Проблема личных данных становится особенно актуальной ввиду массового распространения нового типа инновационных технологий, когда оказание услуг происходит в первую очередь на основе слежения и сбора данных о потребителях. Вопрос: согласились бы вы предоставлять всё больше и больше личных данных в обмен на рост качества удовлетворения своих потребностей?
Хорошим примером того, как инновации проигрывают страху слежки и наблюдения, является устройство Google Glass. Эти умные очки изначально рассматривались в качестве настоящего технологического прорыва: они - блестящая реализация технологий, прежде представленных лишь в научно-фантастических фильмах. Да и сама идея выглядит довольно практичной – сделать личную и деловую жизнь людей проще, легче и удобней благодаря доступу к функциям и возможностям своих смартфонов без использования рук.
Однако всё начало меняться с появлением у людей определённых опасений: направленные на них камеры могут вести съёмку без их разрешения или ведома. Если кто-то снимает вас на телефон или камеру - это очень легко увидеть. Но когда кто-то носит очки с функцией съёмки, то как узнать, записывает он вас или нет – возможно, вас вообще снимают без остановки. Сама такая возможность абсолютно неконтролируема, и страх бесконтрольного наблюдения делает людей более критичными.
Данное правило касается и поведения людей в стенах своего дома. По данным опроса, проведённого в США исследовательским центром Pew Research Center, когда людям была предложена возможность экономии на счетах за электроэнергию путём установки умного термостата, который бы следил за их перемещением и деятельностью по дому, большинство потребителей были категорически против его установки.
Осознание респондентами того факта, что данные о их жизни будут бесконтрольно собираться, делало установку такого прибора неприемлемым - они скорее будут платить больше за электроэнергию, чем свободно предоставлять личные данные.
Чувство дискомфорта от сбора персональных данных онлайн также лежит в основе роста популярности различных блокировщиков рекламы и программ защиты приватности: адблокеров и антитрекеров. Данная тенденция проявилась в большом успехе программ и расширений типа Adblock и некоммерческих проектов вроде Privacy Badger - всё больше людей хотят взять под контроль передачу своих личных данных в Интернете.
Поскольку развитие технологий направлено на всё большую их персонализацию, то чтобы своевременно удовлетворять растущие потребности и желания голодных потребителей инноваций, вполне очевидна тенденция на сбор всё большего объёма личных данных.
Помимо использования адблокера и антитрекера, в целях анонимности и приватности крайне рекомендуется использовать также виртуальные частные сети (VPN), например, Express VPN, для получения контроля над собираемыми о вас в Сети данными. Данная технология перенаправляет трафик пользователей через выбранный ими сервер, поэтому при взгляде со стороны местоположение пользователя будет совпадать с расположением выбранного им сервера, таким образом истинное местоположение пользователя будет скрыто. Вдобавок, при использовании VPN весь трафик пользователя шифруется – а это не только анонимность, но и защищённость.
Хотя сбор персональных данных становится все более распространённым элементом рекламы, изучения потребителей и адаптации к их потребностям, битва между слежкой и сбором данных с одной стороны, и стремлением людей к приватности - с другой, в будущем должна скорректировать текущие тенденции повсеместного роста объёмов сбора личных данных. Умные очки Google Glass перестали выпускаться и были отложены в сторонку в ожидании своего часа, а их последующие модификации, типа 3-го или 4-го поколения таких очков, пока существуют лишь гипотетически.
Как только потребители понимают, что они не могут повлиять на уровень сбора их персональных данных, то их поведение сразу же кардинально меняется - они отказываются от таких технологий, продуктов или услуг, насколько бы продвинутыми и удобными они ни были. Кстати, в том числе и благодаря этому происходит рост популярности VPN.
Комментарии: