Однако он не просто расширяет наши органы чувств — телескоп является инструментом мысли. На протяжении своей 400-летней истории телескоп изменял как наш взгляд на вселенную, так и наш взгляд непосредственно на самих себя.
Однако сильнее всего это заметно в самом начале истории телескопа. Спустя год после патентования телескопа в 1608 года, новость об этом изобретении достигла Галилео Галилея. Быстро, всего за один день он сделал свой собственный телескоп, и, в 1610 году, издал короткую книгу под названием Siderius Nuncius (Звёздный вестник). Эта замечательная работа изменила всё.
Телескоп Галилея ясно дал понять, что вселенная была намного большей, чем предполагалось ранее — и наше место в этом было намного меньшим, чем предполагалось ранее.
Воздействие на общество последовало мгновенно. Поэт Джон Донн, в 1611 году, писал "Галилей …, призвал другой мир, заставил звезды приблизиться к нему, и открыть все свои тайны". Но у этого нового потустороннего мира, что также видел Донн, была и отрицательная сторона. Старой вселенной единства и пропорции, коронованной прекрасными небесами, подогнанными под человека, угрожала: "Новая философия ввергающая все в сомнение".
Сегодня Вы можете купить телескоп лучше чем у Галилея менее чем за сто долларов, либо раскошелившись точную копию его телескопа. Обычный бинокль покажет примерно все, что видел Галилей в свой телескоп (только не пытайтесь использовать его, чтобы посмотреть на пятна на солнце!). Только представьте себе насколько будоражил умы этот скромный инструмент в начале 17-ого столетия.
Теперь мы считаем само собой разумеющимся, что наука приближает нам невидимые миры. У нас имеются замечательные инструменты, которые делают это — телескоп, микроскоп, магнитно-резонансная томография головного мозга, Большой Адронный Коллайдер. Мы можем наблюдать множество невидимых миров: крошечные бактерии в нашей воде, изменение кровотока в мозге, возможно даже субмикроскопические частицы, которые никто никогда не наблюдал ранее.
Некоторые сомневались относительно того, что видел Галилей. Было ли это действительно наблюдением? Или обман инструмента? Пятна на солнце? Или на линзах?
Галилей ответил на эти сомнения блестяще, он не просто открывал голые факты, это были факты в контексте новых теорий о вселенной, особенно теории Коперника о том, что Солнце, а не Земля, является центром вселенной. Старая теория о том, что вселенная, сосредоточена на Земле, с открытием телескопа просто не выдерживала критики.
На тот момент это были трудные вопросы, похожие трудные вопросы стоят и перед сегодняшней науки. Например, как мы знаем то, что черная дыра находится в центре нашей галактики? Никакой свет не сбегает из черной дыры — мы можем обнаружить её только по влиянию на материю по соседству. Телескопы очень важны для доказательства их существования, однако используемые сегодня телескопы очень сильно отличаются от телескопа Галилея, но и они несут свое собственное бремя сомнений, теорий и доказательств.
Наука не просто обычное наблюдение. Наблюдение в науке - кое-что более богатое и более сложное – ряд умственных действий, поддержанных выводами, экспериментами, гипотезами, выводами и иногда филигранными работами набитыми тайными математическими знаками. Галилей показал нам горы на Луне, но мы "увидим" их только тогда, когда мы признаем, что телескоп делает то, что это должен делать — увеличивать, оставляя "реальные" вещи неизменными. Вы можете принять горы за реальные, только если вы принимаете принцип работы телескопа, и это было тяжело для современников Галилея.
Здесь мы касаемся значения телескопа, и также причины, почему его ценность как символа науки высока. Он было важнейшим инструментом в первые годы своей жизни и продолжает являться таковым и сегодня. Он изменил способ, которым человек рассматривает вселенную (чем с тех пор непрерывно и занимается наука).
Но он также потребовал кое-чего от нас — готовности узнать о телескопе как о расширителе нашего ума, а не только наших чувств, прежде, чем мы сможем понять вещи, которые он показывает нам.
По материалам The Wired
Комментарии: