Даниель Грумиллер (Daniel Grumiller) из Института Теоретической Физики, Венского технологического университета, может теперь распутать, по крайней мере, некоторые из тайн квантового тяготения. Его результаты по черным дырам и гравитационным волнам являются ошеломляющими. Например, совсем недавно он выиграл премию START и теперь будет использовать эти средства, чтобы нанять еще больше молодых физиков в технологическом университете Вены.
Мы чувствуем пространство вокруг нас как трехмерное. По Эйнштейну, время и пространство – неразделимо связаны. Добавление оси времени к нашему трехмерному пространству делает наш пространственно-временной континуум четырехмерным. В течение многих десятилетий ученые задавались вопросом о существовании дополнительных измерений, пока скрытых от наших органов чувств. Грумиллер со своими коллеги пробуют противоположный подход: они полагают, что вместо того, чтобы постулировать дополнительные измерения, наша вселенная фактически может быть описана меньшим числом измерений.
«Голограмма, которую вы видите на банкнотах или кредитных картах, кажется, показывает трехмерную картину, даже при том, что фактически она является двумерной, - объясняет Грумиллер. В таком случае в реальности существует меньше измерений, чем мы предполагаем. Этот “голографический принцип” играет важную роль в физике космического времени. Вместо того, чтобы создавать теорию гравитации для времени и многочисленных пространственных измерений, можно сформулировать новую квантовую теорию с меньшим количеством пространств. Таким образом, трехмерная теория гравитации превращается в 2-ух мерную квантовую теорию, в которой гравитация больше не проявляется. Однако, несмотря на отсутствие гравитации, эта квантовая теория правильно предсказывает такие явления, как черные дыры или гравитационные волны.
“У вопроса, сколько действительно измерений имеет наш мир, вероятнее всего нет точного ответа или возможно, на него так никогда и не дадут ответа, - считает Грумиллер. - Любой из подходов, в зависимости от конкретного вопроса на который мы пытаемся ответить, может оказаться полезным”.
В настоящий момент Грумиллер работает над гравитационной теорией, которая включают два пространственных измерения и одно измерение времени. Она может быть названа двухмерной безгравитационной квантовой теорией. Такая теория может использоваться, чтобы описать быстро вращающиеся черные дыры или "космические струны" – пространственно-временные дефекты, вероятно, появившиеся вскоре после Большого взрыва.
По материалам Венского технологического университета.
Комментарии: