Тем временем, мои глазные яблоки были невольно оттянуты баннером с женщиной, кричащей в ужасе – она была напугана высокими процентами по кредитам, которые она могла уменьшить в банке, который даёт рекламу на сайте поставщика электронной почты. После этого мой сотовый телефон испустил короткий взрыв музыки, объявляя, что кто-то только что оставил мне текстовое сообщение.
Это уже стало нормой. По крайней мере, я не был тогда за рулём. Потребность в нашем внимании стала сегодня предметом профессиональной экспертизы: организация специалистов, исследовательская группа информационной перегрузки , формально была создана как некоммерческая организация этим летом и провела свою первую конференцию в августе. На сегодняшний день существует солидное число технической литературы, посвящённой теме психологии прекращения. А одно недавнее обсуждение мирового экономического кризиса предполагает, что он был усилен количеством данных, бродящих сегодня по земному шару: “сегодня у нас слишком много информации, и это препятствует нашим способностям принятия решения и душит нашу способность разрешать кризисы”.
На данный момент считается, что слабые связи в век информации, являются естественным ограничением человеческого организма. Это, в частности, описывается книге Выходя за пределы мозга: Информационная перегрузка и пределы рабочей памяти (издательство Оксфордского университета) Торкеля Клинберга (Torkel Klingberg), профессора развивающейся познавательной неврологии в стокгольмском институте мозга. В ней описывается недавнее исследование того, как фактически функционируют внимание и память в нашем сером веществе.
Существует некоторое преимущество в знании того, как фактически работают системы в наших головах и, по утверждению Клинберга, несмотря на всё это, эти системы могут извлечь фактическую выгоду из иногда чрезмерных требований, предъявляемых окружающей средой нашим способностям обрабатывать потоки данных. Сам человеческий мозг за прошлые 40 000 лет практически не изменялся ни количественно, ни качественно. Так что это естественно, что мы должны испытывать когнитивные трудности в обработке огромных масс информации, швыряемой в нас ежедневно.
Упростим уже и так упрощённый анализ Клинберга — и мы можем различить два вида внимания. Одно - управляемое внимание: направленное усилиями по применению концентрации к специфической задаче. Второе - рефлекторное внимание, которое является ненамеренным ответом на происходящие в окружающей среде. (Вы можете коротать время, слушая беседу за соседним столиком. Однако если официант уронит поднос, полный тарелок, он непроизвольно навязывается вашему вниманию).
Однако, эти формы внимания не являются различными проявлениями одного и того же самого состояния сознания: исследователи обнаружили при тестировании, что управляемое и рефлекторное внимание “ довольно независимы друг от друга”, что может означать то, что "в них вовлечены различные части мозга или различные мозговые процессы”.
Аналогично, существует различие между видом памяти, позволяющей вам вспоминать случай из жизни пятилетней давности и видом позволяющим вам вспоминать набор информации, соединённый с проблемой, которую вы пытаетесь решить. Ваши прошлогодние воспоминания - часть долгосрочной памяти, которая может быть загадочно вместительной. В отличие от неё, существуют определенные ограничения на то, как могут храниться данные, ориентируемые на решение задачи в вашей “рабочей памяти”. (Так как всё ещё ведутся дебаты среди исследователей на тему является ли она “краткосрочной памятью”, то мы будем придерживаться термина “рабочей памяти”).
Как и с формами внимания, долгосрочной и рабочей памяти соответствуют различные процессы в мозгу, происходящие в различных его частях. Доказано, что (как вы могли уже предположить) рабочая память и управляемое внимание близко связаны. У людей, которые набирают мало очков в тестах на способность сохранения информации в своей рабочей памяти, возникает также больше трудностей в сосредоточивании внимания на сложной задаче. “Удивительно, - рассказывает Клинберг, - обнаружить то, что возможности рабочей памяти сильно коррелирует с пониманием прочитанного”.
Клинберг сообщает, что двухлетнее исследование в его лаборатории показало, что можно увеличить способность рабочей памяти: “дети, которые выполняли определенный тип компьютерных заданий на развитие памяти, такие как запоминание расположения вещей в сетке четыре на четыре, имели также улучшения и в других, не компьютеризированных типах рабочей памяти... Мы показали, что системы не статичны и что пределы способностей рабочей памяти могут быть растянуты”.
Дальнейшее исследование предположило, что это усовершенствование также соответствует расширению навыков решения проблем. В наших мозгах всё еще существует многие из тех фундаментальных ограничений, что присутствовали у кроманьонцев, однако у нас есть также некоторая степень пластичности в том, как мы можем использовать и развивать мозг.
Это приводит нас к самому удивительному и противоречивому предположению Клинберга. Мультизадачность зачастую угрожает перегрузить рабочую память. Но в то же самое время, ясно, что мы можем управлять этим процессом, по крайней мере до некоторого предела – например читая газету во время ходьбы по торговому центру и иногда бросая взгляд на выставленные телевизоры, чтобы посмотреть новости.
“К счастью, нет доказательств того, что подвергание более сложным или стимулирующим умственным ситуациям ослабляет мощь нашей концентрации - пишет Клинберг. -Действительно, существует много свидетельств, указывающее на обратное: именно в таких ситуациях раздвигаются границы наших способностей, именно так происходит лучшее обучение”.
Но даже если наша основная способность обрабатывать информацию увеличится, растущее “несоответствие между требованиями и возможностями” может дать здравое ощущение потери точки опоры.
“Сегодня вы, возможно, на 10 процентов лучше в одновременном разговоре по телефону и стиранию спама, чем три года назад. С другой стороны, число электронных писем, которые Вы получаете в день, выросло вероятно на 200 процентов. Так что нет никакого противоречия между чувством, что ваши способности неадекватны и усовершенствованием ваших способностей”.
Хорошо, это - успокаивает. Мы можем также сказать, что самый недостающий ресурс в информационном обществе вовсе не информация, а внимание. В любом случае, большинство "информации", оказывается ничего не значащим шумом. Необходимо обращать достаточно внимания, чтобы решить, на что больше не обращать внимание – своего рода уловка 22.
Именно поэтому возникает иногда такое чувство, что мозг грызут плотоядные комары. Было бы хорошо, если бы доктор Клингберг со своими коллегами обнаружил бальзам. Или еще лучше, репеллент.
По материалам Inside Higher ED
Комментарии:
volhv Фактически, прочитанное электронное письмо без сомнения сообщило бы мне, что надо бы перевести скромную сумму некоторой инициативной душе, находящейся вероятно в Нигерии. Вместо этого я удалил это письмо на основании всего одной только строки темы, наряду с письмами с дюжиной подобных тем.