В современных условиях работать "вслепую" уже стало невозможно. Так сегодня даже в региональных госполиклиниках мы не видим очередей, которые раньше создавались, в основном, из-за долгого времени поиска медицинских карт в регистратуре. Сейчас всё в компьютере. Привычными стали такие сервисы, как электронное расписание, самозапись к врачам через интернет, электронные архивы медицинской документации, электронные рецепты и пр.
Для коммерческих клиник такие программы или системы управления выполняют и многие другие функции: автоматизированное формирование договоров, согласий и финансовой документации, управленческий учет, онлайн мониторинг работы врачей и администраторов, взаимодействие с клиентами (CRM), рассылка СМС-сообщений пациентам, анализ эффективности рекламы, бизнес-аналитика и многое другое.
Сегодня на российском рынке представлено много медицинских информационных систем от различных разработчиков. Большинство из них работают в одной или нескольких клиниках и постоянно дорабатываются под их запросы. Лишь несколько десятков систем представляют собой тиражируемые решения. Однако практически все программы, разработанные для общей медицины не подходят для стоматологических клиник, которые обладают многими специфическими функциями: электронная зубная формула, заказ-наряды на выполнение зуботехнических работ и др. Поэтому программы для стоматологии всегда развивались параллельно, и их создавали отдельные разработчики. При этом, стоматологические программы, как правило, подходят для косметологий и других областей медицины. Рассмотрим несколько наиболее распространенных таких программ.
В данный обзор мы включили только программы, зарегистрированные в Реестре Российского программного обеспечения. Официальное использование в медицинской практике других программ или облачных сервисов может вызвать проблемы со стороны контролирующих органов.
Это одна из первых программ для автоматизации процессов и управления в стоматологии, первые версии которой появились в середине 1990-х. В те времена большинство программ в любой области работали только на одном компьютере. Затем стали появляться сетевые программы, которые работали по технологии "файл-сервер", когда разные компьютеры в локальной сети работали с одними и теми же файлами, находящимися на сервере. Эти системы были крайне ненадежны и требовали постоянного резервного копирования. На смену им пришла технология "клиент-сервер", и Dental4Windows была практически первой медицинской системой, работающей с использованием выделенного SQL-сервера, по крайней мере, в области стоматологии. До сих пор она считается одной из самых надежных программ, которая может без сбоев и потери данных работать в течение нескольких лет даже при условии одновременной работы десятков компьютеров в локальной сети.
Эта программа изначально была ориентирована на стоматологов с учетом всех их специфических потребностей. За тридцать лет пользователями Dental4Windows стали десятки тысяч стоматологов и тысячи стоматологических клиник по всей стране. Сегодня программа продолжает развиваться с учетом новых возникающих требований и развития новых технологий. Надежность и неизменная ориентация на задачи стоматологической сферы делают, на наш взгляд, программу Dental4Windows лучшим выбором для стоматологических клиник и кабинетов.
Первые версии медицинской информационной системы "Медиалог" появились также в середине 1990-х. Разработчики изначально были нацелены на создание универсальной платформы, с помощью которой можно было бы автоматизировать любое медицинское учреждение. Сегодня "Медиалог" является одной из ведущих российских МИС, клиентами которой являются, в первую очередь, крупные государственные многопрофильные медицинские центры и больницы.
Фактически "Медиалог" представляет собой не готовую систему "установил-запустил-работай", а платформу, позволяющую с помощью дополнительного программирования и настроек автоматизировать работу самых сложных по своей структуре многопрофильных медицинских центров, больниц или центров лабораторной диагностики. Обратной стороной такой мультифункциональности стала стоимость продукта и его внедрения – самая высокая среди представленных в данном обзоре программ.
В последние годы компания-разработчик уделяет много внимания телемедицине, что, несомненно, является актуальным трендом современной медицины.
Программа "Инфодент" появилась на рубеже 2000-х годов и сразу стала весьма популярной среди коммерческих стоматологий, поскольку изначально включала в себя мощный аналитический блок, разработанный ведущей в те годы консалтинговой компанией DentalManagementGroup. Программа внедрялась по результатам управленческого консалтинга и была настроена на предлагаемые в то время решения, например, использование нозологического прейскуранта и аналитика по врачам, основанная на их личной выработке.
Через несколько лет разработчики программы "Инфодент" выделились в отдельную компанию "Смарт Дельта Системс" и вплотную занялись разработкой программы более широкого профиля "Инфоклиника". Перед разработчиками встали совершенно новые и достаточно сложные задачи, в результате чего интерес к развитию именно стоматологической специфики был практически утерян. Сегодня программа "Инфоклиника" успешно внедряется в крупных многопрофильных государственных клиниках. Для частных стоматологий она продолжает оставаться актуальным коробочным продуктом с несколько устаревшим функционалом и высокой ценой.
Бухгалтерские программы 1С сегодня являются, пожалуй, самыми популярными и распространенными системами для ведения бухгалтерского и складского учета. В России сегодня работают тысячи сертифицированных специалистов по системам на основе 1С. Несомненно, тема автоматизации предприятий не обошла и стоматологию, и сегодня существует несколько программ для стоматологических клиник на основе 1С. Среди них можно выделить "1С:Медицина. Стоматологическая клиника" (разработчик ООО "1С-Софт"), программы "1С:Медицина. Поликлиника" и "БИТ.Стоматология" (разработки компании "Первый Бит"). Вероятно, существуют и десятки других программ на основе 1С, но напоминаем, что мы рассматриваем только программы, официально зарегистрированные в Реестре Российского программного обеспечения.
С первого взгляда может показаться, что это удобные коробочные продукты, главное достоинство которых – сравнительно низкая цена. Однако установив такую "коробку" в клинике, вы поймете, что все, что могут делать такие программы, это оформлять счета и накладные, вести бухгалтерский и, возможно, складской учет. Специфики стоматологии там будет мало, а чтобы дорабатывать такие программы, необходимо будет привлекать специалиста по 1С, ставить ему задачи, заносить собственные печатные формы документов и т.д. В результате доведение любых программ на основе 1С до функционала, необходимого стоматологической клинике, потребует немало финансовых и, главное, временных затрат с непредсказуемым результатом.
Выбирая любую программу для клиники, необходимо не покупать "кота в мешке", а иметь возможность установить программу и поработать с ней какое-то время, а также иметь возможность задать нужные вопросы разработчику.
Все разработчики считают, что их программа "самая лучшая", но для вас важно то, какая из них будет лучшей именно для вашей клиники. И здесь немаловажную роль играет техническая поддержка от компании-разработчика, насколько компания открыта и готова к общению, насколько ее специалисты могут удовлетворить всем вашим запросам и, возможно, сделать необходимую доработку.
Комментарии: