Если вам когда-нибудь было интересно, как выглядит гигантский ракетный топливный бак после взрыва, сейчас вы сможете утолить свое любопытство.
На видео, которое НАСА выпустило в понедельник (9 декабря),
инженеры целенаправленно взорвали испытательную версию топливного бака ракеты
Space Launch System (SLS). При этом они обнаружили, что бак может выдерживать
гораздо больше, чем они ожидают от настоящей версии, которая отправится в полет.
В Центре космических полетов им. Маршалла НАСА в Хантсвилле инженеры
проводили испытания резервуара, заполненного жидким водородом. Бак выдержал
более 260% от ожидаемых летных нагрузок в течение более 5 часов, после чего
инженеры обнаружили точку потери устойчивости, которая вскоре лопнула.
«Мы преднамеренно довели бак до крайности и разрушили его,
потому что доведение систем до точки отказа дает дополнительные данные, которые
помогут в строительстве ракет», - сказал в НАСА Нейл Отте, главный инженер SLS
Stages Office. «Мы будем летать на Space Launch System в течение десятилетий, и
сегодняшняя поломка топливного бака поможет безопасно и эффективно развивать
ракету SLS по мере развития наших миссий».
Ранее бак завершил испытания, в которых он выдержал нагрузки,
которые должен испытывать при старте. Во время этих более ранних испытаний бак
не обнаруживал признаков трещин или поломок.
Для всех испытаний бака инженеры НАСА и Boeing моделировали взлет с учетом летных нагрузки. Испытательная версия бака с жидким водородом SLS, который используется для этих испытаний, конструктивно идентична фактическому летному баку. Чтобы воссоздать точные нагрузки полета, инженеры используют газообразный азот и большие гидравлические поршни для создания интенсивного сжатия, растяжения и давления.
«Это окончательное испытание топливного бака знаменует собой
крупнейшее из когда-либо контролируемых испытаний на отказ бака под давлением
ступени ракеты НАСА», - добавил в заявлении Майк Николс, ведущий
инженер-испытатель. «Эти данные пойдут на пользу всем аэрокосмическим
компаниям, проектирующим ракетные баки».
Бак не только доказал, что сможет выдержать серьезное
давление - он действовал в соответствии с тем, что было предсказано
аналитической группой Boeing. «Первоначальный сбой прогиба бака произошел в том
же месте, которое прогнозировала команда аналитиков Boeing», - говорится в
заявлении Люка Денни, менеджера квалификационных испытаний группы тестирования
и оценки Boeing. «Точность этих прогнозов по сравнению с реальными испытаниями
подтверждает правильность наших структурных моделей и обеспечивает высокую
достоверность конструкции бака».
Комментарии: