Уже давно шведский флагманский корабль «Марс» превратился в легенду. Он был затоплен в 1564 году в ходе сражения с объединёнными флотами Дании и Любека у северной части острова Эланд.
«Марс» был сооружен корабельщиком Холлингером (Хольгером) Ульссоном на Бьёркенесской верфи в Кальмаре и спущен на воду где-то между январём и августом 1563 года. Точных сведений о размерах корабля не сохранилось, однако по косвенным признакам (размер команды, вооружение и прочее) можно предположить, что его водоизмещение равнялось примерно 1800 т, длина составляла около 50 м, а ширина – приблизительно 13–14 м. На гравюре, изображающей гибель «Марса», он имеет четыре мачты. Вероятно, «Марс» был одним из первых кораблей в Швеции, на которых на грот-мачте и фок-мачте стали устанавливать брамсели.
Команда судна состояла из 670 человек (350 матросов, остальные по большей части солдаты). Сведения о вооружении корабля разнятся: одни источники говорят, что «Марс» имел 173 орудия, другие называют цифру в 107 орудий (шесть 3-фунтовых, двадцать 6-фунтовых, четыре 9-фунтовых, десять 12-фунтовых, девять 24-фунтовых, два 36-фунтовых, два 48-фунтовых, 4 камнемёта, 50 фальконетов). Большинство пушек было отлито в Стокгольме, меньшая часть – в Кальмаре.
«Марс» с его водоизмещением в 1800 т был крупнее более известного шведского корабля «Васа», водоизмещение которого составляло лишь 1200 т. «Марс», вероятно, был длиннее «Васы» на 2-3 м и на столько же шире. Однако огневая мощь орудий «Васы» была выше: он мог произвести за один раз залп ядрами суммарным весом 640 кг, тогда как «Марс»всего лишь 340 кг.
Военный «Марс» исчез в 1564 году в ходе ожесточенной морской битвы. Он был затоплен в глубине Балтийского моря с 800 - 900 шведскими и немецкими моряками, а также целым состоянием золотых монет. Практически 450 лет «Марс» пролежал на дне моря, пока его обломки не нашли исследователи.
По оценкам экспертов, в свое время это был наиболее большой и наиболее мощный военный корабль. Он был назван в честь римского бога войны Марса. Но, к несчастью, его судьба завершилась на дне Балтийского моря. Вместе с собой он унес не только сокровища, но и многочисленные человеческие жертвы. Благодаря найденному хорошо сохранившемуся обломку этого корабля, ученые могут открыть многие тайны не только военного «Марса», но и вообще больше узнать о кораблях 16 века.
«Историки знают довольно много о кораблях 17-ого века, но очень мало о кораблях 16-ого века» - уточняет Йохан Реннби, преподаватель морской археологии, который изучал 60-метрового гиганта.
Уникальная лодка.
«Нам не доставало одной цепочки в звене. 1500 год – это значительный период, так как в этот момент были построены первые трехмачтовые суда» - объясняет исследователь из National Geographic.
Специалисты уже обнаружили несколько галеонов, из немного более недавних моделей, чем модель Марса. Для того, чтобы предохранять судно от разрушения, Йохан Реннби и его команда решили оставить «Марс» в океанских глубинах и использовать 3D-сканеры для его фотографирования и исследования. В исследовании этого корабля ученым помогали профессиональные дайверы. Все вместе они смогли создать уникальные фото-мозаики военного корабля. Действительно, вытаскивать корабль из океана могло бы быть слишком дорогостоящим предприятием. Кроме того, оно могло повредить такие ценные для истории обломки корабля. К счастью, сканеры, использованные исследователями, были ультра-точными. Благодаря полученным кадрам, ученые надеются восстановить последние события, связанные с гибелью корабля и его команды.
Затопление корабля
В 1563 году началась Северная семилетняя война, в которой против Швеции выступила Дания в союзе с Любеком и Польшей. В конце мая 1564 года шведский флот под командованием Якоба Багге вышел из Даларё, имея в строю 37 кораблей. Флоты встретились 30 мая у Эланда, где и состоялось сражение. Днём ранее шведский флот попал в бурю и был рассеян, в результате чего вместе с «Марсом» оказались лишь «Элефантен» и «Финска Сван». В ходе схватки им удалось отбиться от численно превосходящего противника и дождаться ночи. Багге надеялся дождаться остальных судов своей эскадры, но установившийся штиль воспрепятствовал этому.
Утром шведы при благоприятствующем ветре атаковали противника, однако ещё до подхода главных шведских сил ветер изменился, что позволило датско-любекскому флоту обрушиться всей своей мощью на немногочисленных шведов. «Элефантен» и «Финска Сван» вышли из сражения, надеясь соединиться с остальной эскадрой. Тем временем любекские суда сблизились с «Марсом», чтобы взять его на абордаж. После жаркой схватки корабль загорелся, вероятно, оттого что на нём разорвалось орудие.
В сложившейся ситуации Багге принял решение сдаться. Его с частью оставшихся в живых матросов перевезли на вражеский корабль. Любекцы высадились на «Марсе», чтобы разграбить его, но вскоре на нём взорвалась крюйт-камера, и судно затонуло[1]. В результате взрыва погибло около 1000 любекцев и шведов.
Найти «Марс»
В течение многих лет охотники за сокровищами, археологи, а также просто любители истории пробовали искать обломки «Марса». Но только весной 2011 года группа дайверов обнаружила обломок этого исторического корабля. Он был найден на глубине 73 метра. Почти сразу же были опровергнуты утверждения о том, что в ходе сражения у «Марса» был повреждён руль, и в результате этого он потерял управление. Как констатировали исследователи, деревянный руль был цел, ржавчина уничтожила лишь его металлическую обшивку.
На судне были обнаружены бронзовые пушки. Кроме того исследователи нашли на нём три серебряные монеты, отчеканенные в 1563 году. Поскольку, согласно немецким источникам, Багге вёз с собой значительную сумму денег для того, чтобы набрать в Германии армию наёмников, то эта находка косвенно подтверждает эти сведения.
Найденные на «Марсе» предметы выставлены для осмотра в Вестервикском музее. Кроме того, предполагается создать копию корабля и снять о нём документальный фильм.
Марс был великолепной боевой машиной, которая отлично демонстрировала себя в морских сражениях. У этого судна была несравненная мощность стрельбы в эту эпоху. И именно эти орудия сыграли роковую роль в его трагическом конце .
L'épave maudite d'un navire de guerre vieux de 450 ans livre ses secrets par Gentside Découverte
Комментарии: