С тех пор, как 21 июля 2011 года шаттл «Atlantis» вернулся на Землю, ни один американский астронавт не взлетел с американской земли для полета в космос. НАСА платит России за доставку своих людей на орбитальный исследовательский центр по 82 миллиона долларов за билет Земля – МКС – Земля на человека.
В 2014 году космическое агентство США заключило контракты с SpaceX и Boeing на выполнение этой задачи. Но программа столкнулась с задержками, так как требования безопасности для пилотируемых полетов гораздо более строгие, чем для беспилотных миссий по развертыванию спутников. Никто в Америке не хочет снова пережить трагедии американских космических кораблей "Challenger" и "Columbia" в 1986 и 2003 годах.
С отставанием от графика на 3 года, в субботу запланирован запуск ракеты Falcon 9 с мыса Канаверал в 07:49 по Гринвичу (10:49 МСК) с капсулой «Crew Dragon». Через день она достигнет МКС. Капсула должна вернуться на Землю 8 марта. Если все пройдет хорошо, в следующий раз на борту капсулы будут два астронавта. Планируется это событие на июль, но еще не точно.
«Подобные вещи всегда занимают больше времени, чем вы думаете», - сказала Лори Гарвер, которая была зам. руководителя НАСА, когда подписывались контракты с SpaceX и Boeing при президенте США Бараке Обаме.
SpaceX не новичок в деле поездок на космическую станцию и обратно. Компания, основанная Элоном Маском, с 2012 года выполнила 15 миссий по доставке грузов на орбиту. Одна из ее ракет, связанных с МКС, взорвалась в 2015 году. Вторая версия ракеты Dragon для экипажа была адаптирована из грузовой модели, которая доказала свою надежность.
По словам вице-президента SpaceX Ханса Кенигсмана, субботняя миссия по-прежнему остается «большим событием».
«Это важный первый шаг, который мы делаем для возвращения возможности запуска экипажа на территорию США», - сказал Уильям Герстенмайер, помощник администратора НАСА Human Exploration and Operations.
Потребовались годы, чтобы достичь этой цели.
«Я не думаю, что очень многие думали, что промежуток времени между прекращением работы шаттла и новым транспортным средством будет таким большим», - сказал Роджер Лауниус, бывший главный историк НАСА.
Охлаждение отношений США с Россией усилило давление на США, стимулируя их к самостоятельной отправке людей в космос. НАСА всегда полагалось на аэрокосмическую промышленность в своих пилотируемых космических программах. Лауниус вспоминает, что в дни лунных миссий Аполлона «почти все в этой комнате были подрядчиками, а не сотрудниками НАСА». Новым будет то, что НАСА больше не покрывает все расходы на разработку и не владеет космическим кораблем, который будет использоваться для отправки людей в космос. Скорее, оно покупает услугу по установленной цене: контракты 2014 года требуют 4,2 млрд долларов для Boeing и 2,6 млрд долларов для SpaceX за 6 миссий и испытательный полет. По словам Гарвера, всего лишь 4 миллиарда долларов в год могли бы сохранить оригинальную программу челноков.
Беспилотный испытательный полет Boeing запланирован на апрель.
Майкл Нойфельд, главный куратор Отдела космической истории Смитсоновского музея авиации и космонавтики, подчеркнул важность сотрудничества НАСА с двумя компаниями-конкурентами. «Один из уроков шаттла заключается в том, чтобы не делать ставки на одно транспортное средство», - сказал он. «В случае несчастного случая, вы не останетесь в тупике».
Комментарии: