История создания
Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК Энергия всегда относились к приоритетным. Даже в 90-е годы шла модификация кораблей «Союз ТМ», имелся задел по дальнейшей модернизации («Союз ТММ», «Союз ТМС»). Во второй половине 90-х ведущим аэродинамиком РКК Решетиным был предложен новый корабль по схеме «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и баллистической капсулой «Союза». В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель испытана в аэродинамической трубе.
В 2000—2002 годах шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая ситуация в отрасли не оставляла надежд на реализацию. Наконец, в 2003 году Решетин сумел переломить ситуацию — проект получил путёвку в жизнь.
В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА, но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.
Основные отличия от «Союзов»
Устройство корабля
Конструктивно «Клипер» состоит из возвращаемого аппарата (ВА) и орбитального отсека. Главная особенность — это возвращаемый аппарат типа «несущий корпус» со своеобразной утюгообразной формой. Существенно более высокое аэродинамическое качество (0,6—1,8 на гиперзвуке против 0,25—0,3 у «фары» «Союза») позволяет осуществлять планирующий спуск в верхних слоях атмосферы, что снижает тепловые нагрузки и позволяет использовать многоразовую теплозащиту. Конструкция также позволяет возвращаемому аппарату совершать боковые манёвры в пределах 500—600 км, в то время как «фа́рам» при спуске с орбиты удаётся скорректировать не более 70—80 км. В отличие от «Союза» ВА аэродинамически неустойчив, поэтому для удержания нужной ориентации при спуске у аппарата предусмотрены аэродинамические щитки. Крылатый ВА в целом сохранил фюзеляж бескрылого, но несмотря на это, обладает высоким аэродинамическим качеством на дозвуке (до 4—5), что позволяет производить посадку на аэродромы как обычному самолету.
Орбитальный отсек спроектирован на базе орбитального отсека «Союза». С него же возьмут системы сближения и стыковки. Двигатели орбитального маневрирования предполагается сделать на паре этанол/жидкий кислород. Запас ХС ~420 м/с.
Снизу к орбитальному отсеку пристыкован модуль с твёрдотопливными двигателями системы аварийного спасения (САС). Они же используются для довыведения на орбиту.
Технические характеристики бескрылого корабля
Стартовая масса | 13-14,5 тонн |
---|---|
Количество членов экипажа+пассажиры | 2+4 при старте / 2+5 при посадке |
Объём кабины возвращаемого аппарата | 20 м3 |
Масса возвращаемого аппарата | 7,1—9,8 т |
Масса груза доставляемого | 700 кг. |
Масса груза возвращаемого | 500 кг. |
Масса груза, удаляемого в бытовом отсеке | 200 кг. |
Время автономного полёта (с экипажем 6 чел) | 5 суток |
Время полёта в составе орбитальной станции | 1 год |
Перегрузка при спуске | 2,5g |
Точность посадки | (3—15) км. |
Использование корабля
«Клипер» разрабатывается как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций), в его задачи входит:
Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции (в частности МКС) и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» — 5 суток (при выполнении целевых задач длительность автономного полета без стыковки со станцией составляет до 15 суток), в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.
Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск Клиперов будет возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» — также и со строящегося стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.
Ракета-носитель
В проекте РКК «Энергия» для вывода корабля «Клипер» на низкую околоземную орбиту предполагалось использовать новую российскую ракету-носитель «Онега», разрабатываемую на основе глубокой модернизации РН среднего класса «Протон».
Однако в связи с тем, что одновременная разработка космического корабля и РН могла потребовать больших финансовых и временных затрат, экс-гендиректор РКК «Энергия» Юрий Семёнов обратился к украинским коллегам с предложением использовать вместо проектируемой ракеты-носителя «Онега» находящуюся в совместной эксплуатации на космодроме «Байконур» украинско-российскую ракету-носитель «Зенит-2». По его же словам, стоимость создания лётного образца «Клипера» около 10 млрд рублей (в ценах 2004 года).
Финансирование и разработчики проекта
По словам заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерия Рюмина на всемирном форуме ЭКСПО-2005, проходившем в Японии, в 2005 году финансирование проекта «Клипер» на средства из бюджета не запланировано.
Европа с самого начала проявляла большую заинтересованность в проекте «Клипер». Предполагалось, что ЕКА займется разработкой авионики и ряда других систем корабля и будет вкладывать в проект по £100 млн ежегодно, в течение 10 лет. (Статья в газете «Observer» от 22 мая 2005 года, англ.) В декабре 2005 года на совете министров ЕКА обсуждалось выделение 60 миллионов евро на проведение предварительных исследований по проекту «Клипер». Проект не получил поддержки, и решение о формах сотрудничества и масштабах финансирования было отложено до лета 2006 года.
18 января 2006 года Федеральное космическое агентство объявило о проведении тендера на разработку перспективного космического корабля многоразового использования «Клипер». Заявки на участие подали РКК Энергия, ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния». После месячного обсуждения конкурсная комиссия объявила, что ни один из представленных вариантов не удовлетворяет условиям тендера, все они были отправлены на доработку, а окончательное решение перенесено на июнь. 26 июня Европейское космическое агентство предложило Роскосмосу присоединиться к разработке космической транспортной системы ACTS на базе КК Союз и европейского корабля ATV. Предложение было принято и спустя 2 недели конкурс на перспективный многоразовый корабль был официально прекращен по причине технико-экономической нереализуемости представленных проектов.
14 июля правительством РФ была одобрена разработанная в РКК «Энергия» концепция развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 гг. Концепция подразумевает поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полеты на Марс. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК Союз и создание межорбитального буксира «Паром», а уже потом (2010—2015 гг) предполагается создать многоразовый корабль «Клипер».
В настоящее время разработка «Клипера» не относится к числу приоритетных направлений деятельности РКК «Энергия». Часть НИОКР, как и раньше, финансируется из собственных средств корпорации, в частности в 2007 году на наземной испытательной базе планируется провести отработку ряда заложенных в проект технических решений.
----------
Вам надоел ваш старый телевизор? Пора его сменить на новый! Большой выбор цифровых телевизоров здесь www.megastayl.ru. Высокое качество с гарантией.
Комментарии:
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
volhvalim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
volhvalim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
volhvvolhvalim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий
alimvolhvvolhvalim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий
сам найди ;)
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».А будет ли финансирование нафдено... ))))
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).