Когда большинство людей думают о космическом
путешествии, они представляют себе ракеты, подобные Сатурну 5, которая отправила
астронавтов Apollo на Луну.
Большая часть этой огромной ракеты состояла из
топлива, которое сжигала, чтобы запустить на орбиту крошечную космическую
капсулу с экипажем. Там, где нет земной гравитации, краткие запуски двигателей,
работающих на топливе, направляли космическую капсулу Apollo к Луне и обратно.
С тех пор ученые разработали альтернативные технологии
двигателей, которые не сжигают тяжелое топливо. Вместо этого эти двигатели
ионизируют стабильные газы, такие как ксенон и криптон, используя электричество
от солнечных элементов, чтобы отделить электроны от атомов газа, чтобы создать
поток положительно заряженных ионов, называемый плазмой. Космический корабль
выталкивает эту плазму из выхлопа, чтобы продвигаться в невесомой пустоте.
Плазменные двигатели в настоящее время позволяют сотням GPS, военным и коммуникационным спутникам вносить незначительные корректировки курса и поддерживать стабильные орбиты. Но теперь ученые разрабатывают новое поколение ионных двигателей, способных отправлять космические корабли в дальние миссии по всей Солнечной системе, такие как модуль Deep Space 1, который посетил астероид (9969) Брайля и комету Боррелли, и космический корабль Dawn, который отправился к пояс астероидов между Марсом и Юпитером.
«Плазменные двигатели - будущее космических
исследований», - сказал Кен Хара, доцент кафедры аэронавтики и космонавтики,
который помогает разрабатывать компьютерные модели, чтобы сделать ионные
двигатели более мощными, эффективными и полезными.
Хара говорит, что плазменные двигатели имеют ряд
преимуществ перед своими предшественниками. Для начала, ионизированные газы,
используемые в качестве пропеллентов в плазменных двигателях, весят меньше, чем
топливо, сжигаемое двигателями эпохи Apollo. Каждый килограмм, который
космический корабль экономит, уменьшая топливную нагрузку, означает больший вес
научной нагрузки. Более того, когда космический аппарат с плазменным двигателем
находится в космосе, он может разгоняться с течением времени, в конечном итоге
давая этим легким двигателям преимущество в скорости.
Понимание того, почему это так, включает концепцию
удельного импульса - скорость, с которой топливо выходит из двигателя.
Традиционный двигатель, работающий на топливе, сжигает огромный объем топлива,
но с низкой скоростью выхлопа, комбинация, которая производит огромную тягу. Поэтому
ракета на стартовой площадке сначала медленно движется, когда поднимается
огромным потоком пламени, а затем ускоряется, когда создаваемая огромная тяга разрушает
силу тяжести и отправляет ракету в небо.
В отличие от этого, плазменный двигатель предназначен
для другой среды - запуска космического корабля, который уже находится в
условиях низкой гравитации или невесомости. Плазменный двигатель запускается,
испуская ионизированные частицы с чрезвычайно высокими скоростями выхлопа, но
очень маленькими объемами, движение космического корабля можно сравнить с
дыханием. В космическом вакууме, когда ничто не может уменьшить поступательный
импульс космического корабля, эти потоки ионизированной тяги позволяют судну
набирать скорость с течением времени, двигаясь как быстрее, так и дальше, чем
космический корабль, работающий на топливе.
Хара, недавно удостоенный награды Общества
электрического ракетного двигателя, создает компьютерные модели, которые
помогут еще больше улучшить плазменные двигатели, исследуя, как плазма может
достигать более быстрых и более мощных скоростей удельного импульса. Для этого
ему необходимо разработать вычислительные модели, которые решат новые уравнения
и проверять их правильность при строгом математическом анализе. Затем он должен
проверить эти результаты, сравнивая свои математические предсказания с тем, что
экспериментальные ученые демонстрируют на реальных плазменных двигателях.
Комментарии: