Недалеко от города Куммерсдорф, на пересечении этой дороги с заброшенной железнодорожной линией, находится комплекс старых коричневых зданий, очень похожих на военные казармы.
Прямо от них начинается бетонная дорога уходящая в густой сосновый лес.
Если пройти по ней совсем чуть чуть, то в глубине леса можно обнаружить странные руины.
Покрытые русскоязычными надписями, эти полуразвалившиеся бункеры легко могут быть спутаны с остатками советских военных баз, разбросанных по всей восточной Европе.
На самом деле, эти, практически нигде не отмеченые, руины являются забытой колыбелью Космической эпохи.
Именно здесь в первой половине 20-ого столетия немецкие военные начали первую крупномасштабную программу по строительству ракет. Эта программа впоследствии и привела к современным ракетам и космическим полетам.
Именно этот проект привел к разработке печально известной ракеты Фау-2, использовавшейся Германией во время Второй мировой войны.
Именно здесь Вернер фон Браун с другими ключевыми фигурами немецкой "ракетной команды" начинали свою профессиональную карьеру. Карьеру, которая достигла своей высшей точки спустя почти четыре десятилетия – сделав возможным первую высадку человека на Луну.
Тёмная лошадка
В начале 30-ых годов ракеты были уделом научно-фантастических книг и небольших групп энтузиастов, которых презирали солидные ученые.
Несмотря на это, немецкие вооруженные силы, рейхсвер, жаждавшие перевооружить себя после первой мировой войны, сделали ставки на эту тёмную лошадку и её фанатичных стороников.
Раньше многие историки вместе с ветеранами немецкого ракетостроения указывали в качестве причины интереса военных к ракетам лазейку в Версальском Договоре.
Подписанный вслед за поражением немцев в первой мировой войне, документ строго ограничил количество и калибр оружия послевоенной Германии. Соглашение, однако, ничего не говорило о ракетах - таким образом, делая их создание технически легальным.
"Это объяснение весьма скользко, так как они (немцы) всё равно тайно нарушали Версальский Договор, стараясь, однако, избегать больших неприятностей", – считает Майкл Нойфельд (Michael Neufeld), глава отдела истории исследования космоса Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, являющийся также автором биографии фон Брауна.
Наряду с ракетами, немецкие военные также разрабатывали химическое оружие, а, при помощи СССР, рейхсвер улучшал обычное оружие, такое как, танки, самолеты и артиллерия, то есть без зазрения совести нарушая Версальский Договор.
"Это, конечно, не означачает, что Версальский Договор был бесполезен. Например, он создал ситуацию где ... появился путь к новому радикальному решению военных проблем, и в некоторой степени, это также верно и для Советского Союза", – продолжает доктор Нойфельд.
"Силы, пытавшиеся наверстать упущенное, желали использовать довольно диковинные идеи, такие как, например, ракеты".
Кевин Маддерс, автор книги Новая Сила на Новой Границе (A New Force at a New Frontier) - посвященной истории космических программ Европы - добавляет, что причиной того, почему немецкие военные решились попробывать эту экзотическую технологию, стала существовавшая после первой мировой войны нехватка мощностей немецкой промышленности по серийному выпуску артиллерийских орудий, а вовсе не отсутствие упоминаний ракет в Версальском Договоре.
"Определенные ограничения (по Договору) на артиллерийские части..., стали только двигателем (ракетной программы), но не зажиганием", – объясняет Маддерс.
Скромное начало
Вернер фон Браун начал работать в недавно созданной армейской ракетной лаборатории в Куммерсдорфе 1 ноября 1932 года.
На тот момент Вернеру фон Брауну, было всего 20 лет, а в лабораторию он перешёл из одной из берлинских любительских групп ракетостроителей - Общества Космических Полетов (Verein für Raumschiffahrt).
Фон Браун, сын министра Веймарской республики, являлся ярым фанатом космоса.
Фон Браун (второй справа) с любительской ракетой.
В отличие от своих друзей по обществу, у фон Брауна не было никаких сомнений по поводу работы в секретной военной лаборатории. Фактически, он считал, что это единственный путь от "игрушечных ракет" к своей мечте - космическим кораблям с людьми на борту.
Имея в начале всего одного помошника, зфон Браун сосредоточился на исследовании самого экзотического типа ракетной техники - жидкостно-реактивной тяге.
Жидкие топлива на тот момент были громоздкими, неисследованными и очень опасными. Однако несмотря на эти недостатки, они были намного более преспективными, чем традиционные пылевидные топлива.
В декабре 1934 года после двух лет бессонных ночей, расстраивающих отказов и сильных взрывов - один из которых убил трех человек, – молодая ракетная команда фон Брауна, наконец, запустила свою первую жидкостную ракету - A-2.
Эта ракета поднялась на высоту приблизительно в 1.8 км, что выше потолка любой ракеты того времени.
"Prufstand Ost" – первый в Куммерсдорфе стенд для испытаний ракетного двигателя.
Успех A-2, продемонстрировал скептикам, что ракеты на жидком ракетном топливе вовсе не являются сумасшедшими фантазиями.
Для армейских спонсоров фон Брауна более важным стало то, что теперь ракета может быть превращена в оружие, вероятно, превышающее даже возможности дальнобойной артиллерии.
В то время как Германия обращалась в нацизм, секретная ракетная команда из Куммерсдорфа была осыпана дополнительным финансированием и обещаниями расширения.
Хотя Гитлер в 1935 году и разорвал официально Версальский Договор, и мог теперь открыто разрабатывать любое традиционное оружие, не существовало никаких признаков прерывания ракетной программы.
Неизвестная программа
"Нацисты пришли к власти с идеологическим обязательством значительно увеличить затраты на вооружение", – рассказывает Кевин Маддерс.
"Они не стали концентрироваться на самых успешных системах, а скорее всего просто увеличивали глобальные возможности своих вооруженных сил".
Фон Браун
Хотя к 1935 году масштаб и охват немецкой ракетной программы значительно превысил любые подобные разработки в мире, она очевидно была неизвестна западной разведке до 1939 года.
Именно в этом году документ, известный как доклад Осло, был обнаружен в почтовом ящике британского посольства в Норвегии. Этот отчёт в общих чертах обрисовывал многие системы оружия, развиваемые нацистами.
Однако, русские документы, опубликованные поле холодной войны, указывают на более ранние попытки проникнуть в детали этого проекта.
Очевидно, уже в 1935 году советское правительство получило первые сообщения от своей разведки о немецкой секретной ракетной программе.
Как выяснилось, советская разведка получала ценную информацию от Вилли Лемана, высокопоставленного чиновника СС, наблюдавшего за безопасностью военной промышленности Третьего Рейха.
Леман лично засвидетельствовал многочисленные взрывы жидкостных ракетных двигателей разработанных фон Брауном.
Леман начал передавать информацию в Москву в 1934 году, передача происходила через Зарубина Василия Михайловича, главу советской шпионской сети в Берлине.
В какой-то момент детально написанный отчёт Лемана о немецких ракетных испытаниях был предоставлен Сталину. Считается, что Леман чуть позже был обнаружен и застрелен, что возможно закрыло последний глазок в немецкие ракетные разработки.
"(Очевидно) что у СССР были отдельные донесения. Несмотря на них, у страны было очень мало информации относительно немецкой ракетной программы", - рассказывает Майкл Нойфельд.
В 30-ые годы также успешно проходили советские ракетные исследования, по крайней мере, темпами сравнимыми с немецками. Однако, в результате сталинских чисток 1937 года, главная группа ракетных разработчиков была распущена.
Дальнейшая судьба
С последующим в 1935 году расширением ракетной программы Германии также выросли амбиции фон Брауна и его армейских боссов.
Все еще рассматривая артиллерию в качестве потенциального конкурента для ракет, инженеры фон Брауна задумали снаряд, дальность полёта которого будет в два раза больше, чем у снаряда выпущенного самым мощным орудием.
Чтобы построить и проверить многочисленный арсенал различного оружия использующего ракетный двигатель, архитекторы фон Брауна спроектировали целый исследовательских городок недалеко от деревни Пенемюнде на балтийском побережье.
Ракета Фау-2, задуманная в Куммерсдорфе, привела к транспортным средствам, доставившихся людей на Луну
Новый городок включал в себя исследовательские лаборатории, испытательные стенды, аэродинамическую трубу, жилую деревню и концентрационный лагерь.
Большинство инженеров фон Брауна переехали из Куммерсдорфа в Пенемюнде к маю 1937 года.
В 1944 году ракеты фон Брауна A-4 - переименованные нацистскими пропагандистами в Оружие Возмездия 2 (Фау-2) - начали сыпаться на Лондон и другие крупные города союзников.
Хотя это уже не могло изменить результат войны, немцы продолжали запускать A-4.
Задуманный в стенах Куммерсдорфа, A-4 распространил своё далеко идущее наследство на три континента. Советские, французские, британские и китайские ракетные разработки производились под влиянием ракеты A-4 (или Фау-2).
Наряду со многими из своих инженеров, в конце Второй мировой войны Вернер фон Браун был захвачен американцами.
Немецкий руководитель ракетных разработок был перевезён в Америку, чтобы там продолжать работать над ракетами для американских вооруженных сил.
Вернер фон Браун и многие члены его команды управляли американскими ракетными разработками, в частности, космической программой страны, вплоть до осуществления программы Аполлон 11 –в июле 1969 года астронавты США впервые высадились на Луну.
По материалам Russianspaceweb.com
---------
Необходимо напечатать рекламу на стенде? Например, на сайте http://beprint.ru/roll-up Вашему вниманию представлена печать ролл ап стендов от компании BePrint. Качество гарантировано.
Комментарии: