По сообщению Ассошиэйтед пресс, NASA сейчас борется с потенциальной угрозой для своего космического корабля – в этот раз это ещё непостроенная ракета для полётов на Луну.
Инженеры озабочены тем, что новая ракета, призванная заменить собой космический челнок, и беспрепятственно доставлять астронавтов на Луну, в течение первых нескольких минут полёта может претерпеть тряску такой силы, что целостность корабля ставится под угрозу.
«Они знают, что это серьёзная проблема», - заявил профессор Университета Карнеги-Меллона Пол Фишбек (Paul Fischbeck), в прошлом консультировавший NASA по различным вопросам безопасности. «Тряска такой силы способна разрушить всю конструкцию корабля, поэтому им необходимо устранить опасность её появления».
Если существующий риск не будет устранён, то сильнейшая вибрация начнётся от первой ступени ракеты Ares I, которая должна вывести экипаж Orion на орбиту.
Представители NASA надеются уже к марту разработать план по устранению неисправности, при этом они не считают, что данная проблема станет причиной отложения полёта астронавтов на Луну, запланированный на 2020 год.
«Я надеюсь, что люди достаточно сведают в данной теме, чтобы не думать, якобы можно разработать новую систему, призванную заменить шатл, не встретив никаких трудностей», - заявил руководитель NASA Майкл Гриффин (Michael Griffin) в своём сообщении для Ассошиэйтед пресс. “NASA обладает колоссальным опытом в решении технических трудностей, и мы уверены, что справимся и с этой».
Профессор института Акустики в Вальдивии, Чили, Джордж Аренас (Jorge Arenas) признал тот факт, что проблема требует скорейшего решения, но при этом заметил: «NASA разработала одну из самых безопасных и эффективно контролируемых космических программ в истории инженерии».
Управление космических исследований с 2005 года работает над проектом по возвращению человека на Луну, цена которого больше 100 миллиардов долларов. В нём должны принять участие две ракеты: Ares I, которая выведет астронавтов на орбиту, и беспилотный корабль для перевозки тяжеловесных грузов Ares V.
Тряска сама по себе не является проблемой. Вопрос состоит в том, как она повлияет на капсулу для экипажа Orion, инструментальный модуль и стартовый двигатель, находящиеся на верхней части ракеты.
Первая ступень включает в себя пять неразъёмных ракетных ускорителей, основанных на технологии, применяемой NASA в шатлах (заказ на постройку этих ускорителей получил отдел по разработке пусковых систем крупного подрядчика Alliant Techsystems).
По словам Джордж Аренаса, исследователя в области вибрации и запуска ракет, проблема сильной тряски, типичная для всех нераздельных ракетных ускорителей, также заключается в усиленном ускорении от спутной струи, воздушном течении в виде [газовых] вихрей, срывающихся с корпуса быстродвижущейся ракеты
Эти вихри также выравнивают нормальные частоты вибрации камеры сгорания двигателя, что вкупе с усиленным ускорением, о котором говорилось выше, создаёт тряску.
Старшие управляющие были информированы о проблеме ещё прошлой осенью, но NASA не решила заявлять о них публично, пока чуть ранее в этом месяце Ассошиэйтед пресс не обратилась к Закону о свободе информации, и вслед за этим Nasawatch.com задала представителям проекта ряд обстоятельных вопросов, касающиеся инженерного аспекта.
Ответы, полученные, как Nasawatch, так и Ассошиэйтед пресс, были разделены независимыми экспертами, также посчитавшими, что перед NASA стоит серьёзная проблема.
Сами инженеры NASA оценили её на пять баллов из пяти – «красная зона» риска.
«Вероятность того что это произойдёт очень велика, и в этом случае катастрофа неминуема», - заявил Пол Фишбек, специалист по рискам, связанным с конструкцией аппаратов.
Первый запуск Ares I и Orion с астронавтами на борту намечен на март 2015 года.
Комментарии: