосе. Главные надежды исследователей связаны с получением от спутника информации о  состоянии его бортовой электроники и изображений (можно предположить, что фотосъемку будет проводить 5-мегапикселльная камера смартфона с функцией автофокуса). Помимо Nexus One, на «наноспутнике» разместят комплект аккумуляторов и внешний радио-передатчик. Специальное контролирующее устройство будет следить за работой системы и перезагружать Nexus, если потребуется.

Google Nexus One (PhoneSat 1.0)

Всю эту электронную «начинку» упакуют в оболочку CubeSat в размерами 10x10x10 сантиметров – своими габаритами не превышающую обычную кружку для кофе. Пока планируется собрать три спутника, вес каждого из которых составит всего лишь 4 фунта (1.8 кг).

Более продвинутая модель мини-спутника PhoneSat 2.0 будет располагать более новым смартфоном под управлением Android – Samsung Nexus S. Возможности спутника PhoneSat 2.0 существенно расширят за счет добавления в систему новых компонентов: двух-канального высокочастотного радиотранслятора, солнечных панелей и GPS-приемника. Спутником будут управлять с Земли с помощью радио-команд, а солнечные батареи станут снабжать систему электроэнергией, для того чтобы существенно продлить время его автономной работы на орбите. Кроме того, на спутнике PhoneSat 2.0  разместят магнитные датчики, взаимодействующие с магнитным полем земли, и инерционные механизмы, предназначенные для корректировки ориентации мини-спутника в космическом пространстве.

Samsung Nexus S (PhoneSat 2.0)

Для вывода миниспутников обеих моделей на орбиту собираются использовать ракету Antares производства корпорации Orbital Sciences Corporation, способную брать на борт полезную нагрузку массой до 6.8 тонн.

Команда проекта PhoneSat готовилась к новой миссии в течение нескольких лет, исследуя возможности смартфона Nexus One. В июле 2010 года в ходе предварительных тестов два смартфона Nexus One запускали в космос на борту ракет, чтобы выяснить, как смартфоны «перенесут» высокую скоростную нагрузку и пребывание на орбите. Одна из ракет благополучно доставила Nexus One на Землю. PhoneSat 1.0 также успешно прошел проверку в термо-вакуумной камере, на вибрационных стендах и в экспериментах с стратосферными аэростатами.

«Философия» нового подхода к созданию спутников весьма близка к основной бизнес-идее Кремниевой Долины: «запустить самые дешевые в производстве спутники из всех, когда-либо побывавших в космосе», как отмечается в демонстрационном документе, посвященном будущему полету PhoneSat. Каждый из прототипов обходится NASA всего в 3500 долларов, и, помимо того, инженеры используют электронику, имеющуюся в свободной продаже, практически не изменяя оригинальный дизайн устройств.

Владислав 02.09.12 00:06
gend NASA планирует вывести на орбиту компактные спутники под управлением смартфонов Google Nexus One и Samsung Nexus S до конца текущего года.

Сомневаюсь, что спутнику на Андроиде хватит энергии от солнечных батарей :-) Придётся его на ночь приземлять и втыкать в розетку, или же оснастить атомным реактором...
genD
genD 02.09.12 00:10
Ну ведь есть же китайские аккумуляторы на многие тысячи mAh :)
Владислав 02.09.12 09:00
Теперь космонавты на МКС чаще станут выходить в космос, а на Землю с мешком смартфонов будут возвращаться...
eROSITA обнаружил обломки сверхновой

В ходе первого обзора всего неба с помощью рентгеновского телескопа eROSITA на борту SRG астрономы из Института внеземной физики Макса Планка идентифицировали ранее неизвестный остаток сверхновой, получивший название «Hoinga».

Открытие было подтверждено архивными радиоданными и знаменует собой первое открытие совместного партнерства Австралии и eROSITA, созданного для исследования нашей Галактики с использованием нескольких длин волн, от низкочастотных радиоволн до рентгеновских лучей. Остаток сверхновой звезды Hoinga очень большой и расположен далеко от галактической плоскости - удивительное первое открытие, подразумев...
03.03.21 22:12
Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

Используя космическую обсерваторию Ферми, астрономы провели долгосрочную кампанию по мониторингу блазара S5 1803 + 784, и идентифицировали несколько гамма-лучевых и оптических вспышек от этого источника.

Блазары - это очень компактные квазары, связанные со сверхмассивными черными дырами в центрах активных гигантских эллиптических галактик, и могут проявлять изменчивость в широком диапазоне временных масштабов. Они принадлежат к большой группе активных галактик, в которых находятся активные ядра галактик (AGN), и их характерные черты - релятивистские джеты, направленные почти точно на Землю. Основ...
01.03.21 22:45
На спутниковых снимках России заметны загадочные полосы

Ученые не могут прийти к единому мнению, почему холмы в российской Арктике изобилуют полосами.

Ранее на этой неделе исследователи НАСА разместили серию спутниковых снимков своеобразного морщинистого ландшафта на веб-сайте агентства Earth Observatory. На фотографиях, сделанных со спутника Landsat 8 за несколько лет, видна земля по обе стороны реки Марха, изобилующая чередующимися темными и светлыми полосами. Эффект наблюдается во время всех четырех сезонах, но наиболее ярко он проявляется зи...
28.02.21 16:22
Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

Австралийский исследовательский консорциум успешно испытал двигательную установку нового поколения, которая может обеспечить высокоскоростной полет и услуги по запуску в космос.

Вращающийся детонационный двигатель команды, или RDE, является крупным техническим достижением и впервые в Австралии. Он был разработан инженерами Университета RMIT и разрабатывается консорциумом под руководством DefendTex с исследователями из RMIT, Сиднейского университета и Университета Бундесвера в Германии. Обычные ракетные двигатели работают за счет сжигания топлива при постоянном давлении,...
27.02.21 21:13
eROSITA обнаружил обломки сверхновой

03.03.21 22:12
Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

01.03.21 22:45
Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

27.02.21 21:13
GRANTECAN обнаружил самое большое скопление галактик в ранней Вселенной

Исследование, проведенное учеными из Института астрофизики Канарских островов (IAC) с помощью инструмента OSIRIS на Gran Telescopio Canarias (GTC), показало, что в примитивной Вселенной формируется наиболее густонаселенное скопление галактик.

Исследователи предсказывают, что эта структура, которая находится на расстоянии 12,5 миллиардов световых лет от нас, в процессе эволюции превратится в скопление, подобное скоплению Девы, соседки Местной группы галактик, к которой принадлежит Млечный Путь. Скопления галактик - это группы галактик, которые остаются вместе из-за действия силы тяжести. Чтобы понять эволюцию скоплений, ученые ищут фо...